Система питания дизельного ДВС (8 часов)
1 Цель занятия
1.1 Знакомство с маркировкой дизельного топлива, смесеобразованием, схемой и работой системы питания.
1.2 Изучение устройства системы питания и ее составных
частей: воздухоочистителей, турбокомпрессора, фильтровгрубой и гонкой очистки топлива, насосов топливоподкачивающего и высокого давления.
1.3 Приобретениезнаний и умений по техническому обслуживанию, регулировке и прокачке системы питания двигателей Д-243 (трактор МТЗ-82), А-41 (трактор ДТ-75М).
2 Содержание работы
2.1 Изучить материал занятия №4 настоящих методических
указаний к лабораторным занятиям (1 -4) по устройству тракторов.
2.2 Изучить устройство, работу, настройку и техническое
обслуживание деталей и узлов системы питания двигателейД-
243 (трактор МТЗ-82), А-41 (трактор ДТ-75М) но плакатам, маке-
:ам и натуральным образцам узлов и деталей системы питания.
3 Оборудование и методические материалы
3.1 Методические указания к лабораторным занятиям (I - 4)
по устройству тракторов «Колесные и гусеничные тракторы»..
3.2 Плакаты и макеты по устройству тракторов, п\ узлов и
детален.
3.3 Натуральные образцы тракторов МТЗ-82, ДТ-75М, их уз
лы и детали.
Порядок выполнения работы
Топливо и смесеобразование. Схема работы системы
Система питания служит для обеспечения двигателя горючей смесью, состоящей из очищенного воздуха и топлива.
Двигатели работают на жидком топливе, получаемом путем перегонки нефти на нефтеперерабатывающих заводах.
Дизельное топливо. При эксплуатации дизелей применяют дизельное топливо следующих марок: Л* (летнее) при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; 3 (зимнее) - до - 20°С (температура застывания топлива не выше - 35°С) и более морозостойкое топливо до - 30°С и ниже (температура застывания топлива не выше - 45°С). К главным показателям его качества относят чистоту, высокую теплоту сгорания, малую вязкость, низкую температуру самовоспламенения, высокое цетановое число (не ниже 45). Чем больше цетановое число, тем меньше период задержки самовоспламенения после момента начала впрыскивания его в цилиндр и тем «мягче» работает двигатель.
Заправлять трактор необходимо чистым топливом. Предварительно его отстаивают в цистерне не менее двух суток.
Перед заправкой тщательно очищают горловину бака и крышку от пыли, прочищают отверстия в крышке и промываю! сетчатый фильтр горловины. Следует избегать попадания воды и топливный бак. Это может привести к выходу из строя топливной аппаратуры.
Смесеобразование
В дизелях внутри цилиндров смешивание топлива с воздухом происходит за очень короткий промежуток времени. Для получения горючей смеси, способной быстрои полностью сгорать, необходимо, чтобы топливо было распылено на мельчайшие частицы, при этом каждая из них должна иметь вокруг себя достаточное для полного сгорания количество воздуха. Для этого топливо в цилиндр впрыскивается форсункой под давлением, в несколько раз превышающим давление воздуха при такте сжатия в камере сгорания.
Для лучшего перемешивания топлива с воздухом форма камеры сгорания спроектирована таким образом, что соответствует форме топливных факелов (рисунок 21). За счет углубления в днище поршня создается вихревое движение воздуха. Горючая смесь испаряется и воспламеняется за счет высокой температуры (в конце такта сжатия температура воздуха
в камере сгорания составляет около 600°С, давление - 3,5...5,5 МПа).
Чтобы топливо полностью сгорало, оно должно впрыскиваться в цилиндр до прихода поршня в ВМТ. Это улучшает мощностные и экономические показатели дизеля.
Рисунок 21 - Схемы камер сгорания дизелей: а - Д-144;
б -Д-243 (тракторы ЛТЗ-55 и МТЗ-82 соответственно):
I фигурное углубление; 2 - форсунка; 3 - поршень
Угол, на который кривошип коленчатого вала не доходит до ВМТ I) момент начала впрыскивания топлива в цилиндр, называют углом опережения впрыска топлива.
Чтобы форсунка впрыскивала топливо с требуемым опережением, топливный насос должен подавать топливо в форсунку еще раньше. Это обеспечит некоторый запас времени для нагнетания топлива от насоса к форсунке.
Угол, па который кривошип коленчатого вала не доходит до ВМТ в момент начала подачи топлива из топливного насоса, называют углом опережения начала подачи топлива.