Расчет параметров продувочно-наддувочного агрегата
2.1.1. Параметры газовой турбины
Температура остаточных газов в конце выпуска:
, К,
где nг – показатель политропы расширения при истечении газа в коллектор, принимается в пределах 1,30…1,35.
Температура воздуха в цилиндре в конце сжатия, «чистых» продуктов сгорания и их смеси:
, кДж/(кмоль·К);
, кДж/(кмоль·К);
, кДж/(кмоль·К).
Температура газов перед турбиной:
, К.
Удельный расход газов через турбину:
, кмоль/кВт.
Коэффициент адиабатного напора турбины:
, кДж/кмоль,
где кг – показатель адиабаты расширения газа в турбине, принимается
1,30…1,40.
Относительная мощность турбины:
,
где hат – адиабатный КПД турбины, принимается 0,72…0,82;
ки – коэффициент использования энергии импульса, принимается
1,10…1,33.
2.1.2. Параметры центробежного компрессора
Удельная адиабатная работа компрессора:
, кДж/кг.
Удельная действительная работа компрессора:
, кДж/кг,
где hак – адиабатный КПД компрессора, принимается 0,70…0,78;
hмк – механический КПД компрессора, принимается 0,96…0,98.
Относительная мощность компрессора:
.
2.1.3. Параметры приводного нагнетателя
Температура наддувочного воздуха после нагнетателя:
, К.
Действительный температурный перепад для расчета охладителя надувочного воздуха:
.
Удельная работа приводного нагнетателя:
, кДж/кг,
где nн – показатель политропы сжатия воздуха в приводном нагнетателе,
принимаем равным: 1,6 – для роторно-зубчатого;
1,45…1,6 – для поршневого;
hмн – механический КПД нагнетателя, равен 0,89…0,95.
Относительная мощность приводного нагнетателя:
.
Расчет эффективных показателей
Комбинированного двигателя
Механический КПД комбинированного двигателя:
,
где рекомендуется принять: для МОД hм=0,88…0,91,
для СОД hм=0,89…0,92, для ВОД hм=0,80…0,85.
Удельный эффективный расход топлива:
ge = gi /hмкд , кг/кВт·ч.
Эффективный КПД комбинированного двигателя:
hе = hi · hмкд .
Среднее эффективное давление рабочего цикла комбинированного двигателя:
ре =рi ·hмкд , МПа.
Полученные значения ge иhе должны быть близкими к заданному прототипу или соответствовать опытным данным для близких по конструкции двигателей.
РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ
Теоретическую индикаторную диаграмму строят по данным расчета рабочего цикла. Ординаты точек политропы сжатия и расширения вычисляют по следующим формулам:
для процесса сжатия ,
для процесса расширения, учитывая, что ,
,
где – отношение объемов, представляющее собой текущее значение степени сжатия.
Использование отношения в качестве переменной позволяет упростить вычисления, так как численные значения в основном целые числа (от 1,0 до e – для политропы сжатия, от r до e – для политропы расширения). Удобно также задавать одни и те же значения для вычисления ординат политропы сжатия и расширения. При этом две ординаты политроп сжатия и расширения соответствуют одной абсциссе, что значительно упрощает их построение.
Теоретическая индикаторная диаграмма рабочего цикла в этом случае представляется в системе координат р– безразмерной в направлении оси объемов. Абсолютные объемы, соответствующие значениям отношения , легко найти умножив отношение на постоянный объем Vс камеры сжатия:
для четырехтактных ДВС ;
для двухтактных ДВС ,
где – геометрическая степень сжатия.
Вычисление ординат точек политроп сжатия и расширения удобно проводить в табличной форме и в определенном порядке (таблица 4.1).
Значения рс, ра, рz и рb являются контрольными и должны соответствовать полученным в расчете цикла.
Таблица 4.1 – Вычисление ординат точек политроп сжатия
и расширения
p, МПа | р, мм | p, МПа | р, мм | |||
1,0 | рс | |||||
1,25 | ||||||
r | рz | |||||
1,50 | ||||||
1,75 | ||||||
2,0 | ||||||
2,5 | ||||||
3,0 | ||||||
4,0 | ||||||
6,0 | ||||||
8,0 | ||||||
10,0 | ||||||
12,0 | ||||||
e |
Порядок построения индикаторных диаграмм рабочего цикла двигателя (рисунки 4.1, 4.2) следующий:
1) устанавливают масштабы построения диаграммы mp и .
При выборе масштабов построения диаграммы рекомендуется руководствоваться таким отношением:
,
где mp – масштаб по оси ординат (давлений), обычно mp=0,04…0,06 МПа/мм;
– масштаб по оси абсцисс (отношение объемов), обычно единица оси абсцисс составляет 15…20 мм;
2) проводят контрольные линии постоянных давлений окружающей среды р0 и наддува рs;
3) на вертикальных прямых линиях, проведенных через нанесенные на оси абсцисс значения , откладываются соответствующие значения ординат давлений, вычисленных в таблице 4.1 для политроп сжатия и расширения. Полученные точки соединятся плавными кривыми са и zb. Далее проводятся линии cy и yz процесса сгорания;
4) проводят линии процессов газообмена (выпуска br и наполнения ra) для четырехтактных ДВС в предположении постоянства значений потерь на впуске ( ) и противодавлений на выпуске ( ); линии постоянных давлений процессов наполнения и выпуска наносятся с соблюдением условий: для ДВС с наддувом ра< рs и рr> p0.
Для двухтактных ДВС (рисунок 4.2) замыкающие диаграмму линии процессов выпуска и наполнения (так называемая хвостовая часть диаграмм) наносят с учетом особенностей протекания процессов выпуска и продувки в различных схемах газообмена: после открытия окон (клапанов) давление в цилиндре резко падает в связи с быстрым нарастанием сечения выпускных органов (участок bd).
В целях сближения теоретической индикаторной диаграммы рабочего цикла к действительной, построенную диаграмму корректируют на участках процесса сгорания cyz , наполнения ra и свободного выпуска ba (для четырехтактных ДВС, рисунок 4.1) или bd (для двухтактных ДВС, рисунок 4.2).
На участке cyz в результате протекания процесса сгорания с конечной скоростью давление на начальном участке cy повышается не по изохоре, а по сложной наклонной кривой, имеющей началом точку с; с изменением объема на участке yz эта кривая приближается к точке z. Линия процесса сгорания плавно сопрягается в районе точки с с политропой сжатия и в районе точки z – с политропой расширения.
|
Рисунок 4.1 – Теоретическая индикаторная диаграмма
четырехтактных двигателей с наддувом
|
Рисунок 4.2 – Теоретическая индикаторная диаграмма
двухтактных двигателей с наддувом
Библиографический список
1. Ваншейдт В.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания/В.А. Ваншейдт. –Л.: Судостроение, 1977. –392 с.
2. Фомин Ю.Я. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Учебник/ Ю.Я. Фомин, А.И. Горбань, В.В. Добровольский, А.И. Лукин и др. –Л.: Судостроение, 1989. –344 с.
3. Самсонов В.И. Двигатели внутреннего сгорании морских судов/ В.И. Самсонов, М.И. Худов. –М.: Транспорт, 1990. –308 с.
4. Миклос А.Г. Судовые двигатели внутреннего сгорания/А.Г. Миклос, Н.Г. Чернявская. –Л.: Судостроение, 1975. –440 с.
5. Пахомов Ю.А. Топливо и топливные системы судовых дизелей/ Ю.А. Пахомов, Ю.П. Коробков, Д.В. Дмитриев, Г.Л. Васильев. –М.: Р.Консульт, 2004, –494 с.
Заказ № ____________ от «____» _____________ 200____. Тираж _________ экз.
Изд-во СевНТУ