Основы проектирования деталей машин 5 страница

Поэтому, приведенный радиус кривизны Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru для эквивалентной прямозубой цилиндрической передачи будет определяться из выражения:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Учитывая, что

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

получаем Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Тогда требуемый средний диаметр конической шестерни из условия прочности по контактным напряжениям будет определяться по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

При расчете по изгибным напряжениям средний модуль Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru рассчитывается по формуле:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент формы зуба, который выбирается в зависимости от числа зубьев эквивалентного колеса Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Рис. 17.8

Силы, действующие в коническом зацеплении.Нормальная сила Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru в зацеплении раскладывается на три составляющие: окружную силу Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru осевую силу Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru и радиальную силу Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru . Из условия равновесия следует (рис. 17.8), что Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru Составляющие силы определяют по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Червячные передачи

Общие сведения.Червячной называется передача (рис. 18.1), состоящая из двух подвижных звеньев – червяка 1 и зубчатого колеса 2 и предназначенная для передачи и преобразования вращательного движения между перекрещивающимися осями обычно под углом 900.

Червяком называют звено, наружная поверхность которого имеет форму винта. Червячным колесом называется зубчатое колесо с косыми зубьями, которое зацепляется с червяком.

Червячные передачи подразделяются:

а) по форме поверхности вершин витков червяка – цилиндрические червячные передачи (рис. 18.1,а) и глобоидные червячные передачи (рис. 18.1,б);

б) по направлению линии витков – с правым и левым направлением;

в) по числу витков – одно и многозаходные;

г) по расположению червяка относительно колеса – с нижнем, верхним и боковым;

д) по виду применяемого червяка – с архимедовым, конволютным, эвольвентным и нелинейчатым червяком.

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Рис. 18.1

Архимедов червяк в осевом сечении имеет трапецеидальный профиль витка и представляет собой обычный винт. В торцовом сечении его витки очерчены по спирали Архимеда.

Конволютный червяк имеет трапецеидальный профиль в нормальном к витку сечению, а в торцовом сечении очерчен удлиненной эвольвентой.

Эвольвентный червяк представляет собой косозубое колесо с малым числом зубьев и большим углом наклона.

Нелинейчатый червяк получают из конволютного червяка путем шлифования конусными кругами с прямолинейными образующими.

Достоинство червячных передач состоит в возможности получения передаточных чисел до 60 в одной ступени, плавности и бесшумности работы, возможности самоторможения.

К недостаткам червячных передач относятся низкий КПД, большое тепловыделение и необходимость применения цветных металлов.

Геометрия червячной передачи(рис. 18.2). Расстояние между одноименными точками соответствующих боковых сторон двух смежных витков червяка, измеренное параллельно оси, называется шагом червяка и обозначается Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru . Отношение шага Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru к числу Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru называется модулем Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru . Для червяка он является осевым, а для червячного колеса – торцовым.

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Рис. 18.2

Делительный диаметр червяка, нарезанного без смещения, определяется по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент диаметра червяка.

Угол подъема Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru витков червяка на делительном диаметре равен

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru число заходов червяка.

Высота головки Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru и ножки Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru витка определяется по формуле

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент высоты головки;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент высоты ножки.

Для архимедовых, конволютных и нелинейчатых червяков коэффициент высоты ножки Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru Для эвольвентных червяков он рассчитывается по зависимости

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Диаметр вершин Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru и диаметр впадин Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru червяка соответственно равны

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Длина Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru нарезаемой части червяка определяется по эмпирической зависимости

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициенты, зависящие от числа заходов червяка.

Делительный диаметр Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru , а также диаметры окружности вершин Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru и окружности впадин Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru зубьев червячного колеса в среднем сечении определяются по формулам:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru число зубьев червячного колеса.

Минимальное число зубьев червячного колеса в силовых передачах с одним витком принимают Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru Оптимальное число зубьев для силовых передач Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Ширина зубчатого колеса принимается равной Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru при одно- и двухзаходнем червяке и Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru - при четырехзаходнем червяке.

Условный угол обхвата Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru для расчета на прочность определяется из формулы:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Межосевое расстояние червячной передачи

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Скольжение в червячной передаче, КПД и силы в зацеплении.Работа червячной передачи сопровождается большими скоростями скольжения. Скорость скольжения Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru направлена по касательной к линии витка червяка и равна

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

КПД в червячном зацеплении Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru определяется также как и для винта

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru приведенный угол трения.

Общий коэффициент полезного действия червячного редуктора определяется через коэффициенты потерь

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru относительные потери соответственно в зацеплении, подшипниках, уплотнениях, на перемешивание и разбрызгивание масла, на привод вентилятора.

Силы в зацеплении червячной передаче (рис. 18.3) считают приложенными полюсе зацепления и определяют по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Рис. 18.3

Расчетная нагрузка.По аналогии с косозубой передачей удельная нагрузка Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru для червячных передач

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru суммарная длина контактной линии.

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где 0,75 – коэффициент, учитывающий уменьшение поля зацепления;

Расчетная нагрузка в этом случае будет

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Расчет на прочность по контактным напряжениям. В качестве исходной формулы используем формулу Герца

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Приведенный модуль упругости Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru равен

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Учитывая, что радиус кривизны профиля червяка в нормальном сечении Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru , получим следующее соотношение для приведенного радиуса кривизны:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Подставляя в формулу Герца Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru , принимая, что Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru ; Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru ; Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru ; Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru ; Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru ; Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru (для стали); Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru (для бронзы), и выполняя преобразования с учетом равенств Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru , получаем

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Для проектного расчета решим данное уравнение относительно межосевого расстояния Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Расчет на прочность по напряжениям изгиба. Так как витки червяка по форме и материалу значительно прочнее зубьев колеса, то расчет ведется только для зубьев колеса. Расчет выполняют в форме проверочного аналогично расчету косозубого цилиндрического колеса.

Учитывая особенности червячной передачи, формула для определения напряжений изгиба принимает вид:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Коэффициент формы зуба Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru выбирают по эквивалентному числу зубьев Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

В предварительных расчетах можно принимать произведения Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru = 1,1 1,4.

Расчет тела червяка.Червяк проверяют на прочность по напряжениям изгиба и жесткость. Максимальный изгибающий момент от силы Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru расстояние между опорами червяка.

Максимальный изгибающий момент от сил Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Суммарный изгибающий момент

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru На основе энергетической теории прочности эквивалентный момент равен

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru .

Условие прочности будет выполнено, если

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru ,

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru момент сопротивления изгибу;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru допускаемое напряжение на изгиб.

Повышенные прогибы червяка приводят к высокой концентрации нагрузки в зацеплении, поэтому максимальный прогиб червяка не должен превышать Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Материалы. Допускаемые напряжения.Червяки изготовляются из углеродистых и легированных сталей. Для повышения нагрузочной способности витки червяка подвергают термообработке до высокой твердости с последующим шлифованием.

Червячные колеса преимущественно изготавливаются из бронзы, реже из чугуна или латуни.

Допускаемые контактные напряжения зубьев колес из оловянных бронз определяют по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru предел прочности материала;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент концентрации нагрузки;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент долговечности.

Для колес из чугуна и безоловянных бронзы допускаемое контактное напряжение назначается в зависимости от скорости скольжения.

Допускаемые напряжения изгиба зависят от режима работы. При нереверсивной передаче они определяются по эмпирической формуле

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

а при реверсивной передаче по зависимости

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru предел текучести материала;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент долговечности.

Тепловой расчет червячной передаче. Червячные передачи работают с большим выделением теплоты. Уравнения теплового баланса для червячного редуктора имеет вид

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

откуда температура смазочного материала

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент полезного действия червячной передачи;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru передаваемая мощность;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru площадь свободной поверхности охлаждения корпуса;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru температура окружающей среды;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий отвод в раму или плиту;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент теплоотдачи;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru допустимая температура смазочного материала.

Цепные передачи

Общие сведения.Цепная передача (рис. 19.1,а) относится к механическим передачам с гибкой связью. На ведущем и ведомом валах передачи устанавливаются звездочки, которые входят в зацепление с

охватывающей цепью. Цепь в отличие от ремней изгибается только в одной плоскости, поэтому звездочки устанавливаются на строго параллельных валах. Принцип зацепления, а не трение, устраняет проскальзывание и буксование при работе передачи.

Достоинства:возможность передачи мощности на большие расстояния (до 8 м); по сравнению с ременными передачами: могут передавать большие мощности; меньшая нагрузка на валы, так как напряженной под действием окружного усилия является только ведущая ветвь; позволяют реализовывать большее передаточное отношение при малом расстоянии между валами; более высокий к.п.д.; более компактны, возможность передачи движения одной цепью нескольким звездочкам с разным направлением их вращения.

Недостатки: сравнительно высокая стоимость цепей; вытягивание цепей вследствие износа в шарнирах; необходимость тщательного монтажа передачи и тщательного ухода за ней; неравномерность хода; повышенный шум вследствие удара звена цепи при входе в зацепление и дополнительные динамические нагрузки; непригодность передачи при периодическом реверсировании без пауз; чувствительность к ударам и резким изменениям нагрузки; сложность подвода смазки к шарнирам цепи; сравнительно небольшой срок службы цепей.

Конструкция цепи.Наиболее широко применяют роликовые цепи (рис. 19.1,в), которые образуются из последовательно чередующихся внутренних и наружных звеньев, имеющих форму, изображенную на рис. 19.1,б). Внутренние звенья состоят из внутренних пластин 1 и запрессованных в их отверстия гладких втулок 2, на которых свободно вращаются ролики 3. Наружные звенья состоят из наружных пластин 4 и запрессованных в их отверстия валиков 5. Концы валиков после сборки расклепывают. Благодаря натягу в соединениях наружных пластин с валиками и внутренних пластин с втулками и зазору между валиком и втулкой образуется шарнирное соединение.

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

А

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Рис. 19.1

Основные параметры цепной передаче.Мощность, которую можно передать с помощью цепной передачи, обычно не превышает 100 кВт. Межосевое расстояние может достигать 8 м. Частоты вращения звездочек и скорость цепи ограничиваются величиной силы удара в зацеплении, износом шарниров и шумом передачи. Скорость цепи обычно не должна превышать 15 м/с.

Средняя скорость цепи рассчитывается по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru число зубьев ведущей звездочки;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru частота вращения ведущей звездочки, об/мин;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru шаг цепи, мм.

Передаточное число цепной передачи Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Передаточное отношение ограничивается габаритами передачи, диаметром большой звездочки, малостью угла охвата цепью малой звездочки и не превышает обычно 7.

Минимальные числа зубьев звездочек ограничиваются износом шарниров, динамическими нагрузками и шумом передачи. Чем меньше число зубьев звездочки, тем больше износ. Минимальное число зубьев ведущей звездочки для силовых передач общего назначения выбирают по эмпирической зависимости

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Максимальное число зубьев ведомой звездочки ограничивается предельно допустимое увеличение шага цепи и обычно не превышает Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru Число зубьев ведущей звездочки предпочтительно принимать нечетное, что в сочетании с четным числом звеньев цепи способствует равномерному износу шарниров цепи и зубьев звездочек.

Делительные диаметры звездочек определяют по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Минимальное межосевое расстояние определяют из условий размещения звездочек и минимального угла охвата цепью ведущей звездочки. Оптимальное межосевое расстояние Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru При Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru наблюдается ускоренный износ шарниров цепи в связи с повышенной частотой входа каждого шарнира в зацепление. При Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru даже небольшой износ каждого шарнира цепи вызывает значительное удлинение цепи, что приводит к нарушению зацепления цепи с зубьями звездочек.

Число звеньев цепи Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru зависит от межосевого расстояния Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru , шага Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru и чисел зубьев звездочек Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru и определяется по формуле:

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Полученное значение Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru округляют до большего ближайшего четного числа. Четное число звеньев цепи позволяет избежать применения переходных звеньев при соединении концов цепи. Затем уточняют значение межосевого расстояния.

Цепь должна иметь некоторое провисание во избежание повышенной нагрузки на цепь и валы от силы натяжения и радиального биения звездочек. Для этого межосевое расстояние уменьшают на (0,002 … 0,004) Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Окружная сила на звездочках

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

Расчет цепных передач.Цепные передачи рассчитывают по тяговой способности и на износостойкость шарнира.

Расчет по тяговой способности заключается в сравнении максимальной окружной силы Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru , которая возникает в момент пуска передачи с силой Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru разрывающей цепь.

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент безопасности.

Расчет передачи по условию износостойкости шарниров цепи заключается в сравнении давления в шарнирах, которое не должно превышать допустимого в данных условиях эксплуатации.

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru площадь проекции шарнира на диаметральное сечение;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент эксплуатации.

Коэффициент эксплуатации Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru представляют в виде частных коэффициентов

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru динамический коэффициент;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние длины цепи;

Основы проектирования деталей машин 5 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние наклона линии межосевого расстояния к горизонту;

Наши рекомендации