Способы, не требующие применения больших тяговых усилий).

  1. Подвязывание бревна длиной 3—3,5 м к гусеницам танка, застрявшего в болоте.
    В этом случае танк мощностью своего же мо-тора может, цепляясь за твердые кочки, выбраться из болота (рис. 1).

Способы, не требующие применения больших тяговых усилий). - student2.ru

  1. Привязывание длинных тросов к передним нижним тракам гусениц танка и противоположных концов к неподвижным предметам: пням, деревьям, валунам, с использованием для вытаскивания мощности мотора танка (рис. 2).

Способы, не требующие применения больших тяговых усилий). - student2.ru

  1. Использование для вытаскивания однотипного танка как точки опоры при отсутствии местных предметов на болотистых грунтах (рис. 3). В этом случае следует подводить танк по болотистому грунту по фашинам, уложенным через 1 —1,5 м. Передние концы тросов укрепляются к корме подведенного танка, поставленного на тормоза. Противоположные концы тросов прикрепляются к передним нижним тракам гусениц застрявшего танка, который с помощью своего мотора сам выходит из болота.

Способы, не требующие применения больших тяговых усилий). - student2.ru

  1. Использование ведущих колес танка, как мощной лебедки, для вытаскивания танков из болот в зимнее время при отсутствии точек опоры. В этом случае точками опоры могут служить танки с подведенными под них искусственными деревянными упорами. Для вытаскивания среднего танка необходимо для опоры брать не менее трех танков (рис. 4), для вытаскивания тяжелого танка — не менее четырех однотипных танков.

Способы, не требующие применения больших тяговых усилий). - student2.ru


Под деревянные упоры, устанавливаемые под кормами опорных танков, надо укладывать поперечные бревна, чтобы избежать продавливания болотистого грунта. Передние два опорных танка, под которые подводятся упоры, соединяются короткими тросами и устанавливаются на тормоза. К последнему опорному танку, у которого предварительно разъединены гусеницы, подводятся тросы от застрявшего танка и крепятся на ведущих колесах. При работе двигателя этого опорного танка трос наматывается на ступицы ведущих колес, вследствие чего создается большая сила тяги, позволяющая вытащить застрявший танк из болота.

Вышеперечисленные способы вытаскивания танков не охватывают всех возможных случаев застревания машин на местности. Нужно учесть, что при вытаскивании застрявших танков, не требующих для своего извлечения применения больших тяговых усилий, вместо однотипных танков с успехом может быть использовано тяговое усилие тракторов, тягачей, лебедок и ручных лебедок. При вытаскивании танков, тяжело застрявших на местности, для вытаскивания которых требуются тяговые усилия, превышающие их вес, следует избегать применения однотипных танков и тракторов без дополнительных устройств, во избежание выхода их из строя из-за срыва узлов трансмиссий, обрывов прицепных и буксирных приспособлений в момент трогания с места.

Наши рекомендации