Измерители расхода воздуха
Являются неотъемлемой частью большинства систем впрыска. Наиболее распостранены механические и термоанемометрические измерители расхода воздуха. Первые работают за счёт преобразования давления потока на чувствительный элемент в электрический сигнал, вторые - за счёт отбора теплоты потоком воздуха от разогретой спирали, что изменяет её сопротивление.
Общий принцип работы измерителей расхода воздуха рассмотрен в схеме впрыска Jetronic
В измерителе воздушный поток действует на измерительную заслонку, закреплённую на оси в специально профилированном канале.
Поворот ползуна совмещён с поворотом заслонки, с помощью резистивного слоя преобразуется в напряжение. Воздействие воздушного потока на заслонку уравновешивается спиральной пружиной. Демпферная заслонка, закреплённая на одной оси с измерительной, закрывает полость, сжимая воздух в ней, и демпфируя таким образом колебания заслонки от потока воздуха. Байпасный канал регулирует дополнительное количество воздуха и количество воздуха на холостом ходу. Имеет регулировочный винт для изменения сечения канала.
Недостатки конструкции - наличие подвижных частей и скользящих каналов, что приводит к износу деталей и снижает надёжность прибора.
Этого недостатка лишены датчики ионизационного, ультразвукового вихревого и термоанемометрического типов.
Термоанемометрический измеритель представляет собой автономный блок, устанавливаемый на выпускном тракте двигателя.
Наиболее ответственная часть датчика - канал, содержащий последовательно расположенные обоймы с резисторами. Стабилизирующие решётки служат для защиты датчика от загрязнения и организации равномерного потока воздуха через его канал. Прецизионный резистор и термокомпенсационный элемент служат для корректировки показаний нити диаметром 100 мкм из платины.
Сверху канала в корпусе расход метра установлена камера с электронным блоком и электрическим разъёмом, соединённым с контроллером управления систем впрыска.
Работа датчика основана на том, что измерительная нить разогревается до 150°С. Поток воздуха отводит от неё тепло, чем быстрее поток, тем больше тепла отводится. В это же время электронный блок подаёт на нить такой ток, чтобы её температура оставалась равна 150 градусам. То есть чем выше поток, тем больше тока подаётся на нить.
Выходным параметром датчика является падение напряжения на прецизионном резисторе.
При выключении двигателя на нить подаётся импульс, прогревающий её и очищающий от нагара.
Кроме нити могут применяться тонкие металлические плёнки на керамической подложке, металлополимерные терморезисторы.
Вопросы:
- на чём основан принцип работы представленных датчиков
- зачем в механическом датчике байпасный канал и демпферная полость
- зачем во втором датчике устанавливаются стабилизирующие решётки.
- какой тип сигнала снимается со второго датчика.
Измерители расхода топлива
В электронно-механических датчиках расхода турбинного типа считывающим элементом являются оптоэлектронная пара - инфракрасный светодиод и фоторезистор.
Топливо в бензопроводе вращает турбинное колесо, к которому присоединен диск с прорезями. Фотоэлемент регистрирует частоту вспышек и преобразует её в сигнал.
Резистивный датчик работает по принципу охлаждения омываемых топливом резисторов и изменения их сопротивления.
Вопросы:
- для чего системе управления двигателем нужно измерять расход топлива
- принцип работы датчика расхода топлива
- устройство и работа резистивного измерителя расхода топлива.
Датчики
Датчики:
- реостатные - применяются там, где электрические части измерительной системы используются для замеров методом изменения сопротивления. Бывают с намоткой и с покрытием.
- терморезисторные - чувствительным элементом является полупроводниковое термосопротивление. Изменение температуры вызывает изменение сопротивления. Конкретная связь температуры и сопротивления зависит от материала и размеров элемента.
- термометаллические - работают за счёт изменения размеров элементов при изменении температуры. Бывают с плоским биметаллом, спиралью и с фигурным биметаллом. Есть регулируемые датчики
- датчики давления мембранного типа. Неразборные. Мембрана из бронзы или латуни. Герметичная плоскость под мембраной соединяется через штуцер с полостью измерения давления.
Вопросы к экзамену
1) классификация электрооборудования автомобиля
2) условия эксплуатации электрооборудования
3) АКБ
4) назначение и условия эксплуатации АКБ
5) требования к стартерным АКБ
6) устройство АКБ
7) неисправности АКБ
8) Генраторные установки
9) Принцип действия вентильного генератора
10) Конструкции генераторных установок
11) Бесщёточные генераторы
12) ТО генераторных установок
13) характерные неисправности генераторных установок.
14) Электростартеры
15) Пусковые качества автомобильных двигателей
16) Системы электростартерного пуска
17) Особенности работы электростартера и требования к нему
18) Устройство электростартеров
19) Схема управления электростартером
20) Правила эксплуатации и ТО электростартеров
21) Устройства для облегчения пуска двигателей при низких температурах
22) Свечи накаливания и подогрева воздуха
23) Электрофакельные подогреватели воздуха
24) Устройства для подачи пусковой жидкости
25) Электрические подогреватели
26) Предпусковые подоргеватели
27) Системы зажигания
28) Назначение и принцип действия системы зажигания
29) Контактная система зажигания
30) Контактно-транзисторная система зажигания
31) Электронные системы зажигания
32) ТО системы зажигания
33) Электронные системы управления двигателем
34) Системы освещения, световой и звуковой сигнализации
35) Информационно-измерительная система
36) Электропривод вспомогательного оборудования автомобиля
37) Схемы электрооборудования
38) Коммутационная и защитная аппаратура