Тема 3.3. Валы, оси. Направляющие вращательного движения

При изучении темы уясните разницу между осью и валом и различие в их расче­те на прочность. Изучите конструкции осей и валов и их опорных частей — шеек, шипов, пят.

При изучении подшипников скольжения подробно рассмотрите основные типы конструкций подшипников и подпятников скольжения, выясните область их примене­ния, ознакомьтесь с материалами вкладышей и способами смазки. Следует знать, что расчет подшипников скольжения по давлению и на прогрев носит условный характер.

Изучая подшипники качения, обратите особое внимание на конструктивные осо­бенности и области применения каждого типа подшипника.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается разница между валом и осью?

2. Какие различают виды валов?

3. Что называется шипом, шейкой и пятой?

4. Какими недостатками обладают подшипники скольжения?

5. Какова роль смазки в подшипниках скольжения?

6. Каковы достоинства и недостатки подшипников качения по сравнению с под­шипникам скольжения?

В результате изучения темы студент должен:

иметь представлениео расчете валов и осей на прочность и жесткость; износостойкость, теплостойкость, динамическую грузоподъемность;

знатьустройство валов и осей; опор скольжения и качения.

Тема 3.4. Муфты

При изучении темы ознакомьтесь с разновидностями основных типов муфт и областями их применения, конструкциями муфт и особенностями их работы. Особое внимание уделите конструкциям муфт, применяемым в той отрасли промышленнос­ти, которая соответствует вашей специальности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие различают типы муфт по назначению?

2. Приведите сравнительную характеристику основных типов муфт.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представлениео методике подбора стандартных и нормализированных муфт;

знатьустройство муфт.

Тема 3.5. Соединение деталей

При изучении неразъемных соединений, среди которых наибольшее распрос­транение получили сварные, необходимо восстановить в памяти физическую суть сварки и ее разновидности. Ознакомиться с типами сварных швов и способами под­готовки кромок соединяемых деталей в зависимости от их толщины.

Клеевые соединения применяются весьма широко: от соединения простых неболь­ших изделий до весьма внушительных по своим размерам. Одним из наиболее распрос­траненных видов разъемных соединений, применяемых во всех областях машинострое­ния, являются резьбовые соединения. При изучении их нужно внимательно рассмотреть типы и назначение резьб и крепежных деталей, средства стопорения (гаечные замки).

Изучая резьбовые соединения, необходимо уяснить, что в большинстве случаев расчет болтов (винтов) сводится к расчету на растяжение с учетом соответствующих поправочных коэффициентов.

Вопросы для самоконтроля

1. Выполните эскизы характерных типов сварных швов.

2. Какие способы подготовки стыков под сварку вы знаете?

3. Как рассчитывают стыковые сварные швы, нагруженные осевой силой?

4. Как рассчитывают угловые, лобовые и комбинированные сварные швы при нагружении их осевой силой?

5. Как классифицируются резьбы по геометрической форме и по назначению?

6. Почему для болтов (винтов, шпилек) применяют треугольную резьбу?

7. Когда применяют мелкие резьбы?

8. Как различают болты и винты по форме головок?

В результате изучения темы студент должен:

иметь представлениео расчете на прочность швов стыков и нахлесточных соединений; выборе призматических шпонок по ГОСТу и их расчете на смятие;

знатьвиды соединения деталей и сравнительную оценку.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа состоит из десяти вариантов. Каждый вариант контрольной работы содержит пять практических задач.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента.

При окончании номера на «0» выполняется вариант №10, при последней цифре «1» - вариант № 1 и т.д.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

в контрольную работу записывать контрольные вопросы и условия задач. После вопроса должен следовать ответ на него. Содержание ответов должно быть четким и кратким;

решение задач следует сопровождать пояснениями;

вычислениями должны предшествовать исходные формулы;

для всех исходных и вычислительных физических величин должны указываться размерности.

На каждой странице тетради оставляют поля 3 – 4 см для замечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список используемой литературы, указывается методическое пособие, по которому выполняется работа, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии.

На обложке тетради указывается учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы, фамилия, имя и отчество исполнителя, точный почтовый адрес.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.

После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя, повторить недостаточно усвоенный материал.

Не зачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению. Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту.

Наши рекомендации