Кинематическое и динамическое

Исследование механизмов привода

Пояснительная записка к индивидуальной работе по ТММ

ТММ ХХ.ХХ.ХХ ПЗ

Выполнил: ____________(подпись)___________ Поспелов В.Г.

____________(Дата)______________ студент 631 гр.

Руководил: ____________(подпись)___________ Иванов А.Г.

____________(Дата)______________ доцент, к.т.н.

Ижевск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Исходные данные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

1 Кинематическое исследование зубчатого механизма . . . . . . . . . . . 22

2 Вывод формулы для пошагового вычисления угловой

скорости звена приведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

3 Определение приведенного момента инерции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

4 Определение приведенного момента производственного

(полезного) сопротивления и его работы . . . . . . . . . . . . . . . .. . . … …31

5 Определение движущего приведенного момента на каждом

промежуточном шаге вычислений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

6 Определение движущего момента и скорости для вычислений

на первом шаге. Определение средней мощности. . . . . . . . . . ………..33 7 Порядок вычислений и результаты расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

. ▌* Номера страниц соответствуют их расположению

в данном пособии. В пояснительной записке титульный лист –

страница 1 (не нумеруется), оглавление – страница 2, исходные данные –

страница 3. Основной текст начинается со страницы 4. *▐

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Числа зубьев и модуль колес зубчатого механизма, номинальная

и синхронная частоты вращения двигателя

Z1 =…., Z2 =….,, Z4 = …. , Z4¢ =….,

Z5=…., m =…., Кинематическое и динамическое - student2.ru …. , Кинематическое и динамическое - student2.ru …..

Размеры звеньев рычажного механизма

Кинематическое и динамическое - student2.ru …., Кинематическое и динамическое - student2.ru …., e =….,

Кинематическое и динамическое - student2.ru …., Кинематическое и динамическое - student2.ru ….

Массы и моменты инерции звеньев рычажного механизма:

m1=……, m2=……, m3=……,

IO1=….., IS2=…….

Максимальное значение силы Кинематическое и динамическое - student2.ru =….

Моменты инерции звеньев привода

Iрот =…., (IZ1+Iмуф.) =….,

IZ2 =…., IZ4 =…., IZ5 =….

Масса сателлита и их число:

mc =…., Nc =….

Коэффициент неравномерности хода d =….

* Указать единицы измерения после числовых значений.

Здесь показан пример оформления исходных данных для задании 3 и 4. Величина IZ2 в этих заданиях определяет общий момент инерции

колеса Z2 и водила H.

В заданиях 1 и 2 исходные данные оформляются аналогично.

Момент IZ2 в этих заданиях – общий для колес Z2 и Кинематическое и динамическое - student2.ru .*

1 КИНЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗУБЧАТОГО МЕХАНИЗМА

Структурная схема механизма представлена на рисунке 1. Механизм имеет две ступени. ▌* Правило: см. пособие [2], страница 47. *▐ Первая ступень – это простейшая зубчатая передача с неподвижными осями колес Z1 и Z2; вторая ступень ­– планетарная передача. Требуется определить угловые скорости всех звеньев и скорость центра масс сателлита планетарной ступени.

Угловую скорость колеса Z1 вычисляем по известной формуле при заданной номинальной частоте вращения ротора электродвигателя:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (1)

Передаточное отношение от колеса Z1 к колесу Z2 равно

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (2)

▌* Построить схему, обозначить водило Н, колеса Z1 и Z2 и т.д.

Показать размер Кинематическое и динамическое - student2.ru . *▐

Рисунок 1– Схема зубчатого механизма

По формулам (1), (2) вычисляем передаточное отношение и скорости

Кинематическое и динамическое - student2.ru = . . ., Кинематическое и динамическое - student2.ru …., Кинематическое и динамическое - student2.ru =…

Для определения передаточного отношения планетарной ступени найдем незаданное число зубьев ▌* дописать Z3 или Z4 в зависимости от задания *▐ из условия соосности зацеплений сателлита с центральными колесами. Запишем равенство межосевых расстояний этих зацеплений

▌* в заданиях 1 и 2 *▐

Кинематическое и динамическое - student2.ru , (3)

▌* в заданиях 3 и 4 *▐

Кинематическое и динамическое - student2.ru , (3)

где Кинематическое и динамическое - student2.ru – радиусы начальных окружностей колес.

Будем считать, что все зацепления планетарной ступени нулевые или равносмещенные. Тогда начальные окружности совпадают с делительными и условие (3) можно выразить через числа зубьев колес:

▌* записать соотношение Кинематическое и динамическое - student2.ru в общем виде. *▐

Отсюда

▌* выразить незаданное Z3 или Z4 в виде формулы. Вычислить. *▐

Передаточное отношение планетарной ступени найдем с помощью формулы Виллиса ▌* см. пособие [2], подраздел 3.4.2.*▐ .

▌* Текст для заданий 1 и 2. *▐

Передаточное отношение от колеса Кинематическое и динамическое - student2.ru к водилу Н равно

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (4)

Передаточное отношение при остановленном водиле Н ( в обращенном движении) выразим через числа зубьев:

Кинематическое и динамическое - student2.ru

(5)

По формуле (4), подставляя (5), вычислим передаточное отношение планетарной ступени. Учитывая, что Кинематическое и динамическое - student2.ru , найдем также угловую скорость водила и равную ей скорость кривошипа 1 рычажного механизма:

Кинематическое и динамическое - student2.ru …., Кинематическое и динамическое - student2.ru =….

Общее передаточное отношение редуктора равно произведению передаточных отношений ступеней:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (6)

Подставив значения, вычислим

Uр =……

Для определения угловой скорости сателлита запишем передаточное отношение от сателлита к неподвижному колесу планетарной ступени через угловые скорости в обращенном движении и выразим его через числа зубьев:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (7)

Учитывая, что Кинематическое и динамическое - student2.ru , находим

Кинематическое и динамическое - student2.ru =…..

▌* Текст для заданий 3 и 4. *▐

Передаточное отношение от водила Н к колесу Кинематическое и динамическое - student2.ru равно

Кинематическое и динамическое - student2.ru

(4)


Передаточное отношение в обращенном движении (при остановленном водиле) выразим через числа зубьев колес:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (5)

По формуле (4), подставляя (5), вычислим передаточное отношение планетарной ступени. Учитывая, что Кинематическое и динамическое - student2.ru , найдем также угловую скорость колеса Z5 и равную ей скорость кривошипа 1 рычажного механизма:

Кинематическое и динамическое - student2.ru ….., Кинематическое и динамическое - student2.ru ……

Общее передаточное отношение редуктора равно произведению передаточных отношений ступеней:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (6)

Подставив значения, вычислим

Uр =……

Для определения угловой скорости сателлита запишем передаточное отношение от сателлита к неподвижному колесу планетарной ступени через угловые скорости в обращенном движении и выразим его через числа зубьев:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (7)

Учитывая, что Кинематическое и динамическое - student2.ru , Кинематическое и динамическое - student2.ru , находим

Кинематическое и динамическое - student2.ru =……..

* Общий текст *

Центр масс сателлита находится на оси его симметрии, поэтому скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru равна скорости точки, расположенной в конце водила:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (8)

Величину Кинематическое и динамическое - student2.ru возьмем по модулю; Кинематическое и динамическое - student2.ru , м, – расстояние от оси вращения водила Н до оси сателлита, равное межосевому расстоянию в зацеплениях сателлита с центральными колесами:

Кинематическое и динамическое - student2.ru* Записать в общем виде (перевести в метры). * (9)

Поставив (9) в формулу (8), вычислим

Кинематическое и динамическое - student2.ru* Записать в общем виде, подставить значения, записать ответ. *

Результаты кинематического исследования зубчатого механизма:

▌* Задания 1 и 2 *▐

Кинематическое и динамическое - student2.ru

Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru ……..; Uр =……

▌* Задания 3 и 4 *▐

Кинематическое и динамическое - student2.ru

Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru ……..; Uр =……

* Уравнения движения машины. Для исследования движения машины, степень свободы которой Кинематическое и динамическое - student2.ru W=1, удобно использовать теорему об изменении кинетической энергии:

Кинематическое и динамическое - student2.ru , (*)

где Т, Т0 – кинетическая энергия системы в некотором произвольном (текущем) и в начальном положениях; Кинематическое и динамическое - student2.ru – сумма работ всех сил, приложенных к звеньям, на перемещении системы из начального положения в текущее.

Кинетическая энергия машины равна

Кинематическое и динамическое - student2.ru , к = 1,2,… – номер звена.

Выберем одно из звеньев в качестве начального. Умножим и разделим сумму кинетических энергий звеньев на квадрат угловой скорости Кинематическое и динамическое - student2.ru начального звена и после преобразования получим

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Результат показывает, что кинетическую энергию машины можно представить как кинетическую энергию одного условного тела, угловая скорость которого равна скорости начального звена и которое имеет момент инерции относительно оси вращения

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Величина Iпр называется приведенным моментом инерции машины. Он складывается из момента инерции начального звена и моментов инерции условно добавленных к начальному звену (приведенных) масс. Каждая добавленная масса заменяет одно из звеньев машины и имеет одинаковую с ним кинетическую энергию. Начальное звено в этом случае называется звеном приведения.

Таким образом, приведённый момент инерции определяется из условия равенства кинетической энергии всей машины и кинетической энергии звена приведения.Удобство этой величины заключается в том, что отношения скоростей (в скобках) в любом положении машины не зависят от величины этих скоростей. Поэтому приведенный момент инерции в любом положении можно определить, не зная действительного движения машины.

Заменим, далее, каждую j-ую силу условным (приведенным) моментом Кинематическое и динамическое - student2.ru , приложенным к звену приведения. Условием замены является, в соответствии с уравнением (*), равенство работы приведенного момента и работы заменяемой силы. Это равенство должно выполняться не только на всем перемещении из начального в конечное положение, но и на любом промежуточном бесконечно малом перемещении. Тогда каждый миг приведенный момент будет стремиться изменить кинетическую энергию системы так же, как данная заменяемая сила.

Таким образом, условием приведения сил является равенство элементарных работприведенного момента и приводимой силы:

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Разделим это равенство на бесконечно малое время dt, за которое произошло перемещение, получим равенство мощностей:

Кинематическое и динамическое - student2.ru или Кинематическое и динамическое - student2.ru ,

где Кинематическое и динамическое - student2.ru – угол между направлениями силы и скорости точки её приложения.

Если силы, приложенные к звену, образуют пару с моментом Мк, то можно записать равенство мощностей

Кинематическое и динамическое - student2.ru или Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Отсюда находим приведенные моменты от сил и от моментов сил

Кинематическое и динамическое - student2.ru , Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Складывая эти моменты, получаем суммарный приведенный момент Мпр. Его работа равна сумме работ всех сил на любом перемещении при повороте звена приведения на угол Кинематическое и динамическое - student2.ru : Кинематическое и динамическое - student2.ru

Кинематическое и динамическое - student2.ru ,

где Кинематическое и динамическое - student2.ru – элементарная работа момента.

В результате этих преобразований при W=1 можно построить одномассовую модель машины, рисунок 2.Р: звено приведения имеет момент инерции Inp и под действием приведенного момента сил Мпр вращается так, что его скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru всегда равна угловой скорости начального звена машины. Уравнение, выражающее теорему об изменении кинетической энергии для звена приведения, эквивалентно уравнению (*) для всей машины и называется уравнением движения машины в интегральной форме:

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Запишем для звена приведения теорему об изменении кинетической энергии в дифференциальной форме

Кинематическое и динамическое - student2.ru или Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Разделим второе равенство на Кинематическое и динамическое - student2.ru , возьмем производную и после преобра­зования получим дифференциальное уравнение движения машины

Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru .

В общем случае Inp зависит от положения машины (от Кинематическое и динамическое - student2.ru обобщенной ко­ординаты Кинематическое и динамическое - student2.ru ); момент Мпр может зависеть от Кинематическое и динамическое - student2.ru , от скорости Кинематическое и динамическое - student2.ru и от времени t. Момент Мпр часто раскладывают на момент Кинематическое и динамическое - student2.ru движущих сил и момент Кинематическое и динамическое - student2.ru сил сопротивления. В курсовой работе момент Кинематическое и динамическое - student2.ru зависит только от скорости, а момент Кинематическое и динамическое - student2.ru – от координаты Кинематическое и динамическое - student2.ru . *

2 ВЫВОД ФОРМУЛЫ ДЛЯ ПОШАГОВОГО ВЫЧИСЛЕНИЯ

УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ЗВЕНА ПРИВЕДЕНИЯ

Рассмотрим только установившееся движение, при котором скорости звеньев и кинематическая энергия машины периодически изменя­ются. В начале и в конце каждого цикла они имеют одинаковые значения. Время цикла равно времени одного оборота кривошипа: периоду изменения производственного сопротивления.

Заданы номинальная nДв = … об/мин и синхронная псх = …об/минчастоты вращения ротора асинхронного электродвигателя; массы, моменты инерции и размеры звеньев; диаграмма изменения производственного сопротивления. Момент двигателя на рабочем участке его механической характеристики линейно зависит от частоты вращения (угловой скорости).

Требуется найти зависимость угловой скорости звена приведения от координаты Кинематическое и динамическое - student2.ru , определяющей его положение; в случае необходимости определить момент инерции маховика; определить приближенное значение мощности, развиваемой двигателем без учета потерь на трение.

Звенья механизмов считаем абсолютно твердыми телами, зазорами в кинематических парах пренебрегаем. Тогда машинный агрегат можно считать машиной, число степеней свободы которой равно единице и для которой можно записать дифференциальное уравнение движения:

Кинематическое и динамическое - student2.ru , (10)

где Кинематическое и динамическое - student2.ru – приведенный момент инерции машины; Кинематическое и динамическое - student2.ru – приведенный момент движущих сил и модуль приведенного момента сил сопротивления; Кинематическое и динамическое - student2.ru – угол поворота и угловая скорость звена приведения.

Преобразуем уравнение, умножив все слагаемые на Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru :

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (10,а)

Независимой переменной в этом уравнении является координата Кинематическое и динамическое - student2.ru . Её бесконечно малое приращение Кинематическое и динамическое - student2.ru при численном интегрировании уравнения заменим малым конечным изменением Кинематическое и динамическое - student2.ru – шагом интегрирования.

Переменные конечные величины Кинематическое и динамическое - student2.ru в уравнении (10,а) на каждом i-ом шаге вычислений будем считать постоянными и равными их значениям в начале шага:

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Бесконечно малые приращения dIпр и Кинематическое и динамическое - student2.ru заменим малыми разностями, соответствующими изменению Кинематическое и динамическое - student2.ru :

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Индекс Кинематическое и динамическое - student2.ru показывает, что данная величина определяется в начале следующего шага.

После всех этих замен выразим значение угловой скорости в начале следующего шага

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (11)

Формула (11) используется для пошагового вычисления угловой скорости. В качестве начального звена машины выберем кривошип 1 рычажного механизма. Шаг изменения угла поворота кривошипа Кинематическое и динамическое - student2.ru . Для вычисления необходимо найти значения Кинематическое и динамическое - student2.ru . Скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru определена на предыдущем шаге расчётов.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЕДЕННОГО МОМЕНТА ИНЕРЦИИ

Приведенный момент инерции машины определяется по формуле

Кинематическое и динамическое - student2.ru , (12)

где mK, VSK – масса и скорость центра масс к-тогозвена; ISK, Кинематическое и динамическое - student2.ru – момент инерции относительно оси, проходящей через центр масс, и угловая скорость звена; Кинематическое и динамическое - student2.ru – угловая скорость кривошипа.

Величину Кинематическое и динамическое - student2.ru Inp , будем искать как сумму приведенных моментов инерции зубчатого и рычажного механизмов Кинематическое и динамическое - student2.ru . Приведенный момент инерции зубчатого механизма определяется по формуле

Кинематическое и динамическое - student2.ru* записать в общем виде.* ▌ (13)

Скорости звеньев редуктора при заданной номинальной частоте вращениядвигателя nДв определены в пункте 1 пояснительной записки. Подставляя в формулу (13) значения, находим

Кинематическое и динамическое - student2.ru ...... ▌* подставить, записать ответ.*

Отношения скоростей звеньев зубчатого механизма не зависят ни от положения, ни от величины скоростей, поэтому приведенный момент Кинематическое и динамическое - student2.ru является величиной постоянной.

* Построить схему в нулевом и в произвольном

положениях, показать координату j.

Проставить номера звеньев, обозначить

кинематические пары, показать центры масс.*

Рисунок 2 – Схема рычажного механизма

Приведенный момент инерции рычажного механизма определяется по формуле:

Кинематическое и динамическое - student2.ru …. ▌*записать в общем виде. * ▌ (14)

В рычажном механизме отношения скоростей звеньев изменяются от положения к положению. Поэтому момент Кинематическое и динамическое - student2.ru – величина переменная, зависит от угла поворота кривошипа Кинематическое и динамическое - student2.ru , однако не зависит от величины скоростей.

Отношения скоростей точек и звеньев рычажного механизма на каждом шаге Кинематическое и динамическое - student2.ru изменения угла поворота кривошипа определяются по результатам кинематического исследования на компьютере. Поэтому для вычисления Кинематическое и динамическое - student2.ru в компьютер достаточно ввести массы, моменты инерции и размеры звеньев.

4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЕДЁННОГО МОМЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО (ПОЛЕЗНОГО) СОПРОТИВЛЕНИЯ И ЕГО РАБОТЫ

* Для унификации дальнейшего текста величина производственного

cопротивления обозначается символом «X».В зависимости от задания

следует писать Мп.с. или Рп.с.. *

Из всех активных сил, действующих на машину, учтем только момент двигателя и производственное сопротивление. Влиянием сил трения, сил сопротивления среды и сил тяжести пренебрегаем.

Величина производственного сопротивления Хпс линейно зависит от угла поворота кривошипа. В начале рабочего хода звена 3 Кинематическое и динамическое - student2.ru , Кинематическое и динамическое - student2.ru ; в конце рабочего хода при Кинематическое и динамическое - student2.ru сопротивление равняется заданному максимальному значению Кинематическое и динамическое - student2.ru =….. Тогда в произвольном положении

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (15)

Точное значение угла поворота кривошипа Кинематическое и динамическое - student2.ru за время рабочего хода звена 3 определяется на компьютере при кинематическом расчёте рычажного механизма. Это позволяет получить массив значений Кинематическое и динамическое - student2.ru на границах каждого i-того шага Кинематическое и динамическое - student2.ru при изменении Кинематическое и динамическое - student2.ru от нуля до Кинематическое и динамическое - student2.ru , а также массив значений приведенного момента сопротивления Кинематическое и динамическое - student2.ru , который определяется из условия равенства мощностей Кинематическое и динамическое - student2.ru и Кинематическое и динамическое - student2.ru :

Кинематическое и динамическое - student2.ru · ▌* дописать.* ▌ (16)

Значения приведенного момента инерции Кинематическое и динамическое - student2.ru и приведенного момента сопротивления Кинематическое и динамическое - student2.ru извлекаются из памяти компьютера на каждом шаге вычисления угловой скорости кривошипа по формуле (11). Одновременно определяется модуль приращения работы полезного сопротивления

Кинематическое и динамическое - student2.ru , (17)

За время цикла полезное сопротивление совершает работу на угле поворота кривошипа Кинематическое и динамическое - student2.ru .Тогда модуль работы за цикл будет равен сумме

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (18)

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВИЖУЩЕГО ПРИВЕДЕННОГО МОМЕНТА

НА КАЖДОМ ПРОМЕЖУТОЧНОМ ШАГЕ ВЫЧИСЛЕНИЙ

Приведенный движущий момент в начале i-того шага найдем с помощью механической характеристики двигателя, рисунок 3, приведенной к валу кривошипа: по оси абсцисс – угловая скорость кривошипа, по оси ординат – приведенный движущий момент, связанный с моментом двигателя равенством мощностей. Момент Кинематическое и динамическое - student2.ru и скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru были вычислены на предыдущем шаге расчетов.

Кинематическое и динамическое - student2.ru Из подобия треугольников на рисунке 3 запишем

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Отсюда находим значение момента на i – ом шаге расчетов:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (19)

Скорость кривошипа, соответствующая синхронной частоте вращения, определяется по формуле

Кинематическое и динамическое - student2.ru , (20)

где Uр – модуль общего передаточного отношения редуктора, формула (6).

Таким образом, все величины, необходимые для вычисления угловой скорости Кинематическое и динамическое - student2.ru по формуле (11) определены. Не заданы только скорость и приведенный момент для расчётов на первом шаге: Кинематическое и динамическое - student2.ru , Кинематическое и динамическое - student2.ru . Их точные значения заранее неизвестны. ▌* Номер шага расчётов соответствует номеру интервала Кинематическое и динамическое - student2.ru изменения угла. На первом интервале происходит поворот из нулевого в первое положение. Соответственно, на первом шаге расчётов вычисляется величина Кинематическое и динамическое - student2.ru , принятая постоянной на втором интервале изменения угла. *

6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВИЖУЩЕГО МОМЕНТА И СКОРОСТИ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ НА ПЕРВОМ ШАГЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ

Для расчетов на первом шаге вычислений выберем величину приведенного момента Кинематическое и динамическое - student2.ru в нулевом положении равной среднему значению Кинематическое и динамическое - student2.ru . Учтём, что за один цикл установившегося движения работа движущего момента равна модулю работы полезного сопротивления

Кинематическое и динамическое - student2.ru (21)

и что за время цикла звено приведения (кривошип) повернется на один оборот (угол Кинематическое и динамическое - student2.ru рад). Тогда для первого шага расчетов находим

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (22)

В тех положениях, в которых момент принимает среднее значение, угловая скорость кривошипа также имеет среднюю за цикл величину. Примем наиболее оптимальный случай, когда средняя скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru равна номинальной скорости кривошипа, вычисленной в пункте 1 пояснительной записки. Таким образом, скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru на первом шаге принимается равной Кинематическое и динамическое - student2.ru .

В действительности в нулевом положении – после холостого хода, в те­чение которого нагрузка отсутствовала, скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru больше среднего за цикл значения. Тогда, в соответствии с характеристикой двигателя, действительное значение момента Кинематическое и динамическое - student2.ru будет меньше принятой величины Кинематическое и динамическое - student2.ru . Поэтому в течение нескольких оборотов кривошипа вычислительная программа будет производить расчет для режима разбега машины. В этом режиме работа движущего момента за один цикл больше работы сопротивления.

* Наглядное представление об этом этапе расчетов даёт диаграмма на рисунке 3.Р. Предполагаемый график изменения угловой скорости при установившемся движении показан на рисунке сплошной линией. В течение рабочего хода звена 3 из-за противодействия производственного сопротивления угловая скорость кривошипа уменьшается. К окончанию рабочего хода Кинематическое и динамическое - student2.ru скорость достигает значения Кинематическое и динамическое - student2.ru . Во время обратного хода скорость растет, так как производственное сопротивление отсутствует. Поэтому в начале каждого цикла скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru близка к максимальному значению Кинематическое и динамическое - student2.ru , т.е. больше заданной на первом шаге Кинематическое и динамическое - student2.ru . Скорости Кинематическое и динамическое - student2.ru соответствует значение движущего момента Кинематическое и динамическое - student2.ru . Согласно характеристике двигателя, чем больше скорость, тем меньше движущий момент. Следовательно, заданный на первом шаге расчетов момент Кинематическое и динамическое - student2.ru больше действительного Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Такое соотношение между моментами (режим разбега), будет продолжаться, пока расчетная скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru на каждом шаге вычислений меньше значений, соответствующих установившемуся движению. Примерный график Кинематическое и динамическое - student2.ru для этого режима показан на рисунке 3.Р штриховой линией. На рисунке условно показано, что графики изменения Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru сближаются уже на втором обороте кривошипа.*

Работа момента сопротивления определена по формуле (18) до начала вычислений Кинематическое и динамическое - student2.ru . Работу движущего момента за один оборот кривошипа найдем как сумму малых работ, вычисленных на каждом шаге вычислений:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (23)

Одновременно вычисляется время каждого оборота как сумма малых интервалов времени поворота на угол Кинематическое и динамическое - student2.ru ( Кинематическое и динамическое - student2.ru ).

Расчет в режиме разбега заканчивается, когда на одном из оборотов кривошипа разница между работой Кинематическое и динамическое - student2.ru движущего приведенного момента и работой Кинематическое и динамическое - student2.ru приведенного момента сопротивления будет меньше или равна заданной малой величине Кинематическое и динамическое - student2.ru (допустимой погрешности):

Кинематическое и динамическое - student2.ru , (24)

Время этого оборота принимается равным времени цикла установившегося движения:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (25)

Определяется средняя за цикл мощность двигателя:

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (26)

Результаты вычислений на этом обороте сохраняются в памяти компьютера и с достаточной точностью определяют параметры установившегося движения.

7 ПОРЯДОК ВЫЧИСЛЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ

.* Перед началом работы с компьютером следует оформить карту ввода данных (см. Приложение А).*

.* В процессе решения компьютер осуществляет следующие операции.

1. Кинематический расчет рычажного механизма.

2. Вычисление приведенного момента инерции рычажного механизма (формула(14)) и определение общего приведенного момента инерции Кинематическое и динамическое - student2.ru во всех i-тых положениях.

3. Определение приведенного момента производственного сопротивления во всех i-ых положениях и его работы за цикл установившегося движения. Формулы (16), (18).

4. Определение среднего за цикл движущего приведенного момента Кинематическое и динамическое - student2.ru . Формула (22).

5. Назначение скорости кривошипа и движущего момента на первом шаге вычислений равными номинальной скорости Кинематическое и динамическое - student2.ru и моменту Кинематическое и динамическое - student2.ru .

6. Первый шаг. Определение скорости Кинематическое и динамическое - student2.ru (формула (11)), а также момента Кинематическое и динамическое - student2.ru (формула (19)) для выполнения второго шага вычислений.

7. Второй шаг. Определение Кинематическое и динамическое - student2.ru и Кинематическое и динамическое - student2.ru по формулам (11) и (19) для третьего шага вычислений. И т.д. до значения угла Кинематическое и динамическое - student2.ru *

После ввода данных в процессе расчетов на каждом обороте кривошипа проверяется условие (24)­­. Если условие не выполняется (в режиме разбега), то значения скорости кривошипа и движущего момента, вычисленные по окончании данного оборота, принимаются в качестве начальных для расчётов на первом шаге следующего оборота.

После выполнения условия (24) из всех полученных выходных данных на экран монитора сначала были выведены: ▌* выходные данные записывать с точностью до 2-го знака после запятой; Кинематическое и динамическое - student2.ru – с точностью до 2-ой значащей цифры *

- диаграмма зависимости Кинематическое и динамическое - student2.ru от Кинематическое и динамическое - student2.ru . Горизонтальные линии Кинематическое и динамическое - student2.ru ограничивают допустимый размах колебаний Кинематическое и динамическое - student2.ru при заданном Кинематическое и динамическое - student2.ru ;

- мощность двигателя N = … Вт;

- максимальная угловая скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru … рад/с;

- минимальная угловая скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru … рад/с;

- коэффициент неравномерности хода Кинематическое и динамическое - student2.ru … ,

- момент инерции маховика Кинематическое и динамическое - student2.ru ;

- таблица значений Кинематическое и динамическое - student2.ru за цикл установившегося движения (с интервалом угла Кинематическое и динамическое - student2.ru , равным 300.

.* Текст для случая Кинематическое и динамическое - student2.ru . *.

Так как величина Кинематическое и динамическое - student2.ru получилась меньше заданного значения Кинематическое и динамическое - student2.ru , то устанавливать в машине маховик нет необходимости.

.* Текст для случая Кинематическое и динамическое - student2.ru . *.

Вычисленное значение Кинематическое и динамическое - student2.ru оказалось больше заданного Кинематическое и динамическое - student2.ru , поэтому была подобрана необходимая величина момента инерции маховика Кинематическое и динамическое - student2.ru … кгм2. Получены новые значения угловых скоростей в 12 положениях и выходных параметров

Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru Вт, Кинематическое и динамическое - student2.ru рад/с, Кинематическое и динамическое - student2.ru рад/с, Кинематическое и динамическое - student2.ru , Кинематическое и динамическое - student2.ru кгм2

Кинематическое и динамическое - student2.ru

.* Общий текст *.

Затем на экран выводятся остальные результаты. Через 300 изменения угла Кинематическое и динамическое - student2.ru были представлены таблицы значений

- приведенного момента сопротивления Кинематическое и динамическое - student2.ru ;

- приведенного движущего момента Кинематическое и динамическое - student2.ru ;

- работ движущего момента Кинематическое и динамическое - student2.ru и полезного сопротивления Кинематическое и динамическое - student2.ru ;

- приведенного момента инерции Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Результаты расчетов представлены в таблице.

Таблица – Результаты расчетов

Номер положения Угловая скорость w, рад/с Моменты сил, Н·м Работы, Дж Момент инерции, кг·м2
Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

На листе формата А2 построены диаграммы изменения параметров, характеризующих установившееся движение машины. ▌* Размещение диаграмм показано в Приложении Б. *.

В выходных данных представлены модули отрицательных значений Кинематическое и динамическое - student2.ru и Кинематическое и динамическое - student2.ru . На диаграммах также откладываем их абсолютные величины.

Дополнительно на диаграмме работ строим график приращения суммы работ всех сил за цикл:

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

.* Исследуем влияние момента инерции маховика на закон изменения угловой скорости. Выразим из уравнения (10) угловое ускорение

Кинематическое и динамическое - student2.ru . (* *)

Если во время установившегося движения машины скорость начального звена Кинематическое и динамическое - student2.ru , т.е. Кинематическое и динамическое - student2.ru , то в числителе правой части уравнения (* *) величины ( Кинематическое и динамическое - student2.ru ) и ( Кинематическое и динамическое - student2.ru ) в любом положении равны нулю.

Во многих машинах достигнуть равенства нулю разности ( Кинематическое и динамическое - student2.ru ) невозможно (в курсовой работе около половины времени цикла Кинематическое и динамическое - student2.ru , а движущий момент действует в течение всего цикла). Когда в составе машины имеются рычажные механизмы, то Кинематическое и динамическое - student2.ruКинематическое и динамическое - student2.ru , так как Кинематическое и динамическое - student2.ru изменяется в зависимости от положения. Следовательно, во время установившегося движения в таких машинах неизбежны колебания скорости.

Очевидно, что чем больше значения Кинематическое и динамическое - student2.ru , тем интенсивнее изменяется Кинематическое и динамическое - student2.ru . У конструктора мало возможностей повлиять на числитель правой части уравнения (* *). Однако за счет установки маховика можно увеличить знаменатель. Тогда во всех положениях угловое ускорение уменьшится.

Пусть, например, до установки маховика величина Кинематическое и динамическое - student2.ru изменялась в пределах от 9 до 11 кг м Кинематическое и динамическое - student2.ru . Момент инерции маховика Кинематическое и динамическое - student2.ru = 10 кг м Кинематическое и динамическое - student2.ru , тогда после установки маховика знаменатель уравнения (* *) во всех положениях увеличится в среднем в два раза (числитель не изменится). В таком же отношении уменьшится во всех положениях Кинематическое и динамическое - student2.ru .В результате, при том же времени цикла, уменьшится размах колебаний угловой скорости кривошипа.

Пределы колебаний скорости ограничивает допустимая для каждого типа машин величина коэффициента неравномерности:

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Зависимость угловой скорости от факторов, определяющих движение, удобно исследовать с помощью уравнения движения в интегральной форме:

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Выразим отсюда

Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Здесь Кинематическое и динамическое - student2.ru ; второе слагаемое в числителе – постоянное число, одинаковое при вычислении Кинематическое и динамическое - student2.ru во всех текущих положениях.

Из полученного уравнения видно, что Кинематическое и динамическое - student2.ru (и скорость Кинематическое и динамическое - student2.ru ) тем больше, чем больше Кинематическое и динамическое - student2.ru и меньше Кинематическое и динамическое - student2.ru . В наших заданиях Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru имеет за цикл один максимум и один минимум; Кинематическое и динамическое - student2.ru – два разных по величине ( почему?) максимума и два численно одинаковых ( почему?) минимума. Проследите, какая из величин: Кинематическое и динамическое - student2.ru или Кинематическое и динамическое - student2.ru в Вашем задании сильнее влияет на величину Кинематическое и динамическое - student2.ru .

Обратите также внимание на графики приведенного движущего момента и угловой скорости. В нулевом положении угловая скорость получилась больше, а движущий момент – меньше их средних за цикл значений. О всех положениях – чем больше угловая скорость, тем меньше движущий момент и наоборот. Объясните, в чем причина таких результатов.

Объясните, почему в конце рабочего хода приведенный момент производственного сопротивления равен нулю, хотя в этом положении нагрузка на звено 3 со стороны рабочего тела имеет максимальное значение. Из какого условия следует этот результат? *

ЛИТЕРАТУРА

1. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин / И.И. Артоболевский – М.: Наука, 1988. – 640 с.

2.Боровиков Ю.А. Структура, кинематика и динамика механизмов и машин: Учебное пособие по теории механизмов и машин / Ю.А. Боровиков. – Ижевск: РИО ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2004. – 124 с.

3. Теория механизмов и машин : Индивидуальные задания и методические указания / Сост. Ю.А. Боровиков, Н.В. Гусева, А.Г. Иванов. – Ижевск: РИО ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 47 с.

4. Эвольвентное зацепление цилиндрических прямозубых колес: Учебное пособие / сост. Ю.А.Боровиков, А.Г.Иванов. – Ижевск:ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2008. – 33с. *▌

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Карта ввода данных

1. Номер задания…..* вариант и подвариант не указывать. *

* Задания 1 и 2 *

2. Размеры звеньев рычажного механизма

Кинематическое и динамическое - student2.ru м, Кинематическое и динамическое - student2.ru м, Кинематическое и динамическое - student2.ru м, Кинематическое и динамическое - student2.ru м,

Кинематическое и динамическое - student2.ru м, Кинематическое и динамическое - student2.ru м, Кинематическое и динамическое - student2.ru м.

3. Массы и моменты инерции звеньев рычажного механизма

Кинематическое и динамическое - student2.ru кг, Кинематическое и динамическое - student2.ru кг, Кинематическое и динамическое - student2.ru кгм2 , Кинематическое и динамическое - student2.ru кгм2, Кинематическое и динамическое - student2.ru кгм2

4. Максимальное значение момента производственного сопротивления Кинематическое и динамическое - student2.ru Нм.

* Задания 3 и 4 *

2. Размеры звеньев рычажного механизма

Кинематическое и динамическое - student2.ru м, Кинематическое и динамическое - student2.ru м, Кинематическое и динамическое - student2.ru м, Кинематическое и динамическое - student2.ru (плюс или минус)…м.

3. Массы и моменты инерции звеньев рычажного механизма

Кинематическое и динамическое - student2.ru кг, Кинематическое и динамическое - student2.ru кг, Кинематическое и динамическое - student2.ru кгм2 , Кинематическое и динамическое - student2.ru кгм2, Кинематическое и динамическое - student2.ru 0.

4. Максимальное значение силы производственного сопротивления Кинематическое и динамическое - student2.ru

* Для всех заданий *

5. Приведенный момент инерции зубчатого механизма Кинематическое и динамическое - student2.ru кгм2

6. Номинальная и синхронная угловые скорости кривошипа (модули) Кинематическое и динамическое - student2.ru рад/с, Кинематическое и динамическое - student2.ru рад/с.

7. Требуемое значение коэффициента [ Кинематическое и динамическое - student2.ru ] = …. ▌* Десятичная дробь! *

* При вводе десятичных дробей вместо запятой ставить точку. *

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Расположение диаграмм

Кинематическое и динамическое - student2.ru

Рекомендации

1. Интервалы по оси j взять равными 20 мм. Тогда Кинематическое и динамическое - student2.ru рад/мм.

2. Масштабы по осям ординат выбрать так, чтобы получить максимальные ординаты всех диаграмм близкими к 80 мм. Например, Кинематическое и динамическое - student2.ru Кинематическое и динамическое - student2.ru . Тогда i-тая ордината равна Кинематическое и динамическое - student2.ru , мм.

3. Начало отсчета Кинематическое и динамическое - student2.ru взять равным Кинематическое и динамическое - student2.ru . Тогда на диаграмме будут откладываться разности ( Кинематическое и динамическое - student2.ru ). Масштаб Кинематическое и динамическое - student2.ru выбрать так, чтобы максимальная разность для скоростей, вычисленных после установки маховика, изображалась отрезком длиной 30…35 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Наши рекомендации