Фонетико-фонематические нарушения

Раздел 3

Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах

ГЛАВА 15.ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА

Логопедическое воздействие может эффективно использо­ваться в работе со слабослышащими детьми. Согласно опре­делению Ф. Ф. Pay, Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова, «туго­ухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое обще­ние с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непос­редственно к уху, использование звукоусиливающих прибо­ров и т. д.), все же возможно»1.

Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не толь­ко восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи. При этом степень нарушения (недоразвития) экспрессивной речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени снижения слу­ха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступле­ния тугоухости, условий развития ребенка (принятие специ­альных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слухо­вой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. Однако у слабослышащих могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые непосредственно не связаны с состоянием слу­ховой функции: заикание, нарушение темпа речи, ринолалии, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия,,нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия.

JPay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бел ьтюк о в В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся — М., 1961. — С. 46.

48fi

фОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифферен­циации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения. Обе эти стороны, характеризу­ющие состояние фонематической системы, в случаях рано при­обретенной тугоухости не могут формироваться нормально.

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспри­нимаемых ими звуковых частот. Кроме этого, у детей наблю­дается вторичное недоразвитие аналитико- синтетической де­ятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений (полная невозможность восприятия на слух звуков или восприятие не всех их формант).

Дети с I степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громко­сти около самой ушной раковины. При этом уже на расстоя­нии 0,5 м от уха возможность различения согласных снижа­ется до 60%, а на расстоянии 2 м — даже до 40% Ч Восприятие связной речи в этих условиях оказывается возможным лишь потому, что дети, полностью владеющие речью, опираются на имеющиеся у них целостные образы слов и фраз, что позволя­ет им домыслить (нередко ошибочно) недостающие звенья. Если же ребенок не владеет развернутой речью, то такое до­мысливание оказывается невозможным. Поэтому дети с оди­наковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки речи по-разному. По этой причи­не даже при одинаковой степени тугоухости состояние слу­ховой дифференциации звуков речи у учащихся II отделения школы слабослышащих в целом значительно хуже, чем у учащихся I отделения.

Однако даже в I отделении школы слабослышащих, согласно исследованиям Л. Г. Парамоновой, свыше 78% учащихся стар­ших классов не дифференцируют на слух от 4 до 45 пар со­гласных звуков. Особенно затруднена слуховая дифференци­ация свистящих с и if в словах типа свет — цвет.. Слуховая дифференциация остальных фонетических групп согласных звуков для слабослышащих учащихся I отделения представ­ляет значительно меньшие трудности.

хСм.: Pay Ф.Ф., Нейман Л.В.,Бельтюков В. И. Использование и разви­тие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. — М., 1961. — С. 64.

Для слабослышащих учащихся II отделения трудность пред­ставляет восприятие именно свистящих и шипящих звуков1 Помимо упомянутых чисто акустических особенностей, сказы­вается и то, что эти звуки сравнительно поздно начинают диф­ференцироваться в произношении. Здесь наблюдается тормо­зящее влияние речедвигательного анализатора на речеслуховой.

Состояние слуховой дифференциации звуков речи у сла­бослышащих как I, так в особенности II отделения таково, что оно не может обеспечить усвоения детьми полноценного зву­копроизношения, а в дальнейшем — и письма.

Формирование звукопроизношения у слабослышащих про­текает со значительными отклонениями от нормы из-за не­полноценности речеслухового анализатора, который не спосо­бен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Не имея возмож­ности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдиф­ференцировать его от сходных звуков, ребенок не может само­стоятельно овладеть и правильной его артикуляцией. У слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловливать у них дефектное произношение звуков.

Особенно нарушено звукопроизношение у слабослышащих учащихся II отделения, причем не только согласных, но даже и гласных звуков. Однако и в I отделении школ слабослыша­щих, дефекты звукопроизношения имеются даже в старших классах. Как и у слабослышащих II отделения, здесь преоб­ладают случаи полиморфного нарушения звукопроизношения, охватывающего многие фонетические группы звуков (в сред­нем на каждого ученика приходится по 11 дефектно произ­носимых звуков). Даже у слабослышащих I отделения стра­дает произношение не только артикуляторно сложных, но также и сравнительно артикуляторно простых согласных (губ­ных, губно-зубных, переднеязычных т, д, н и др.). Дефекты произношения гласных звуков в I отделении выражены мень­ше, чем во И. В основе их нарушений лежит неполноцен­ность работы не только речеслухового, но одновременно и ре­чедвигательного анализатора. Можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих.

1. При недостаточности сенсорного отдела речевого аппа­рата, т. е. неполноценной деятельности слухового анализато-

1 См.: Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., 1961. —С. 239.

ра, характерны замены одних звуков речи другими («суба» вместо шуба). Реже, чем замены, наблюдается искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации от других звуков или с полной невозможностью восприятия их на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Отклонений от нормы в строении или функционировании моторного отде­ла речевого аппарата при сенсорных формах нарушения зву­копроизношения обычно не наблюдается. Звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

В младших классах школ слабослышащих такие формы нарушений звукопроизношения обычно выступают на пер­вый план.

2. Вследствие недостаточности моторного отдела речевого аппарата, т. е. отклонений от нормы в строении или функци­онировании артикуляторных органов, нарушения выражают­ся обычно в искаженном звучании звуков (картавое р, меж­зубное или боковое с и пр.).

3. Смешанные формы нарушений звукопроизношения, обус­ловленные одновременно и сенсорной, и моторной недоста­точностью. В этих случаях у одного и того же ребенка дефек­ты произношения одних звуков связаны с невозможностью их слуховой дифференциации от сходных фонем (замена ц на с), дефекты нее произношения других звуков — с отклоне­ниями от нормы в строении или функционировании артику-ляторного аппарата (например, картавое р при короткой подъя­зычной связке или межзубное с при паретичности мышц кончика языка). Иногда же дефекты произношения одних и тех же звуков у ребенка имеют одновременно и моторную, и сенсорную обусловленность. Это имеет место в тех случаях, когда невозможность выполнения необходимых для произ­несения данного звука артикуляторных движений сочетает­ся с невозможностью слуховой его дифференциации от акус­тически близких с ним звуков.

У слабослышащих детей преобладающими являются сме­шанные формы нарушений звукопроизношения1.

Итак, фонетико-фонематические нарушения у слабослыша­щих проявляются в резко выраженных затруднениях слухо-

1 См.: Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и кор­рекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. - Л., 1981. - С. 6.

вой дифференциации многих звуков речи и в полиморфном нарушении звукопроизношения, имеющем в большинстве случаев сложную сенсомоторную обусловленность.

Наши рекомендации