Назначение, общее устройство, принцип
Работы и основные ТТХ системы охлаждения
И подогрева двигателей
и выпуска отработанных газов»
Время-20 мин.
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, в целях поддержания температуры этих деталей в пределах, допустимых для нормальной работы двигателя.
В качестве охлаждающей жидкости летом применяется чистая пресная вода, зимой - низкозамерзающие жидкости марки 40 и марки 65.
Жидкость марки 40 применяется при температуре окружающего воздуха не ниже -35°С.
Жидкость марки 65 применяется при температуре не ниже -60°С.
Система охлаждения поддерживает определенный тепловой режим двигателя, при котором он развивает максимальную мощность при минимальном удельном расходе топлива.
Оптимально допустимой считается температура охлаждающей жидкости в пределах +70-120°
Снижение температуры охлаждающей жидкости ниже оптимального уровня приводит к увеличению:
- продолжительности процесса сгорания;
- снижению мощности;
- увеличению расхода топлива;
- увеличению износов.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО
ДИЗЕЛЯ ЯМЗ-238
Двигатель ЯМЗ-238 имеет водяную, принудительную, закрытую систему охлаждения.
Радиатор 11 (рис. 89) с трехрядной сердцевиной трубчато-ленточного типа, закреплен на раме в двух точках на резиновых подушках и дополнительно крепится растяжками к балкам рамы. Горловина радиатора закрыта . пробкой 10 с паровоздушным клапаном. Перед радиатором установлены жалюзи 12 с горизонтальными створками, имеющие ручное управление из Кабины. Снаружи радиатор закрыт облицовочной решеткой. Патрубок нижнего бачка радиатора соединяется гибким шлангом 23 с подводящим патрубком водяного насоса 25, расположенного с правой стороны в передней части двигателя. Чугунный корпус 30 насоса с помощью фланца отводящего патрубка 34 болтами крепится к крышке распределительных шестерен и соединяется с отлитым в ней водяным каналом 20. Корпус закрыт крышкой 35.
28 27 26 25 24 23 22 21
Рис. 89. Система охлаждения дизеля ЯМЗ-238
Вал 28 насоса с крыльчаткой 32 установлен в корпусе на шарикоподшипниках 29, уплотненных сальниками. Вал уплотняется самоподжимным уплотняющим устройством с графитизированной текстолитовой шайбой 31, установленной в пазах крыльчатки насоса. Шайба упирается во втулку корпуса. На наружном конце вала закреплен шкив 22, соединяемый трапециевидным ремнем со шкивом 21 коленчатого вала. Масло к подшипникам подается через пресс-масленку, ввернутую в прилив корпуса насоса. Натяжение ремня регулируется перемещением обода шкива насоса с помощью регулировочных прокладок 27. Температура охлаждающей жидкости двигателя регулируется автоматическими термостатами 7 и вручную — шторкой 14 за счет изменения количества воздуха, проходящего через радиатор.
Система охлаждения двигателя включает в себя:
1 — водяной радиатор;