Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени

/Elektroprivod 189/

Рассмотрим в качестве примера процесс изменения тока во времени при подаче напряжения

на обмотку возбуждения. Процесс описывается дифференциальным уравнением

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

приводя который к нормализованному виду, получим:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

где Iуст ­ установившееся значение тока возбуждения, или в операторной форме, заменяя символ дифференцирования d/dt на оператор р

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Решение этого уравнения будет

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru .

При Iнач=0:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Рис.8.2. – Переходные хар-ки при включении обмотки возбуж­дения

Переходная характеристика i = f(t) носит экспоненциаль­ный характер (рис.8.2,б). За время, равное Тэ , ток в обмотке возбуждения возрастает до значения 0,63*Iycт; за время 3Тэ –­ до значения 0,95*Iycт ; за время 5Тэ –­ до значения 0,996*Iycт, Практически можно считать, что время ПП-са при экспоненциальном хар-ре составляет 3­-5 постоянных времени.

Лекция 32

Формирование переходных процессов пуска, торможения и реверса при линейном изменении управляющего воздействия на скорость э-опривода. Примеры э-оприводов, реализующих эти переходные процессы.

(teoriya_elektroprivoda_2- 302стр.) В замкнутых системах регулируемого э-опривода имеется

возможность формировать переходные процессы, достаточно близкие к оптимальным, путем плавного изменения напряжения, подведенного к якорю ДПТ, или частоты тока, протекающего по обмоткам статора АД. Такие переходные процессы протекают при Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru .

Проанализируем их хар-рные особенности. Эти особенности можно проследить, задавшись линейным законом изменения управляющего воздействия Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru во времени

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

При соотношении постоянных m > 2, а при этом, как показывает опыт, влияние э-омагнитной инерции незначительно сказывается на хар-ре рассматриваемых ПП благодаря

плавности изменений управляющего воздействия.

Общие выражения зависимостей Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru и М=f(t) при Тэ = 0 имеют вид:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (1)

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru .

где Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru .

При пуске э-опривода путем плавного подъема управляющего воздействия от нуля до установившегося значения существенное влияние на ПП оказывает хар-р момента нагрузки.

Если нагрузка представляет собой реактивный момент, ПП пуска распадается на два участка,

соответствующих нелинейности этой нагрузки. На первом этапе возрастание Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

вызывает линейное возрастание момента короткого замыкания двигателя по закону

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (3)

но до тех пор, пока Мкз ≤ Мс, скорость остается равной нулю, так как э-опривод заторможен реактивной нагрузкой. Первый этап заканчивается при Мкз= Мс; это условие позволяет с

помощью (3) определить время запаздывания начала движения

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

На втором этапе движение э-опривода определяется (1) при условиях Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (4)

Каждому текущему значению Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru соответствует вполне определенная механическая хар-ка двигателя. Как показано на рис. 4.29,а, в исходном положении двигатель имел хар-ку динамического торможения 1; в конце первого этапа Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru = Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru ,что определяет хар-ку 2. Момент двигателя на первом этапе нарастал при Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru = 0 до значения Мс, как показано участком

динамической хар-ки (кривая 3 на рис. 4.29,а), совпадающим с осью абсцисс от 0 до М= Мс. Соответствующие зависимости M(t) и Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru для первого этапа переходного процесса

показаны на рис. 4.29,5 на участке 0 ≤t≤ tз.

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Рис. 4.29. Механические хар-ки (о) и графики ПП пуска (б) при Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Для второго этапа начало отсчета времени в (4) в точке t = tз. Перенеся начало координат в эту точку, построим соответствующие (1) прямую Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru и кривую Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru ,

отстоящую от нее на Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . Кривая Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru отстоит от кривой Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru по вертикали на отрезок Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , что определяет суммарный перепад скорости Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . В соответствии с (4) момент двигателя на этом этапе нарастает от М = Мс до Мп.уст = Мс + Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru по экспоненте за время 3Тм. Зависимости Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , М =f(t), соответствующие второму этапу ПП, позволяют построить динамическую механическую хар-ку 3 на рис. 4.29,а в пределах от Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru = 0 до Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru = Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , где Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru – конечная скорость на втором этапе.

Второй этап заканчивается в момент времени t0, когда управляющее воздействие достигает требуемого установившегося значения и его дальнейший рост должен быть прекращен. Двигатель при этом выходит на естественную характеристику 4. Скорость на этом участке нарастает по экспоненте, а момент уменьшается по тому же закону, стремясь к Мс. (рис. 4.29,6). Общее время переходного процесса составляет tпп = t0+3Tм. Обычно Тм « t0, поэтому время переходного процесса определяется временем нарастания напряжения на якоре или частоты

тока статора до установившегося значения (tпп ≈t0).

Рассмотрим процесс реверса э-опривода путем плавного изменения управляющего воздействия, при котором скорость идеального холостого хода изменяется по закону

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Если считать момент активным, то определить начальное и конечное значения скорости можно по механическим хар-кам 1 и 2, представленным на рис. 4.30,а. Подставляя в (1)

значения Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru и учитывая, что ускорении Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru в 4.76) отрицательно, получаем

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (5)

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Формулы (5) определяют хар-р изменения скорости и момента на первом этапе реверса, который заканчивается в момент t, когда скорость Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru достигает установившегося значения — Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru ном. Соответствующие графические зависимости Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , M(t) представлены на рис. 4.30,б. Так как в этом процессе ускорение отрицательно, динамический момент Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru отрицателен

и суммарный установившийся момент при реверсе Мр.уст определяется разностью Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . Как следствие, ошибка, с которой скорость Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru следует за изменением Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , уменьшается: Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . В зависимости от Мс, Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru и Тм она может быть равной

нулю ( Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru ) или изменять свой знак ( Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru ), при этом и момент двигателя Мр.уст также становится равным нулю или изменяет знак.

Если Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , т. е. Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , двигатель в процессе снижения скорости продолжает работать в двигательном режиме, а при изменении знака скорости переходит в тормозной режим с тем же моментом М = Мр.уст. При Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , т. е. Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru двигатель при снижении скорости работает в тормозном режиме, а при пуске в противоположном направлении переходит в двигательный режим. Значение момента Мр.уст= Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru = Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru определяет при t= t в конце процесса нарастания Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru до значения – Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru начальное значение скорости Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru для заключительного второго этапа реверса. Динамическая механическая хар-ка, соответствующая первому (основному) этапу реверса, показана на рис. 4.30,а (кривая 3).

Второй, заключительный этап реверса протекает при Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru = Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru = const. На

этом этапе момент двигателя нарастает до М =Mс по экспоненте с постоянной Тм, а скорость плавно увеличивается в соответствии с механической характеристикой 2 (рис. 4.30,а) до

установившегося значения — Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . Длительность этого процесса примерно равна ЗTМ, что обычно составляет небольшую долю общего времени реверса tр= t0p+ ЗTМ, которое определяется главным образом временем t0p реверсирования управляющего воздействия.

Более сложный вид имеет хар-р процесса реверса при реактивном моменте нагрузки. Рассмотрим этот процесс, причем для конкретизации физических представлений будем иметь в виду э-опривод с ДПТ независимого возбуждения, э-омеханические хар-ки которого 1 и

2, соответствующие началу и концу процесса, приведены на рис. 4.31,а. На рис. 4.31,б показана хар-ка uя= Unom - Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (прямая 1). В процессе замедления закон движения э-опривода тот же, что и в рассмотренном выше случае активной нагрузке.

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Рис. 4.31. Э-омеханические хар-ки (а) и графики uя, е. iн =f(t) при реверсе с реактивным Mt (б)

Начальная разность между напряжением на якоре uя и ЭДС двигателя Ес= с Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , равная падению напряжения на сопротивлении якоря от статического тока Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , уменьшается до

значения, равного падению напряжения от установившегося тока при реверсе Iр.уст = Mр.уст/с. Ток якоря при этом соответственно уменьшается от начального значения Iс до Iр.уст и затем остается постоянным до скорости, равной нулю. Зависимости ЭДС двигателя е(г) и iя(t) также приведены на рис. 4.31,б (кривые 2 и З), причем разность между напряжением и ЭДС при Тя= 0 пропорциональна току якоря.

В момент прохождения скорости через нуль реактивный момент нагрузки изменяется скачком от Мс до -Мс. Для того чтобы начался пуск в противоположном направлении, необходимо изменение знака тока и увеличение его по модулю до значений, превышающих модуль статического тока. Появляется пауза в движении, аналогичная времени запаздывания на рис. 4.29,б, которую обозначим tз.р. В течение этой паузы ток якоря нарастает по линейному закону:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

а скорость Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru = 0. Пауза заканчивается, когда ток якоря достигает значения Iя= —Iс. Определяем время запаздывания:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

В дальнейшем пуск в обратном направлении протекает аналогично рассмотренному выше. Показанные на рис. 4.31, б графики uя(t), e(t) и Iя(t) для этой части процесса (кривые 1— 3) ъ другом масштабе повторяют пропорциональные им графики Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (t), Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (t) и M(t) — см. рис. 4.29,б. Динамическая э-омеханическая хар-ка, соответствующая процессу реверса с реактивным моментом нагрузки, построена на рис. 4.31,а (кривая 3).

Если увеличивать темп изменения напряжения duя/dt, то вследствие роста динамического тока при торможении ток Iр.уст= Iс – Iдин вначале уменьшается до нуля, а затем изменяет знак, при этом время запаздывания tз.р уменьшается и при Iр.уст= – Iс становится равным нулю. Из уравнения движения – М — Мс = Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru можно определить значение Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru ,

соответствующее этому условию:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

то процесс изменения скорости при реверсе является непрерывным и влияние реактивного момента сказывается лишь на изменении скачком ускорения при переходе скорости через нуль. Динамическая механическая хар-ка двигателя, соответствующая таким условиям, представлена на рис. 4.31,а (кривая 4).

Лекция 33

1.Энергетика переходных процессов (ПП) в э-оприводах с ДПТ. 2. Потери энергии в э-оприводе при пуске торможении и реверсе. 3. Способы уменьшения потерь энергии в ПП.

1 Определение (moskalenko_v_v_avtomatizirovannyy_elektroprivod – 359 стр; moskalenko_v_v_elektricheskiy_privod – 188стр) энергетических показателей работы э-опривода для переходных режимов является не менее важной задачей, чем для установившегося режима. Опреде­ляется это в первую очередь тем, что в переходных режимах протекающие по обмоткам двигателя токи существен­но превышают номинальные значения и вызывают повы­шенные потери энергии, а тем самым дополнительный на­грев двигателя.

Особенно большое значение определение потерь э-о­энергии в ПП-сах имеет для э-оприво­дов, у которых динамический режим является основным. К таким э-оприводам относятся, например, э-оприводы прокатных станов, подъемных кранов, строгаль­ных станов и т. д.

В общем случае потери энергии за время ПП-са могут быть определены с помощью следующего выражения:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , (7.34)

где ΔAK и ΔAv — потери энергии, обусловленные соответст­венно постоянными и переменными потерями мощности.

Составляющая потерь энергии ΔАК легко может быть найдена в том случае, когда постоянные потери мощности К не изменяются за время ПП-са. В этом случае

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . (7.35)

Составляющая потерь энергии ΔAv может быть найде­на при использовании формул, выражающих переменные потери мощности через электрич. величи­ны — ток и сопротивление,

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . (7.36)

Использование выражения (7.36) для определения со­ставляющих ΔAv во многих случаях оказывается затруд­нительным из-за того, что необходимо знать закон измене­ния токов двигателя в ПП-се i(t), а также располагать данными об изменении R. Т.к. часто зави­симость i(t) не выражается аналитически, а в ПП-сах R изменяется, то точное вычисление интеграла (7.36) оказывается затруднительным.

Более удобные расчетные соотношения для определения ΔAv получаются в том случае, если переменные потери мощности ν выражаются через мех-кие величины. Именно такие выражения обычно используются для опре­деления потерь э-оэнергии в ПП-сах.

2. а) Потери энергии при работе нерегулируемых э-оприводов без нагрузки (Мс = 0)

Оговорка: пуск, торможение и реверс может производиться:

а) в холостую и под нагрузкой;

б) при быстрых и медленных (регулируемых) изменениях возмущающего фактора.

Потери в переходных режимах (общий курс эопривода Ильинский)

ПП-сы при быстрых изменениях воздействующего фактора могут сопровождаться большими бросками момента и тока, т.е. значительными потерями энергии. Поставим задачу оценить величину потерь энергии в ПП-сах и найти связи между потерями и пар-рами э-опривода. Будем учитывать только потери в активных сопротивлениях силовых цепей двигателя, т. к. именно эта составляющая общих потерь заметно возрастает в ПП.

Анализ проведем для ПП-сов, когда фактор их вызывающий, изменяется мгновенно, а процесс протекает в соответствии со статическими хар-ми. Потери энергии в цепи ротора или якоря за время ПП-са tпп определяются с учетом того, что потери в роторной (якорной) цепи при любой нагрузке пропорциональны разности скоростей Dw(w0 – w) или скольжению

s = (ω0 – ω)/ω0

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

т.е. как

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (6.10)

Для ПП-са вхолостую (Мс = 0) будем иметь:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (6.11)

Подставив (6.11) в (6.10) и сменив пределы интегрирования, получим:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . 6.12)

Этот результат универсален, очень прост и очень важен: потери энергии в якорной или роторной цепи за ПП вхолостую (Мс = 0) при «мгновенном» появлении новой хар-ки зависят только от запаса кинетической энергии в роторе при w0 и от начального и конечного скольжений. При пуске вхолостую (sНАЧ =1, sКОН = 0) и динамическом торможении они составят W20 = Jw02/2 при торможении противовключением (sНАЧ =2, sКОН = 1) – 3Jw02/2 , при реверсе(sНАЧ =2, sКОН = 0) – 4Jw02/2 = 2Jw02. Ни форма мех-кой хар-ки, ни время ПП-са, ни какие-либо пар-ры двигателя, кроме J и w0, не влияют на потери в роторе.

Для опре­деления потерь энергии при работе двигателей под нагрузкой (Мс≠0)спра­ведлива формула (6.10). Как видно из этой формулы, для определения потерь энергии в якоре ДПТ и роторе АД необходимо знать, каким образом в ПП-сах изменяются скорость двигателя и момент его нагрузки, т. е. распо­лагать зависимостями ω(t) и M(t). Подстановка этих зависимо­стей в формулу (6.10) и взятие интеграла позволяет решить по­ставленную задачу. Потери энергии при работе нерегулируемых э-оприводов с нагрузкой определяются ф-лой

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . (7.49)

В общем виде решение (7.49) затруднено, так как мо­мент нагрузки Мс и скорость w могут быть сложными, в том числе и нелинейными функциями времени. Поэтому ограничимся рассмотрением случая Mc = const, при этом (7.49) принимает вид

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . (7.50)

Первый член правой части выражения (7.50) представ­ляет собой потери энергии при Мс = 0, а второй и третий члены определяют потери энергии, вызванные наличием момента нагрузки Мс. Для определения ΔW необходимо знать аналитическое выражение для изменения скорости во времени, это позволит точно найти значение интеграла в правой части уравнения (7.50).

Если аналитическое выражение w(t) очень сложное или оно вообще не существует, то для определения интеграла используется графоаналитический метод, что в качестве примера иллюстрирует рис. 7.3.

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Рис. 7.3 – К определе­нию потерь энергии в э-оприводе при на­личии нагрузки

Очевидно, что интеграл Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru представляет собой площадь, ограниченную кривой w(t), осью времени и вертикальной линией с абсциссой t = tПП. Из рис. 7.3 также следует, что заштрихованная на рисунке площадь

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru , (7.51) что позволяет записать (7.50) в виде Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . (7.52)

Т. о., для нахожде­ния потерь энергии в роторе АД и якоре ДПТ при Мc=const следует определить потери энергии при Мс = 0, выполнить построение зависи­мости w(t) и, найдя плошадь Fп определить вторую составляющую потерь в выражении (7.52).

Для оценочных расчетов иногда оказывается допусти­мым дальнейшее упрощение расчета потерь энергии. Для этого считают, что момент двигателя в ПП-­сах не изменяется и равен некоторому среднему моменту Мср, при котором продолжительность ПП-сов остается той же самой, что и при реальном изменении мо­мента двигателя. В этом случае для получения расчетной формулы удобно воспользоваться выражением (6.10), з котором дифференциал времени определяется выражением

dt = – J w0ds/(M±Mc), (7.55)

где знак «–» соответствует процессу пуска, а знак « + » – процессу торможения двигателя. Подстановка (7.55) в (6.10) с одновременной заменой пределов интегрирования и подстановкой М = МСР приводит к следующему выраже­нию:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . (7.56)

где Мср —средний, неизменный за время ПП-са момент двигателя.

Выражение (7.56) определяет потери энергии в ПП-сах в роторе АД и якоре ДПТ. Отметим, что в соответствии с (7.56) выделяемые в дви­гателе потери энергии при его работе при реактивной на­грузке по сравнению с потерями при работе вхолостую увеличиваются в режиме пуска и уменьшаются в режиме торможения [знак «–» в (7.56)]. Это объясняется тел, что при торможении часть запасенной кинетической энер­гии расходуется на преодоление момента нагрузки, в соот­ветствии с чем в двигателе выделится в виде потерь уже только часть всей кинетической энергии.

Для того чтобы оценить потери энергии в ПП под нагрузкой Мс ¹ 0 (другие условия сохраняются), примем, что Мс = const и М = Мср = const; для пуска графики w(М) и w(t) показаны на рис. 6.4. Тогда Р1 = Мсрw0, Р2 = Мсрw, DР = Р1 – Р2 (рис. 6.4), а потери энергии определяется в соответствии с (6.10) заштрихованным треугольником, т.е.

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

или с учетом tпп = Jw0/(Мср – Мс):

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . (6.14)

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Рис. 6.4 – Мех-кие хар-ки и потери энергии при пуске

При торможении нагрузка будет снижать потери:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (6.15)

3. Из изложенного следуют возможные способы снижения потерь энергии в ПП:

- уменьшение момента инерции за счет выбора соответствующего двигателя и редуктора или за счет замены одного двигателя двумя половинной мощности;

- замены торможения противовключением динамическим торможением или использование мех-кого тормоза;

- переход от скачкообразного изменения w0 к ступенчатому; при удвоении числа ступеней будет вдвое сокращаться площадь треугольников, выражающих потери энергии;

- плавное изменение w0 в ПП-се.

Рассмотрим подробнее последний способ, реализуемый практически в системах управляемый преобразователь – двигатель.

Т.е. основные 2 способа это: 1) уменьшение момента инерции; 2) плавное изменение w0 в ПП-се.

При плавном измененииw0 в ПП-се должны уменьшаться потери энергии. Это иллюстрируется на рис. 6.5, где сравниваются два случая – прямой пуск вхолостую (а) и частотный пуск вхолостую за время t1 >>Tм, т.е. при ускорении ε = ω­01/t1 (б) – заштрихованные площади.

При прямом пуске, как уже отмечалось, потери энергии в якорной или роторной цепи определяется площадью заштрихованного треугольника на рис. 6.5,а и составят

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

При плавном пуске потери определятся площадью заштрихованной на рис. 6.5,б трапеции:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (6.16)

Отметим, что выражение (6.16), полученное при аппроксимации реальной кривой скорости (см. п. 5.3) прямой линией справедливо лишь при t1 >>Tм; при иных условиях следует использовать более точные модели.

Из изложенного следует, что уменьшая e, т.е. увеличивая время ПП и снижая момент, можно управлять потерями энергии, снижая их до любой требуемой величины.

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

а) б)

Рис. 6.5– Потери при прямом (а) и плавном (б) пуске

В общем случае, если скорость идеального холостого хода в ПП-се имеет п ступеней регулирова­ния, потери энергии в роторе уменьшатся в п раз

ΔW2 = Jω20n /(2n), (7.60)

где ω0n – максимальная скорость идеального холостого хода ЭД, соответствующая последней ступени.

Потери мощности в якоре ДПТ выражаются следующей общей формулой:

V2 = Мω0 – Мω = Мω0s, (7.37)

где s = (ω0 – ω)/ω0 – относительный перепад скорости ДПТ (скольжение).

Потери энергии согласно (7,36) выразятся как

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (7.38)

Исключим из (7 38) время как переменную величин,. воспользовавшись для этого уравнением мех-ого движения. Тогда при Мс = 0

dt = Jdω/M = – Jω0ds/M. (7.39)

Заменим в (7.38) dt согласно (7.39), изменив одновре­менно пределы интегрирования. Моменту времени t = 0 будет соответствовать s = sНАЧ, а времени tПП – s = sкон. Тогда

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru . (7.40)

Полученное выражение (7.40) удобно для определения потерь энергии, т. к. при пользовании им не требуются зависимости изменения координат э-опривода во вре­мени, а необходимо лишь знание пар-ров J, ω0и значе­ний sнач и sкон.

Определим с помощью (7.40) потери энергии при пуске, реверсе и торможении двигателей.

При пуске двигателей вхолостую ωНАЧ = 0 и ωКОН = ω0, тогда sНАЧ =1, sКОН = 0, в соответствии с чем потери при пуске составят ΔW2 = Jw02/2 (7.41)

Важно отметить, что численно потери энергии равны запасу кинетической энергии, которая будет запасена к концу пуска в движущихся механических частях э-о­привода.

При динамическом торможении потери энергии также определятся выражением (7.41), т. е.

ΔW2 – ΔW2дт. При динамическом торможении весь запас кинетической энер­гии превращается в потери энергии, выделяемые в двига­теле в виде тепла.

Если в АД пренебречь током намагничивания и считать, что I­­1 = I2/ то

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru Тогда Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru а общие потери энергии в АД при этих условиях составят

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (6.13)

Любой процесс передачи и преобразования энергии сопровождается ее потерями, т.е. входная мощность Рвх всегда больше выходной Рвых на величину потерь DР, и очень важно, сколь велики эти потери.

Энергетическую эффективность процесса оценивают посредством коэффициента полезного действия (КПД), определяемого как

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (6.1)

Важными энергетическими хар-ками изделия – двигателя, преобразователя, редуктора или э-опривода в целом – служит номинальный КПД

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (6.2)

где Рн, DРн – номинальная выходная мощность и номинальные потери,

и зависимость КПД от относительной нагрузки h = f(P/Pн); для регулируемого электропривода часто удобно использовать зависимости h = f(w) при заданном моменте.

В случаях, когда в линии, питающей э-опривод, напряжение и ток не совпадают по фазе и имеют несинусоидальную форму, используется еще одна энергетическая хар-ка – коэффициент мощности, определяемый как

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru (6.3)

где Р – активная мощность;

n = I/I(1) – коэффициент искажений;

U, I, I(1)– действующие значения напряжения, тока, первой гармоники тока;

j(1) – угол сдвига между первыми гармониками напряжения и тока.

При небольших искажениях n » 1, т.е.

c » соsj (6.4)

При передаче по линии с некоторым активным сопротивлением Rл активной мощности Р при cosj ¹ 1 потери DР~ вырастут в сравнении с потерями при передачи той же мощности постоянным током DР= в отношении

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Оценки энергетической эффективности э-опривода вида (6.1) справедливы, как отмечалось, лишь, если процесс неизменен во времени. Если же нагрузка заметно меняется во времени, следует пользоваться оценками, определяемыми по энергиям за время t:

Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru и Исследование переходных процессов с учетом э-магн. постоянной времени - student2.ru

Наши рекомендации