К оформлению отчета по лабораторной работе

(по общему физическому практикуму, для студентов дневного и вечернего отделений)

Отчет по лабораторной работе оформляется в рукописном виде индивидуально каждым студентом, выполнившим необходимые эксперименты (независимо от того, выполнялся ли эксперимент индивидуально или в составе группы студентов). Текст пишется ручкой на писчей бумаге одного формата с интервалом между строками, удобным для чтения, с оставлением боковых полей для возможных заметок и исправлений. Страницы отчета следует пронумеровать (титульный лист не нумеруется, далее идет страница 2 и т.д.).

Титульный лист отчета должен содержать фразу: “Отчет по лабораторной работе (название работы) студента группы (номер группы) (Фамилия, инициалы)”. Внизу листа следует указать текущий год.

Например,

Отчет по лабораторной работе “Физический маятник” студента 513 группы Иванова С.И.

Вторая страница текста, следующая за титульным листом, должна начинаться с формулировки цели работы.

Отчет, как правило, должен содержать следующие основные разделы:

1. Теоретическая часть.

2. Методика эксперимента.

3. Результаты и их обсуждение.

4. Подробные ответы на вопросы, приведённые в описании работы.

5. Выводы.

В случае необходимости в конце отчёта приводится перечень литературы (подробности см. ниже).

Теоретическая часть должна содержать минимум необходимых теоретических сведений о физической сущности исследуемого явления и его описание. Незачем копировать целиком или частично методическое пособие (описание) лабораторной работы или разделы учебника. Объем должен быть таким, чтобы было ясно, что студент изучает. В случае надобности при объяснении результатов удобно сослаться на соответствующие формулы и заключения теоретической части.

В разделе Методика эксперимента необходимо детально описать, с помощью каких приборов, установок, и каким образом исследовалось физическое явление, измерялись физические величины.

Рисунки, блок-схемы установок, описание технологии и её особенностей, необходимость предварительных измерений (градуировка, настройка и т.п.) – все это должно быть представлено в указанном разделе.

Раздел Результаты и их обсуждение начинается с протокола измерений.

Протокол измерений оформляется студентом непосредственно в ходе проведения эксперимента.

Заголовок протокола измерений: “Протокол измерений по лабораторной работе “(Название работы)” студента группы (номер группы) (Фамилия, инициалы)”. Проставляется дата измерений (число, месяц, год).

В протоколе приводятся все результаты непосредственных измерений и детали методики, существенные для понимания численных данных протокола, в оформленном виде: цифровые данные – в таблицах или обычным текстом (если таблица не требуется), данные с экрана осциллографа – на кальке, аккуратно подклеенной на лист протокола и подписанной. Обязательно указание номеров заданий (если их в работе несколько), размерностей физических величин, обозначений этих величин (принятых в описании работы или общепринятых), марок приборов и их параметров, существенных для данной работы.

Протокол прикладывается к отчету в оформленном виде. Протокол измерений визируется преподавателем, после чего он должен быть включен в отчет. Для удобства его можно оформить в том же формате, что и основной текст отчета.

В разделе Результаты и их обсуждение полученные данные при необходимости обрабатываются, заново оформляются в таблицы и графики, сравниваются и обсуждаются.

Графики выполняются на миллиметровой бумаге с указанием масштаба по осям, начала отсчета, размерностей и обозначений физических величин. При компьютерной обработке результатов распечатка графика должна быть четкой и ясной, с указанием масштаба, начала отсчета, размерностей и обозначений физических величин. Экспериментальные точки на графиках должны быть заметны, четко выделены. Размеры графиков, как правило, не должны превышать 15x20 см. Рисунки, графики и таблицы нумеруются и подписываются заголовками. На графиках в общем случае указывается доверительный интервал погрешностей измерений.

Исходные данные и окончательные результаты приводятся с погрешностями, рассчитанными по обычным правилам. Приборные погрешности должны быть зафиксированы и приведены в отчете. Для электроизмерительных приборов указывается класс точности, для исследуемых радиодеталей – погрешности номиналов, и т.п.

При расчете погрешностей (например, по т.н. косвенным измерениям) отчет должен содержать расчетные формулы, которыми пользовался студент(ка), погрешности исходных данных и рассчитанные погрешности окончательных результатов. Для всех расчетов выписывается формула, эта же формула с подставленными значениями, и результат. Результаты округляются по обычным правилам с учетом погрешностей. Например, g = (9,71 ± 0,15) м./с2 или g = (9,7 ± 0,2) м./с2 (подробности см. в пособиях по обработке результатов, рекомендованных преподавателем).

Выводы не должны быть простым перечислением того, что сделано. Здесь важно отметить, что нового узнал студент при выполнении работы, к чему привело обсуждение результатов, насколько выполнена заявленная цель работы. Возможно, получены дополнительные формулы, данные, предложены оригинальные методики, - это должно быть отражено в выводах. Выводы по работе каждый студент делает самостоятельно.

Список литературы должен быть (а саму литературу надо читать). В тексте отчета делаются краткие ссылки на литературу (учебники, справочники, иные источники…) номером в квадратных скобках, напр., [1]. Литературные источники нумеруются по мере их появления в тексте отчёта. В конце отчета даётся их подробный список. На все источники списка литературы должны быть ссылки в тексте отчёта, там, где это необходимо. Пример оформления подробной ссылки в конце отчёта:

1. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т.I. Механика. – М. – Наука, 1979, § 33.

При сдаче отчета преподаватель может сделать устные и письменные замечания, задать дополнительные вопросы. Все ответы на дополнительные вопросы, новые расчеты, обсуждения выполняются студентом на отдельных листах, включаемых в отчёт (при этом в тексте основного отчета делается сноска или другой значок, которому будет соответствовать новый материал). При этом письменные замечания преподавателя должны остаться в тексте для ясности динамики работы над отчетом.

Объем отчета должен быть оптимальным для понимания того, что и как сделал студент, выполняя работу. Обязательные требования к отчету включают общую и специальную грамотность изложения, а также аккуратность оформления.

После приема преподавателем отчет хранится на соответствующей кафедре и студенту не выдается.

Составлено коллективом преподавателей кафедры кристаллографии и экспериментальной физики (КЭФ) физического факультета ННГУ; утверждено зав. кафедрой КЭФ проф. Е.В. Чупруновым.

27 сентября 2005 года.

Наши рекомендации