Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3

ИЗГИБ

Контрольное домашнее задание №3

Для двух балок, показанных на рис.4 (четный вариант) или на рис.5 (нечетный вариант), для заданного варианта:

1) построить эпюры поперечных сил Q и изгибающих моментов Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru . Описать и проверить все правила построения эпюр Q и Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru ;

2) определить опасное сечение шарнирно опертой балки и найти Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru ;

3) подобрать размеры (рис.8): a - для квадратного сечения, диаметр D для круглого сечения и диаметр D - для трубчатого сечения при Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru принимая Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru . Сравнить массы балок с различными рассмотренными сечениями;

4) найти Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru для шарнирно опертой балки квадратного сечения с размером а, вычисленным в пункте 3;

5) определить Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru для сложного сечения (рис.8) консольной балки.

Методические указания к заданию №2

1. По указанному варианту формируется конкретная расчетная схема, и определяются все исходные данные с использованием рис.4¸6 и таблицы 3 (аналогично заданию №1). Например, при варианте 516 из таблицы 3 находим внешние нагрузки (силы) Р1 и Р2 и момент М - Р1 = 15кН, Р2 = 5кН, М = -15кН×м.

По знакам сил определяются их направления (вверх - если сила положительная и вниз – если отрицательная); положительный внешний момент М действует против часовой стрелки, отрицательный – по часовой. После указания направлении сил и моментов на расчетных схемах, все они при вычислениях рассматриваются как положительные величины. Далее находятся длины участков балок l1 = 1,4м, l2 = 0,5м, l3 = 1,6м и размеры сложного сечения h1 = 0,10м, h2 = 0,02м, b = 0,12м. По найденным величинам с соблюдением масштабов строятся расчетные схемы балок для заданного варианта.

Методом сечений строятся эпюры Q и Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru . При этом предварительно определяются реакции опор (заделки) из условий статики и обязательно осуществляется проверка правильности определения реакций. Следует обратить внимание, что в опорах возникают реакции только в виде сил, а в заделке в виде силы и момента. Уравнения статики удобнее составлять в виде равенства нулю двух моментов, а равенство нулю всех сил, включая и силы реакции, использовать для проверки. При построении эпюр Q и Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru используются правила знаков сопротивления материалов, отличные от правил знаков теоретической механики, используемых в уравнениях статики.

После построения эпюр Q и Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru проверить и описать правильность их построения, используя правила, вытекающие из диффренциальных соотношений для Q и Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru . Например, одно из правил гласит, что в месте приложения сосредоточенной силы, на эпюре Q отмечается скачок на величину и в направлении приложенной силы, а на эпюре Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru . – излом, направленный своим острием навстречу сосредоточенной силе. Это правило нужно проверить для сил Р1, P2 и сил реакции, и описать результаты проверки (см. раздел 6).

2. Опасное сечение определяется по месту расположения максимального по модулю значения на эпюре Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru .

3. Подбор размеров осуществляется по формуле

Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru ,

где момент сопротивления W выражается через размеры сечений. При сравнении массы балок, считать что они имеют одинаковую длину и сделаны из одного и того же материала Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru где F площадь сечений, l - длина балки, r - плотность материала (материал выбрать по своему усмотрению).

4. Величина Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru находится по формуле Журавского

Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru

В задании надо описать и вычислить все величины, входящие в эту формулу и определить во сколько раз Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru больше средней величины Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru . Значение Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru взять из эпюры поперечных сил для консольной балки квадратного сечения.

5. Величина максимального нормального напряжения для сложного сечения вычисляется по формуле

Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru ,

где Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru берется из эпюры Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru для консольной балки.

Момент сопротивления сложного сечения вычисляется через сумму (разность) моментов инерции простых фигур, составляющих сложное сечение. Предварительно находится положение центра тяжести сложного сечения по формуле:

Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru

где yС,i – координаты центров тяжести простых фигур, измеряемые относительно общей для всех фигур оси Z; Si – статические моменты инерции, а Fi – площади простых фигур. Рекомендуется нанести точку центра тяжести на фигуре и оценить физичность ее расположения. Далее вычисляются осевые моменты инерции JZi простых фигур с использованием, при необходимости, формул пересчета при параллельном переносе осей. Моменты инерции простых фигур вычисляются относительно общей для всех фигур оси Z; после этого и находится Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru . По формулам пересчета при параллельном переносе осей определяется главный центральный момент инерции сложного сечения относительно оси ZС, проходящей через центр тяжести сечения,

Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru

и рассчитывается момент сопротивления

Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru

Величина Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru определяется относительно центральной оси ZС, проходящей через центр тяжести сечения с координатой yС.

Рассмотрим в качестве первого примера порядок построения эпюр Q и М консольной балки (рис.6).

1. Обозначаем реакции в заделе RА и МА, направляя их соответственно вверх и против часовой стрелки. Составляем уравнения равновесия с использованием правила знаков теоретической механики (положительными являются силы, направленные вверх и моменты – против часовой стрелки).

Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru

и находим RA = 5, MA = 0.

Делаем проверку:

Методические указания к заданию №2. Контрольное домашнее задание №3 - student2.ru

Если реакции оказываются отрицательными, то необходимо одновременно изменить их знак на плюс и направление на чертеже.

2. Разбиваем балку на участки I, II, III цифрами 1-2, 2-3, 3-4 границы участков. Промежутки между участками на рис. 6 показаны для наглядности.

3. Определяем значения Q и М на границах участков, начиная с левого или с правого конца. Заметим, что если идти со свободного конца, то реакции предварительно можно не рассчитывать. При определении величин Q и М используем правила знаков сопротивления материалов.

Вычисления (размерности сил Q и моментов M не указаны):

Участок I

Q1 = RA = 5, Q2 = RA = 5

M1 = MA + RA × 0 = 0, M2 = M2 + RA × l1 = 5

УчастокII

Q2 = RA - P1 = -5, Q3 = RA - P1 = -5

M2 = MA + RAl1 - P1 × 0 = 5

M3 = MA + RA(l1 + l2) - P1l2 = -5

Участок III

Q3 = RA - P1 = -5, Q4 = RA - P1 = -5

M3 = MA + RA(l1 + l2) - P1 × l2 + M = 15

M4 = MA + RA(l1 + l2 + l3) - P1(l2 + l3) + M = 0

4. По найденным значениям Q и М на границах участков строим соответствующие эпюры и проводим их анализ.

Если идти с правого конца, то будем иметь:

Участок III

Q4 = -P2, Q3 = -P2 = -5,

М4 = P2 × 0, M3 = P2 × l3 = 15

Участок II

Q3 = -P2 = -5, Q2 = -P2 = -5

M3 = P2 × l3 - M = -5, M2 = P2(l2 + l3) - M = 5

Участок I

Q2 = -P2 + P1 = 5, Q1 = -P2 + P1 = 5,

M2 = P2(l2 + l3) - M - P1 × 0 = 5, M1 = P2(l1 + l2 + l3) - M - P1 × l1 = 0

Для шарнирно-опертой балки (рис.7) соответствующие вычисления выполняются следующим образом:

1. SMA = RA × 0 - P1l1 - M + RB(l1 + l2 + l3) = 0

SMB = -RA(l1 + l2 + l3) + P1(l2 + l3) – M + RB × 0 = 0

RB = 5, RA = 5

Проверка: SY = RA - P1 + RB = 0 (верно!)

Если реакции оказываются отрицательными, то необходимо одновременно изменить их знак и направление на чертеже

2. Разбиваем балку на участки I, II, III и нумеруем их границы 1-2, 2-3, 3-4.

3. Определяем значения Q и М на границах участков:

Участок I

Q1 = RA = 5, Q2 = RA = 5

M1 = RA × 0 = 0, M2 = RA × l1 = 5

УчастокII

Q2 = RA - P1 = -5, Q3 = RA - P1 = -5

M2 = RAl1 - P1 = 0 = 5,

M3 = R1(l1 + l2) - P1l2 = -5

Участок III

Q3 = RA - P1 = -5, Q4 = RA - P1 = -5,

M3 = RA(l1 + l2) - P1l2 + M = 15

M4 = RA(l1 + l2 + l3) - P1(l2 + l3) + M = 0

4. Строим по данным значениям (точкам) эпюры Q и М и проводим их анализ. Если идти с правого конца, то будем иметь

Участок III

Q4 = -RB = -5, Q3 = -RC = -5,

M4 = RB × 0 = 0, M3 = RB × l3 = 15

Участок II

Q3 = -RB = -5, Q2 = -RB = -5,

M3 = RB × l3 – M = -5, M2 = RB(l3 + l2) – M = 5

Участок I

Q2 = -RB + P1 = 5, Q1 = -RB + P1 = 5,

M2 = RB(l3 + l2) - P1 × 0 – M = 5, M1 = RB(l3 + l2 + l1) - P1 × l1 - M = 0.

Наши рекомендации