В простых двусложных словах с ударением на слоге.

Загнать мяч в ворота

Цель: Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

Краткое описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, заганяя его между двумя шариками.

Методические указания:

1. следить, чтобы не надувались щеки, для этого их нужно слегка придерживать пальцами.

2.Загнать шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

Краткое описание: Немного приоткрыть рот спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в сложном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

Сделать язык широким

Цель: Выработать умение удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.

Краткое описание: Улыбнуться приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

Почистим зубы

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Краткое описание: Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончикам языка «почистить зубы» делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом с низу вверх.

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.

2. Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражне­ние «Улыбка»). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»). Давай научим Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный язычок» ). А теперь положи на нижнюю губку плоский язы­чок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопата», со­провождается работой с игрушкой-дразнилкой.)

Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок»). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»). Молодец!

3.Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем воду в чайник: с-с-с. Научи Малыша свистеть так, как свис­тит водичка из-под крана (постановка звука [с] с механи­ческой помощью).

4.Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу «Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с.

Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка зву­ка [с] с механической помощью, затем по подражанию).

5. Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот пирожок с яблоками, какой он?

Этот пирожок с вишней, какой он?..

(Вишневый.) Этот пирожок с яблоком, какой он?.. (Яблочный.)

Этот пирожок с грушей, какой он?.. (Грушевый.)

Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фрукто­вый.)

6. Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода из-под крана свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью, затем по подражанию).

А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показы­вает картинку «Чашка».) Теперь чего нет на столе? (Анало­гичная работа с остальными картинками.)

Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с меха­нической помощью).

7.Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут вле­во. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с механической помощью).

8.Прежде чем уйти с речки, Малыш хочет поиграть с рыбками.

Пальчиковая игра

В нашей речке там и тут

Рыбки плавают, мой друг.

1, 2, 3, 4, 5-

Можем рыбок сосчитать.

Ребенок повторяет за логопедом только движения.

9. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на занятии ты не только познакомил­ся с Малышом, но еще раз поучился сам и поучил Малыша произносить звук [с]. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!

2 ЭТАП

Этап автоматизации

Звук [С]

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

• Учить произносить звук [с] изолированно.

• Упражнять в определении наличия звука в слогах.

• Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Автоматизация звука [С]

Игры: бежит водичка С-С-С.

-свист ветра

-накачивать насосом

Ход занятия:

1.Игра на развитие слухового внимания. Прежде чем мы начнем заниматься предлагаю тебе немного поиграть.. ( см. Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти)

2.Сегодня к нам в гости пришел веселый чайник. Он просит нас о помощи. Ему надо научиться свистеть, чтобы все слышали, когда в нем закипит вода. Давай поможем чайнику.

3.Для того, чтобы научиться свистеть, надо научиться выполнять гимнастику для губ и языка. В этом нам поможет волшебная книга. Давай ее откроем. Книга приготовила для нас интересную сказку, сейчас мы ее вместе с тобой прочтем (артикуляционная гимнастика, упр. на выработку направленной воздушной струи-«дуем на ватный шарик»).

4.Гимнастику мы выполнили, а теперь давай вспомним, что нужно сделать, для того чтобы чайник смог засвистеть.

Звук С: Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и фырчит от радости.

Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про­износит звук [с].) Правильно, получилась песенка чайника. Чайник засвистел -с-с-с. Повтори ее еще раз. (Так же см. Универсальные приемы автоматизации звуков изолированно и в слогах (словах)).

5.Чайник посвистел и спрятался. Поиграем с ним в прятки. Как только услышишь, что чайник свистит, говори: «Вот ты где!» та-ба-па-са-ма-ва-са-фа-са-ба-ла-са.

6. -с-с-с довольно засвистел чайник. Молодец! Давай покажем, как похвалил тебя чайник! (автоматизация изолированно)

7.Загляни внутрь. Посмотри, что для тебя приготовил чайник (су-джок).Массируем ладони, пальцы.

8.Итог занятия

2 ЭТАП

Этап автоматизации

Звук [С]

Тема: «Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су».

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

• Учить произносить звук [с] в прямых слогах.

• Упражнять в определении наличия звука в словах.

• Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Ход занятия:

1.Игра на развитие слухового внимания.( см. Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти)

2. Орг. момент (учим разговаривать сороку). Артикуляционная гимнастика. Вспоминаем сказку о веселом язычке (см. Уроки логопеда) Упр. на выработку направленной воздушной струи (см. постановка звука С).

3. Ловим звук С в словах (слова в соответствии с лексической темой)

4. Повторяем вместе с сорокой.

Автоматизация звука [С] в слогах

(см. Универсальные приемы автоматизации звуков изолированно и в слогах (словах)).

Прямой слог: с—и, с—о, с—у, с—ы

са—со—су—сы сы—су—со—са

со—су—са—сы са—сы—со—су

су—са—сы—со со—су—са—сы

5. Итог занятия.

2 ЭТАП

Этап автоматизации

Звук [С]

Тема: «Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.».

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

• Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.

• Учить произносить звук [с] в простых односложных словах

• Упражнять в определении наличия звука в словах.

• Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Ход занятия:

1.Игра на развитие слухового внимания.( см. Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти)

2. Орг. момент (учим разговаривать сороку). Артикуляционная гимнастика. Вспоминаем сказку о веселом язычке (см. Уроки логопеда) Упр. на выработку направленной воздушной струи (см. постановка звука С).

3. Ловим звук С в словах (слова в соответствии с лексической темой)

4. Повторяем вместе с сорокой.

Автоматизация звука [С] в слогах

(см. Универсальные приемы автоматизации звуков изолированно и в слогах (словах)).

Прямой слог: с—и, с—о, с—у, с—ы

са—со—су—сы сы—су—со—са

со—су—са—сы са—сы—со—су

су—са—сы—со со—су—са—сы

са

Сад, сам.

со

Сок, сом, сон, сор.

су

Суд, сук, суп, сух.

сы

Сын, сыр, сыт, сыч.

5. Итог занятия.

2 ЭТАП

Этап автоматизации

Звук [С]

Тема: «Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова) ».

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

• Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.

• Учить произносить звук [с] в простых двусложных словах

• Упражнять в определении наличия звука в словах.

• Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Ход занятия:

1.Игра на развитие слухового внимания.( см. Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти)

2. Орг. момент (учим разговаривать сороку). Артикуляционная гимнастика. Вспоминаем сказку о веселом язычке (см. Уроки логопеда) Упр. на выработку направленной воздушной струи (см. постановка звука С).

3. Ловим звук С в словах (слова в соответствии с лексической темой)

4. Повторяем вместе с сорокой.

Автоматизация звука [С] в слогах

(см. Универсальные приемы автоматизации звуков изолированно и в слогах (словах)).

Прямой слог: с—и, с—о, с—у, с—ы

са—со—су—сы сы—су—со—са

со—су—са—сы са—сы—со—су

су—са—сы—со со—су—са—сы

В простых двусложных словах с ударением на слоге.

са

сало, сажа, сани, сайка, сахар.

со

сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня.

су

сухо, судно, сумка

сы

сыпать.

Без ударения на слоге.

са

Сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин

су

Сукно, суметь, сугроб, сундук.

сы

Сырой,сырки,сынок,сыта

5. Итог занятия.

2 ЭТАП

Этап автоматизации

Звук [С]

Тема: «Автоматизация звука с в в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус»

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

• Учить произносить звук [с] в обратных слогах.

• Упражнять в определении наличия звука в словах.

• Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Ход занятия:

1.Игра на развитие слухового внимания.( см. Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти)

2. Орг. момент (продолжаем учить сороку разговаривать). Артикуляционная гимнастика. Вспоминаем сказку о веселом язычке (см. Уроки логопеда) Упр. на выработку направленной воздушной струи (см. постановка звука С).

3. Ловим звук С в словах (слова в соответствии с лексической темой)

4. Повторяем вместе с сорокой.

Автоматизация звука [С] в слогах

(см. Универсальные приемы автоматизации звуков изолированно и в слогах (словах)).

Обратные слоги: АС, ЫС, ОС, УС, ЭС.

а—с—, о—с—, у—с—,

ы—с—, я—с—, ё—с—,

ю—с—, и—с—, е—с—.

ас—ос—ус—ыс ыс—ус—ос—ас

яс—ее—юс—ис—ее ес—ис—юс—ес—яс

ас—яс—ос—ее ус—юс—ыс—ис

ас—ее—юс—ус ес—яс—ис—ос

5. Итог занятия

2 ЭТАП

Этап автоматизации

Звук [С]

Тема: «Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос».

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

• Продолжать учить произносить звук [с] в обратных слогах.

• Учить произносить звук [с] в простых односложных словах.

• Упражнять в определении наличия звука в словах.

• Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Ход занятия:

1.Игра на развитие слухового внимания.( см. Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти)

2. Орг. момент (учим разговаривать сороку). Артикуляционная гимнастика. Вспоминаем сказку о веселом язычке (см. Уроки логопеда) Упр. на выработку направленной воздушной струи (см. постановка звука С).

3. Ловим звук С в словах (слова в соответствии с лексической темой)

4. Повторяем вместе с сорокой.

Автоматизация звука [С] в слогах

(см. Универсальные приемы автоматизации звуков изолированно и в слогах (словах)).

Обратный слог: а—с—, о—с—, у—с—,

ы—с—, я—с—, ё—с—,

ю—с—, и—с—, е—с—.

ас—ос—ус—ыс ыс—ус—ос—ас

яс—ее—юс—ис—ее ес—ис—юс—ес—яс

ас—яс—ос—ее ус—юс—ыс—ис

ас—ее—юс—ус ес—яс—ис—ос

Ас яс ёс ес ис

Бас, вас, нас, пас. Нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, тряс, лес, рис

Ос

Нос, рос

Ус ыс

Ус, вкус. Мыс

5. Итог занятия.

2 ЭТАП

Этап автоматизации

Звук [С]

Тема: «Автоматизация звука с в словах со стечением согласных»

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

• Учить произносить звук [с] в слогах, словах со стечением согласных.

• Упражнять в определении наличия звука в словах.

• Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Ход занятия:

1.Игра на развитие слухового внимания.( см. Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти)

2. Орг. момент (продолжаем учить сороку разговаривать). Артикуляционная гимнастика. Вспоминаем сказку о веселом язычке (см. Уроки логопеда) Упр. на выработку направленной воздушной струи (см. постановка звука С).

3. Ловим звук С в словах (слова в соответствии с лексической темой)

4. Повторяем вместе с сорокой.

Автоматизация звука [С] в слогах

(см. Универсальные приемы автоматизации звуков изолированно и в слогах (словах)).

Со стечением согласных (СТА, АСТ, АСК)

СЛА СТО СКА СНА СПА

СИЛА СКНА СЛО СТО СКО

СПО СНО СНЫ СТЫ СКО

СПО СПЫ СКНЫ СПУ СТУ

СКУ СМУ СТЭ СНЭ СПЭ

СПЛЭ СЛЭ СКЭ СКЛЭ

Слова со стечением согласных.

ОБРАЗЕЦ: с—вой, с—патъ, прис—танъ.

Сва, сво

Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.

Ска, ско

Скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды.

Сла, сло, слу

Слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.

Наши рекомендации