Основы проектирования деталей машин 2 страница

i - число плоскостей среза стержня заклепки;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - допускаемое напряжение на срез для материала заклепки.

При изготовлении заклепки из менее прочного материала, чем материал соединяемых деталей, то при нагружении соединения внешней силой возможно смятие стержня заклепки. Условие прочности по допускаемым напряжениям смятия имеет вид:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - меньшая толщина соединяемых деталей;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - допускаемое напряжение на смятие материала заклепки.

Разрушение деталей по нормальному сечению , ослабленному отверстиями под заклепки, может произойти под действием большой внешней нагрузки. Для обеспечения прочности соединяемых деталей нормальное растягивающее напряжение в этом сечении должно удовлетворять условию:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru ;

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - ширина соединяемых деталей;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - число заклепок в рассматриваемом сечении;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - допускаемое напряжение на разрыв для материала листа.

Условие прочности на срез края соединяемых деталей

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

При действии знакопеременной нагрузки на заклепочное соединение, допускаемые напряжения понижаются путем умножения на коэффициент Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где a, b - коэффициенты, зависящие от материала заклепок.

Fmin , Fmax - минимальное и максимальное значение действующей силы.

Расчет плотных заклепочных швов. Плотные заклепочные швы должны не только прочными, но и обеспечивать герметичность. Герметичность может быть обеспечена при условии отсутствия взаимного смещения соединяемых деталей.

Величину, характеризующую герметичность, невозможно определить теоретически. Для оценки герметичности вводится понятие коэффициента скольжения.

Коэффициент скольжения - это сила сопротивления проскальзыванию соединяемых деталей, условно отнесенная к единице площади поперечного сопротивления заклепок

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - усилие, приложенное к листу на участке шага;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - число заклепок, приходящееся на полосу шириной, равной одному шагу;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - допустимый коэффициент скольжения, зависящий от типа шва.

Усилие, приложенное к листу на участке шага, для продольного шва рассчитывают по зависимости: Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru а для поперечного заклепочного шва – Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Расчет плотных заклепочных соединений начинают с определения толщины стенки сосуда.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где D - внутренний диаметр сосуда;

p - давление на поверхность стенки сосуда;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - коэффициент прочности продольного шва;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - допускаемое напряжение при растяжении материала стенки сосуда;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru = 1 ... 3 мм - припуск на коррозию металла.

Допускаемое напряжение Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru при растяжении при нагреве стенки сосуда до 2500С определяют по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru = Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - предел прочности материала стенки сосуда при растяжении;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - коэффициент запаса прочности.

Для заклепочного шва в нахлестку Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru = 4,75, а для заклепочного шва двухрядного и трехрядного в стык с двухсторонними накладками Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru = 4,00.

Сварные соединения

Сварные соединения являются наиболее совершенной и распространенной разновидностью неразъемных соединений. По конструктивным признакам электросварные соединения делятся на следующие разновидности: соединения стыковые (рис. 13.1,а), соединения внахлестку (рис. 13.1,б), соединения тавровые (рис. 13.1,в) и соединения прорезные.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 13.1

Соединения стыковые.При действии на стыковое соединение растягивающей силы Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru (рис. 13.2) условие прочности имеет вид:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - растягивающее напряжение в сварном шве;

F - сила, действующая на сварное соединение;

b - ширина свариваемых деталей;

s - толщина свариваемых деталей.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 13.2

Соединения в нахлестку. Соединения в нахлестку выполняются с помощью угловых швов, которые делятся на: лобовые, фланговые, косые, комбинированные.

Лобовой шов накладывается перпендикулярно к линии действия нагрузки F.Условие прочности для лобового шва при действии силы F (рис. 13.3,а)

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где k -катет шва,

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - длина лобового шва,

[ Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru ] - допускаемое напряжение на срез.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 13.3

В случае действия изгибающего момента M(рис. 13.3,б)условие прочности записывается в следующем виде:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Если сварной шов расположен параллельно направлению усилия, то он называется фланговым. На практике длину фланговых швов ограничивают условием Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru £ 50 k,а условие прочности при действии на сварное соединение силы Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru (рис. 13.4,а) имеет вид:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru количество швов.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 13.4

В тех случаях, когда на фланговые швы сварного соединения действует момент Mв плоскости стыка (рис. 13.4,б), условие прочности записывается следующем виде:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - полярный момент сопротивления, который подсчитывается для сечения швов в плоскости разрушения;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru полярный момент инерции сечения сварного шва;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru максимальное расстояние от центра тяжести сечения швов до наиболее удаленной точки сварного шва.

При совместном воздействии силы Fи момента M, действующего в плоскости стыка,расчетное напряжение среза Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru определяется геометрическим суммированием с использованием теоремы косинусов

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru ,

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru угол между направлениями векторов напряжений Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ruи Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

Условие прочности для косого шва при действии силы F в плоскости стыка будет иметь вид:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru длина косого шва.

Соединения тавровые. При данном виде соединения соединяемые элементы расположены во взаимно перпендикулярно расположенных плоскостях. Тавровые соединения могут выполняться как стыковым (рис. 13.5,а ), так и угловым ( рис. 13.5,б ) швом.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 13.5

Если на тавровое соединение действуют (рис. 13.6) перпендикулярно стыку сила F и момент M , то условие прочности соединения определяют по выражениям:

для стыкового шва

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru ,

для углового шва

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где s - толщина соединяемой детали;

z - число сварных швов;

k - катет сварного шва;

h - высота соединяемой детали.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 13.6

Определение допускаемых напряжений.В случае действия статической нагрузки, допускаемые напряжения в сварных швах задаются в долях допускаемого напряжения для основного материала Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , которые определяются по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru предел текучести основного материала;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru коэффициент масштабного фактора;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru коэффициент безопасности ( Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru для углеродистых сталей и Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru для низколегированных сталей);

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru коэффициент концентрации напряжений при статических нагрузках (большее значение для лобовых швов).

При действии нагрузки переменной по величине и направлению допускаемое напряжение понижают путем умножения на коэффициент g :

для стыковых швов Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , для угловых швов Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

Резьбовые соединения

Основные понятия.Резьбовыми называют разъемные соединения, выполняемые с помощью резьбовых крепежных деталей - винтов, гаек, шпилек или резьбы, непосредственно нанесенной на соединяемые детали.

Резьбовые соединения являются наиболее распространенным видом разъемных соединений. Они в основном применяются в следующих случаях:

n для устранения возможности перемещения соединяемых деталей;

n для удержания деталей на определенном расстоянии друг от друга;

n для обеспечения плотности стыка соединяемых деталей;

n для осуществления поступательного движения (пресса, домкраты, ходовые винты);

n для получения точных относительных перемещений (регулировочные винты).

По форме основной поверхности резьбы подразделяют на цилиндрические и конические. Широкое применение имеют детали с цилиндрической резьбой.

Параметры резьбы показаны на рис. 14.1.

Любая резьба имеет три диаметра (рис. 14.1,а) внутренний Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , средний Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru и наружный Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 14.1

Профиль резьбы характеризуют углом профиля Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , т.е. углом между прямолинейными боковыми сторонами профиля резьбы.

Расстояние между одноименными сторонами двух сосед­них профилей, измеренное в направления оси резьбы, называется шагом резьбы и обозначается Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru . Для многозаходных резьб используют термин ход резьбы, который обозначается Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , и равен произведению шага на число заходов. При повороте гайки на один оборот она перемещается вдоль оси винта на шаг или на ход.

Угол подъема Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru (рис. 14.1,б) развертки винтовой линии по среднему диаметру резьбы определяется соотношением

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

По направлению винтовой линии различают правую и левую резьбу. Левую резьбу применяют только в специальных случаях.

Резьбы также подразделяются по назначению и форме профиля. Крепежные резьбы бывают треугольные и круглые. Резьбы винтовых механизмов – трапецеидальные, упорные и прямоугольные.

Метрическая резьба является основным видом крепежных деталей.

Определение нагрузки, действующей на болт.В большинстве случаях соединение деталей осуществляется группой болтов, поэтому необходимо уметь определить силу, действующую на наиболее нагруженный болт при различных случаях нагружения.

Случай 1. На групповое болтовое соединение действует сила, проходящая через центр стыка и направленная параллельно осям болтов (рис. 14.2,а).

В этом случае делается допущение, что все болты воспринимают одинаковую нагрузку, тогда сила Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , растягивающая болт, будет равна

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru количество болтов в соединении.

Случай 2. На групповое болтовое соединение действует момент в плоскости перпендикулярной плоскости стыка (рис. 14.2,б). Максимальная сила Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , растягивающая болт, определяется по выражению

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru максимальное расстояние от оси болта до оси, проходящей через центр стыка;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru расстояние от оси i-того болта до оси, проходящей через центр стыка.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru Рис. 14.2

Случай 3. На групповое болтовое соединение действует сила, проходящая через центр стыка и направленная перпендикулярно осям болтов (рис. 14.3,а).

В этом случае делается допущение, что все болты воспринимают одинаковую нагрузку, тогда сила Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , срезающая болт, будет равна

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Случай 4. На групповое болтовое соединение действует момент в плоскости стыка (рис. 14.3,б). Максимальная сила Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , растягивающая болт, определяется по выражению

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru максимальное расстояние от центра стыка до оси;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru расстояние от центра стыка до оси i-того болта.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 14.3

Если действующая сила не проходит через центр стыка, то ее нужно перенести в центр стыка, предварительно разложив ее на горизонтальную и вертикальную составляющие. Затем, используя принцип независимости сил, найти от каждого силового фактора силу, действующую на болт, а затем и суммарную силу.

Расчет стержня болта на прочность. Рассмотрим расчет стержня болта на прочность, когда известна сила, действующая на болт.

Случай 1. На болт действует растягивающая сила (рис. 14.4,а)

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

а б

Рис. 14.4

Условие прочности имеет вид:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

откуда требуемый внутренний диаметр болта

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

В данном случае не играет роли, как установлен болт с зазором или без зазора.

Случай 2. Болт установлен без зазора и на него действует сила в плоскости стыка (рис. 14.4,б).

Условие прочности болта в этом случае имеет вид

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru ,

откуда требуемый наружный диаметр болта

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

Случай 3. Болт установлен с зазором и на него действует сила в плоскости стыка (рис. 14.5).

Чтобы не произошло смещение одной детали относительно другой необходимо на поверхности контакта создать силу трения Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , которая была бы больше сдвигающей силы Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru Принимают, что сила трения Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru должна быть больше сдвигающей силы Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru на 20%.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 14.5

Сила трения на поверхности контакта создается путем завинчивания гайки, при этом болт испытывает растяжение от силы затяжки Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru и кручение за счет трения в резьбе. Поэтому болт испытывает сложное сопротивление.

Используя третью теорию прочности, имеем

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

Нормальные напряжения от силы затяжки равны

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

Касательные напряжения от момента трения в резьбе

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru ,

где Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru приведенный угол трения.

Подставляя значения Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru , получаем

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Значение под корнем квадратным приблизительно равно 1,3. Учитывая, что сила трения

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

получаем

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

В этом случае условие прочности болта принимает вид:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru ,

откуда требуемый внутренний диаметр болта

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru .

Таким образом, рассчитывается на прочность стержень болта, когда определена сила, действующая на болт.

Соединения зацеплением

Шпоночные соединения.Соединение двух соосных цилиндрических деталей (вала и ступицы) для передачи вращающего движения между ними осуществляется с помощью шпонки - специальной детали, закладываемой в пазы соединяемых вала и ступицы.

На основные виды шпонок имеются ГОСТы, которые предусматривают размеры их поперечных сечений и соответствующих пазов в валу и втулке в зависимости от диаметра вала. Длина шпонки выбирается исходя из длины ступицы, но ее исполнительная длинна, должна быть стандартной.

Шпоночные соединения разделяют на соединения ненапряженные и напряженные.

Наибольшее распространение получили ненапряженные шпоночные соединения, сочетающиеся с посадкой ступицы на вал с гарантированным натягом, которые обеспечивают хорошее центрирование и высокую работоспособность соединения. К ненапряженным шпоночным соединениям относятся соединения призматической шпонкой, сегментной шпонкой и круглой шпонкой. Наиболее распространены соединения призматической шпонкой (рис. 15.1).

Эти шпонки имеют прямоугольное поперечное сечение. Размеры Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru этих шпонок и пазов в вале и ступице регламентированы ГОСТом 23360-78 в зависимости от диаметра вала. Размеры Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru подобраны таким образом, что среза шпонки не происходит, поэтому шпонку проверяют по напряжениям смятия. При расчете принимается, что сила давления ступицы на выступающую часть шпонки равномерно распределена как по высоте, так и по длине шпонки.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 15.1

Условия прочности на смятие в этом случае будет иметь вид:

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru ,

где T - вращающий момент, передаваемый валом;

d - диаметр вала;

h - высота шпонки;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru - глубина шпоночного паза в валу;

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru рабочая длина шпонки.

К напряженным шпоночным соединениям относятся соединение клиновыми шпонками (рис. 15.2). К ним относятся соединения врезной клиновой шпонкой, шпонкой на лыске, фрикционной шпонкой и тангенциальной шпонкой. Клиновые шпонки создают напряженное соединение и могут передавать вращающий момент, осевую силу и ударные нагрузки.

Основы проектирования деталей машин 2 страница - student2.ru

Рис. 15.2

Область применения врезных клиновых шпонок ограничена по следующим причинам:

1) они вызывают радиальные смещения оси ступицы по отношению к оси вала, что приводит к биению насаженной детали;

2) не обеспечивают необходимой прочности соединения в том случае, когда вал работает с реверсивным движением, которое вызывает ослабление шпоночного соединения;

3) вызывает большую концентрацию напряжений в углах паза.

В точном машиностроении и в ответственных соединениях их не применяют.

В отличие от призматических шпонок, у клиновых шпонок рабочими гранями являются широкие грани, а на боковых гранях имеется зазор. Одна из широких граней шпонки имеет по длине уклон 1:100, обеспечивающий самоторможение клиновой шпонки. При соединении врезной клиновой шпонкой впадина паза на валу не имеет уклона относительно оси вала, а впадина паза в ступице имеет по длине уклон относительно оси, соответствующий уклону клина, т.е. 1: 100.

Для установки шпонки на лыске на валу выполняется плоский срез (лыска). Такая обработка значительно меньше ослабевает вал. В ступице устанавливаемой детали делается паз с уклоном 1:100.

Грань фрикционной шпонки, которая соприкасается с валом, выполняется цилиндрического радиуса, равного радиуса вала. К достоинству фрикционной шпонки относится то, что ее применение не приводит к ослаблению сечение вала. Она требует лишь паза в ступице устанавливаемой детали с уклоном 1:100. Несущая способность фрикционной шпонки меньше, чем врезной. В основном ее применяют, если требуется часто передвигать ступицу вдоль вала или смещать в угловом направлении.

Нагрузка в соединении с фрикционной шпонкой передается только за счет трения, возникающего на контактируемых поверхностях. Поэтому это соединение можно использовать как предохранительное при перегрузках.

Тангенциальная шпонка состоит из двух односкосных клиньев, прижатых друг к другу скошенными гранями.Узкие грани шпонки параллельны и являются рабочими. Параллельность рабочих граней позволяют изготавливать пазы на валу и в ступице без уклона. В сечении соединения одна из широких граней шпонки располагается касательно к окружности вала.

Наши рекомендации