Разработка расчетных схем валов
Валы редуктора нагружены силами от зубчатого зацепления, ременной передачи и муфты.
Нагрузки на вал от зубчатого зацепления:
Окружная сила
.
Радиальная сила
.
Осевая сила
.
Нагрузка на входной вал от ременной передачи
.
На рис.8.1 представлены расчетные схемы валов редуктора.
Рисунок 8.1 – Расчетные схемы валов:
а) быстроходного, б) тихоходного
Расчет валов на статическую прочность
Определяем реакции опор валов из уравнений равновесия.
Быстроходный вал.
Рисунок 9.1 – Расчетная схема быстроходного вала
Момент при переносе силы Fa:
Плоскость XZ:
: ;
.
: ;
.
Проверка:
:
.
Плоскость YZ:
: ;
;
: ;
Проверка:
:
.
Суммарные реакции на опорах:
; .
Тихоходный вал.
Рисунок 9.2 – Расчетная схема тихоходного вала
Момент при переносе силы Fa:
Плоскость XZ:
: ;
.
: ;
.
Проверка:
:
.
Плоскость YZ:
: ;
;
: ;
Проверка:
:
.
Суммарные реакции на опорах:
;
.
Уточненный расчет валов
Расчет ведущего вала
Производим расчет вала на выносливость для опасного сечения (канавка для выхода шлифовального круга):
где - коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям;
- коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям.
,
где – предел выносливости материала вала (сталь 40Х) при симметричных циклах изгиба [2, табл.3.5];
sа – амплитуде значения нормальных напряжений,
.
где - изгибающий момент в сечении, .
W – момент сопротивления сечения вала,
.
sm=0 – средние значения нормальных напряжений;
- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе для выточки при соотношении . [2, табл. 3.6];
es=0,83- масштабный фактор, т.е. коэффициент, учитывающий влияние поперечных размеров вала [2, табл. 3.7].
em=1– фактор качества поверхности (для шлифованной детали равен 0).
ys=0,1 - коэффициенты, характеризующий чувствительность материал к асимметрии цикла нагружения [3, табл. 3.5];
.
,
где – предел выносливости материала вала (сталь 40Х) при симметричных циклах изгиба [2, табл.3.5];
tа, tm - амплитуда и средние напряжения циклов касательных напряжений;
,
где - крутящий момент на валу,
Wρ – полярный момент сопротивления сечения вала:
.
- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при кручении для выточки при соотношении .[2, табл. 3.6];
et=0,89- масштабный фактор, [2, табл. 3.7].
em=1– фактор качества поверхности (для шлифованной детали равен 0).
yt=0,05 - коэффициенты, характеризующий чувствительность материал к асимметрии цикла нагружения [3, табл. 3.5];
.
Тогда коэффициент запаса прочности равен
.
, что больше предельно допускаемых
Расчет ведомого вала
Производим расчет вала на выносливость для опасного сечения (шпоночный паз под колесом):
,
где – предел выносливости материала вала (сталь 40Х) при симметричных циклах изгиба [2, табл.3.5];
sа – амплитуде значения нормальных напряжений:
.
где изгибающий момент в сечении:
.
W – момент сопротивления сечения вала:
.
sm=0 – средние значения нормальных напряжений;
- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе для шпоночного паза [2, табл. 3.6];
es=0,77- масштабный фактор, [3, табл. 3.7].
em=1– фактор качества поверхности (для шлифованной детали равен 0).
ys=0,1 - коэффициенты, характеризующий чувствительность материал к асимметрии цикла нагружения [3, табл. 3.5];
.
,
где – предел выносливости материала вала (сталь 40Х) при симметричных циклах изгиба [2, табл.3.5];
tа, tm - амплитуда и средние напряжения циклов касательных напряжений;
,
где - крутящий момент на валу,
Wρ – полярный момент сопротивления сечения вала:
.
- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при кручении для шпоночного паза. [2, табл. 3.6];
et=0,86- масштабный фактор[3, табл. 3.7].
em=1– фактор качества поверхности (для шлифованной детали равен 0).
yt=0,05 - коэффициенты, характеризующий чувствительность материал к асимметрии цикла нагружения [3, табл. 3.5];
.
Тогда коэффициент запаса прочности равен:
.
, что больше предельно допускаемых .