Диагностика элементов системы зажигания
Система зажигания
Общие сведения
Электрическое оборудование двигателя включает в себя аккумуляторную батарею, систему зажигания (высокого и низкого напряжения), стартер и генератор.
Для поиска и определения неисправностей в системе электрического оборудования двигателя необходимо использовать диагностические схемы.
Распределитель зажигания
Цепь зажигания состоит из аккумуляторной батареи, распределителя зажигания, выключателя зажигания, свечей зажигания и проводов низкого и высокого напряжения. Информация об аккумуляторной батарее представлена в соответствующей главе.
Распределитель зажигания HEI
Распределитель зажигания оборудован внутренним датчиком, состоящим из постоянного магнита, полюсного наконечника с внутренними зубьями и считывающей катушкой. Зубья сердечника прерывателя вращаются в полюсном наконечнике. Когда зубья сердечника прерывателя совпадают с зубьями полюсного наконечника, в считывающей катушке индуцируется напряжение, которое является сигналом для электронного блока на отключение тока в первичной цепи индукционной катушки зажигания. Первичный ток резко уменьшается и во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется высокое напряжение. Это напряжение через ротор подается по высоковольтным проводам к свечам зажигания. Конденсатор, установленный в распределителе зажигания, обеспечивает подавление помех для радиоприема.
Все изменения в моменте зажигания в распределителе НЕI (EST) осуществляются электронным модулем управления (ЕСМ). Модуль получает информацию от различных датчиков, установленных на двигателе, рассчитывает требуемый угол опережения зажигания и передает сигнал распределителю зажигания на соответствующее изменение угла опережения зажигания. В распределителе зажигания имеется вспомогательная система опережения зажигания для управления блоком зажигания при отказе ЕСМ, при этом не применяются вакуумные или механические системы изменения угла опережения зажигания.
Угол опережения зажигания
При использовании стробоскопа подсоедините переходник между свечой зажигания первого цилиндра и высоковольтным проводом, идущим к этой свече, или воспользуйтесь датчиком индукционного типа. Не прокалывайте изоляцию высоковольтного провода. При появлении повреждения в изоляции высоковольтного провода будет происходить пробой на ближайшую деталь, соединенную с «массой», и свеча не будет работать должным образом. На некоторых двигателях предусмотрено отверстие для магнитного датчика, применяемого совместно со специальным электронным оборудованием, для установки момента зажигания. За сведениями о правилах работы с таким оборудованием следует обращаться к инструкциям производителей.
Высоковольтные провода
Высоковольтные провода, применяемые в системе зажигания, имеют пропитанный углеродистый сердечник, окруженный оболочкой из силиконовой резины диаметром 8 мм. Силиконовая оболочка выдерживает очень высокие температуры и обеспечивает хорошую изоляцию от высокого напряжения в системе зажигания HEI.
Наконечники высоковольтных проводов, изготовленные из силиконовой резины, плотно посажены на свечи. Перед снятием наконечника его необходимо повернуть на половину оборота.
Подсоединение стробоскопа или любого иного измерительного оборудования следует производить с осторожностью.
Не вставляйте щупы между наконечником и проводом или через силиконовую оболочку. Следует выполнять параллельные соединения, пользуясь переходником. Не тяните за высоковольтный провод при снятии его со свечи зажигания, а тяните за наконечник или применяйте приспособление, предназначенное для этой цели.
Свечи зажигания
Рис. 6.14. Пример маркировки свечи зажигания: R – резистивный тип; 4 – размер резьбы 14 мм; 6 – тепловой режим; Т – коническая юбка изолятора; S – удлиненный наконечник электрода |
На всех двигателях, за исключением двигателей с алюминиевой головкой цилиндров, установлены свечи резистивного типа с конической юбкой изолятора. При установке таких свечей не требуется применение прокладок. Система маркировки свечей зажигания представлена на рис. 6.14.
Первая и последние буквы обозначают конкретный тип свечи. Цифры указывают размер резьбы и тепловой режим.
Первая цифра обозначает размер резьбы:
4 – 14 мм; 2 – конусная часть 1/2 дюйма;
8 –18 мм; 5 – конусная часть 1/2 дюйма;
10 –10 мм; 6 – конусная часть 3/4 дюйма;
12 – 12 мм; 7 – конусная часть 7/8 дюйма.
Вторая цифра означает тепловой режим:
0–1–2–3–4–5–6–7–8–9
ХОЛОДНАЯ.....ГОРЯЧАЯ.
При обычных условиях эксплуатации двигатель может работать в режиме холостого хода, медленной скорости и высокой скорости движения. Эпизодическое или периодическое движение с высокой скоростью необходимо для улучшения работы свечей зажигания. При этом выделяется большее количество тепла, благодаря чему выгорают углеродистые и прочие отложения, образующиеся при частой работе двигателя на холостом ходу или при движении с частыми остановками. Свечи зажигания защищены изолирующим наконечником, изготовленным из специального теплостойкого материала, закрывающего клемму свечи и частично изолятор. Такие наконечники предотвращают проскакивание искры по свече, вызывающей перебои в работе двигателя. Не следует смешивать коронный разряд с проскакиванием искры или коротким замыканием в изоляторе.
Коронный разряд сопровождается постоянным голубым свечением вокруг изолятора. Коронный разряд является признаком наличия поля высокого напряжения и не оказывает воздействия на поведение системы зажигания. Обычно коронный разряд можно увидеть только в темноте. Такой разряд приводит к отталкиванию частиц грязи, благодаря чему на части изолятора, находящейся непосредственно над корпусом, остается светлое кольцо. Это кольцо иногда ошибочно принимают за доказательство прорыва газов между корпусом свечи и изолятором.
Выключатель зажигания
Механический выключатель зажигания расположен в правой части рулевой колонки под рулевым колесом. Электрическая часть отделена от ключа и замка зажигания, однако, обе части работают синхронно и совместно благодаря соединительной штанге. Полное описание работы ключа и замка зажигания, а также соединительной штанги дано в главе «Рулевое колесо и рулевая колонка».
Диагностика элементов системы зажигания
Свечи зажигания
Подгоревшие или загрязненные свечи могут удовлетворительно работать на холостом ходу, но при повышении частоты вращения коленчатого вала они могут работать с перебоями. Неустойчивая работа свечей зажигания определяется по многим признакам: увеличенному расходу топлива, уменьшению мощности двигателя, уменьшению скорости, затрудненному пуску и неустойчивой работе двигателя в целом.
Нарушение работоспособности свечей зажигания может быть и из-за отложения нагара, увеличенного межэлектродного зазора и треснутого изолятора. Нагар на свечах представляет собой углеродистые отложения черного цвета. Появление черных отложений обычно является результатом медленной езды и частых остановок, когда необходимая рабочая температура двигателя достигается редко. Износ поршней и колец, неправильная установка угла опережения зажигания, переобогащение топливновоздушной смеси, применение свечей со слишком холодным тепловым режимом – все это также приводит к появлению нагара. Выгорание межэлектродного зазора при малом пробеге обычно указывает на то, что двигатель работает на высоких частотах вращения коленчатого вала, с большой нагрузкой, постоянно превышающей нормальные величины, или что свеча предназначена для более высоких температур. Износ электрода может также быть следствием перегрева свечи в результате утечки отработавших газов через резьбу из-за недостаточной затяжки свечи зажигания. Применение излишне обедненных смесей также приводит к сильному износу электрода свечи зажигания.
Появление трещин в изоляторе обычно является результатом неправильной установки свечи или регулировки межэлектродного зазора. Разрушение верхнего изолятора обычно вызвано применением несоответствующего ключа или ударом. Трещина в изоляторе может быть видна не сразу, а после попадания масла или влаги в трещину. Трещины часто появляются непосредственно под закраиной корпуса и могут быть не видны. Разрушение нижнего изолятора обычно бывает вызвано неправильной регулировкой межэлектродного зазора и, как правило, заметно сразу. Такое разрушение может произойти от перегрева свечи при высоких скоростях движения или при больших нагрузках. При регулировке межэлектродного зазора следует подгибать только боковой (соединенный с «массой») электрод. Свечи зажигания с треснутыми изоляторами подлежат замене.
Техническое обслуживание
Распределитель зажигания
Описываемые процедуры применимы в целом к большинству модификаций автомобиля. В тех случаях, когда в техническом обслуживании имеются различия или требуется дополнительная информация, см. главу «Обслуживание на автомобиле» для конкретной модификации.
Распределитель HEI
1. При проведении проверки компрессии отсоедините провод от выключателя зажигания у распределителя зажигания. При отсоединении провода не пользуйтесь отверткой для отжатия запорного язычка, так как при этом может произойти повреждение провода.
2. Не требуется периодической смазки распределителя зажигания. Моторное масло смазывает нижнюю втулку, а резервуар с маслом обеспечивает смазку верхней втулки.
3. Клемма тахометра (ТАСН) находится рядом с клеммой выключателя зажигания (ВАТ) на крышке распределителя зажигания.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ни в коем случае не допускайте замыкания клеммы тахометра на «массу» во избежание повреждения блока и/или катушки зажигания. Некоторые из эксплуатируемых в настоящее время тахометров могут быть несовместимы с данной системой зажигания высокого напряжения (HEI).
4. Продолжительность размыкания в распределителе зажигания регулируется блоком ЕСМ и не может быть отрегулирована техниками.
5. Материал, используемый при изготовлении высоковольтных проводов, очень эластичный, поэтому такие провода выдерживают более высокие тепловые нагрузки и напряжения, но при этом становятся более вероятными задиры и порезы. Высоковольтные провода необходимо прокладывать с осторожностью, чтобы избежать износа и порезов. При отсоединении высоковольтного провода от свечи следует поворачивать наконечник провода на свече и тянуть за него или использовать специальное устройство для снятия наконечников.