Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес
Твердость зубьев | |||
Термическая либо химико-термическая обработка | Поверхность | Сердцевина | σFlim, МПа |
Нормализация, улучшение | (180…300) НВ | (180…300) НВ | 1,8 HB |
Закалка ТВЧ по контуру зуба | (48…55) HRC | (250…320) НВ | |
Объемная закалка | (48…55) HRC | ||
Азотирование | (550…750) HV | (32…42) HRC | 300 + 12HRC |
Цементация | (56…62) HRC | (32…45) HRC |
1.3.2. Коэффициент запаса прочности:
sF = 1,75 при нормализации, улучшении, объемной и поверхностной закалке, азотировании; sF = 1,55 при цементации и нитроцементации
1.3.3. Коэффициенты долговечности:
, (7)
, (8)
где NF lim = 4·106 – базовое число циклов при изгибе;
NF1 и NF2 - расчетное число циклов напряжений шестерни и колеса соответственно (NF = NH).
1 ≤ kFL ≤ 4 - для зубчатых колес с твердостью не более 350 НВ,
1 ≤ kFL ≤ 2,5 - для зубчатых колес с твердостью более 350 НВ.
Если NF > NF lim, то коэффициент долговечности принимают kFL = 1.
1.3.4. Коэффициент чувствительности к реверсивной работе
, (9)
где γFC = 0,35, если HRC < 35; γFC = 0,25, если HRC ≥ 35; γFC = 0,1, если термообработка зубьев проведена азотированием; Т,' Т'' – моменты, действующие в прямом и реверсивном направлениях.
2. Определение межосевого расстояния аw (мм) из условия прочности по контактным напряжениям
, (10)
где Т2 – номинальный вращающий момент на колесе, Н·м;
u – передаточное число;
Ψba – коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния (Ψba = b/aw) (см. 2.1);
КНβ – коэффициент концентрации нагрузки при расчете контактных напряжений (см. 2.2);
КНv – коэффициент динамичности нагрузки при расчете контактных напряжений (см. 2.3);
КНα – коэффициент неравномерности нагружения зубьев (см. 2.4);
Ка – вспомогательный коэффициент (см. 2.5);
- для прямозубых передач;
- для косозубых передач;
в формуле (10) знак «+» - для внешнего зацепления, «-» - для внутреннего зацепления.
2.1. Коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния выбирается разработчиком. При этом целесообразно использовать рекомендации, выработанные практикой проектирования закрытых передач при различном расположении зубчатых колес относительно опор:
Ψba = 0,30…0,50 – симметричном;
Ψba = 0,25…0,40 – асимметричном;
Ψba = 0,20…0,25 – консольном;
Ψba = 0,40…0,60 – для передачи шевронными колесами.
Открытые передачи конструируют узкими с коэффициентом ширины Ψba = 0,1…0,2.
2.2. Коэффициент концентрации КНβ нагрузки можно вычислять с помощью приближенных (эмпирических) формул в зависимости от коэффициента ширины зубчатого венца относительно делительного диаметра шестерни Ψbd = b/d1 и твердости поверхности зубьев. Формулы приведены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Коэффициент концентрации нагрузки КНβ
1,0 < Ψbd < 1,6 | ||
Размещение шестерни относительно опор | HRC ≥ 35 | HRC < 35 |
Консольное | 1,0 + 0,766 Ψbd | 1,0 + 0,3466 Ψbd |
Асимметричное | 1,0 + 0,275 Ψbd | 1,0 + 0,1275 Ψbd |
Симметричное | 1,0 + 0,1388 Ψbd | 1,0 + 0,0086 Ψbd |
Ψbd < 1,0 | ||
Консольное | 1,0 + 0,766 Ψbd | 1,0 + 0,4466 Ψbd |
Асимметричное | 1,0 + 0,275 Ψbd | 1,0 + 0,1 Ψbd |
Симметричное | 1,0 + 0,052 Ψbd | 1,0 + 0,0373 Ψbd |
Примечние: коэффициент ширины зубчатого венца относительно делительного диаметра шестерни можно вычислить по зависимости Ψbd = 0,5 Ψba(u ± 1).
Кроме указанных формул для определения коэффициента концентрации нагрузки можно использовать графики, представленные на рисунке 6.
НВ ≤ 350 НВ > 350
Рис. 6. Графики для определения коэффициента концентрации нагрузки КНβ
(номера кривых соответствуют схемам, изображенным на рисунке 7)
Рис. 7. Схемы расположения шестерен и колес на валах
2.3. Коэффициент динамичности нагрузки на этапе проектировочного расчета обычно принимают равным КНv = 1,0.
2.4. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев на этапе проектировочного расчета обычно принимают равным: для косозубых передач КНα = 1,05, для прямозубых передач КНα = 1.
2.5. Вспомогательный коэффициент Ка = 430 для косозубых и шевронных передач, Ка = 495 для прямозубых передач (ГОСТ 21354 – 87).
Полученную величину межосевого расстояния следует округлить либо до ближайшего значения из нормального ряда Rа40 (табл. 2.2.2), либо до значения, оканчивающегося на ноль.
Таблица 2.2.2
Нормальные линейные размеры, мм (из ГОСТ 6636 – 69)
3,2 | 5,6 | ||||||||
3,4 | 6,0 | 10,5 | 34/35 | 60/62 | |||||
3,6 | 6,3 | 63/65 | |||||||
3,8 | 6,7 | 11,5 | 67/70 | ||||||
4,0 | 7,1 | 71/72 | |||||||
4,2 | 7,5 | ||||||||
4,5 | 8,0 | 45/47 | |||||||
4,8 | 8,5 | ||||||||
5,0 | 9,0 | 50/52 | |||||||
5,3 | 9,5 | 53/55 |
Примечание: под косой чертой приведены размеры посадочных мест под подшипники качения.
3. Определение ширины колеса
(11)
4. Определение ширины шестерни
Для компенсации возможных ошибок осевого положения шестерни относительно колеса, в качестве значения ширины шестерни b1 принимается величина, превышающая на несколько миллиметров ширину колеса b2:
(12)
5. Предварительное значение делительного диаметра колеса
(13)
6. Определение ориентировочного значения модуля из расчета прочности по напряжениям изгиба
, (14)
где Km – поправочный коэффициент (см. 6.1);
KF – коэффициент расчетной нагрузки (см. 6.2);
[σF]min – меньшее из значений [σF]1 и [σF]2;
(Т2 – в Н·м; b2 и d2 – в мм; [σF]min – в МПа).
6.1. Поправочный коэффициент:
Km = 3,5 для косозубых и шевронных передач, Km = 5,0 для прямозубых цилиндрических передач.
6.2. Коэффициент расчетной нагрузки KF = KFβKFv,
где KFβ – коэффициент концентрации нагрузки при расчете напряжений изгиба (см. 6.2.1);
KFv – коэффициент динамичности нагрузки (см. 6.2.2).
6.2.1. Коэффициент концентрации нагрузки KFβ можно вычислять с помощью приближенных (эмпирических) формул в зависимости от коэффициента ширины зубчатого венца относительно делительного диаметра шестерни Ψbd = b/d1 и твердости поверхности зубьев. Формулы приведены в таблице 2.6.1.
Таблица 2.6.1
Коэффициент концентрации нагрузки КFβ
1,0 < Ψbd < 1,6 | ||
Размещение шестерни относительно опор | HRC ≥ 35 | HRC < 35 |
Консольное | 1,0 + 1,2 Ψbd | 1,0 + 0,733 Ψbd |
Асимметричное | 1,0 + 0,417 Ψbd | 1,0 + 0,294 Ψbd |
Симметричное | 1,0 + 0,265 Ψbd | 1,0 + 0,125 Ψbd |
Ψbd < 1,0 | ||
Консольное | 1,0 + 1,2 Ψbd | 1,0 + 1,1 Ψbd |
Асимметричное | 1,0 + 0,42 Ψbd | 1,0 + 0,22 Ψbd |
Симметричное | 1,0 + 0,155 Ψbd | 1,0 + 0,07 Ψbd |
Кроме указанных формул для определения коэффициента концентрации нагрузки можно использовать графики, представленные на рисунке 8.
НВ ≤ 350 НВ > 350
Рис. 8. Графики для определения коэффициента концентрации нагрузки КFβ
(номера кривых соответствуют схемам, изображенным на рисунке 7)
6.2.2. Коэффициент динамичности нагрузки на этапе проектировочного расчета обычно принимают равным КFv = 1,0.
В качестве значения модуля принимается величина из нормального ряда (ГОСТ 9563 - 80), удовлетворяющая условию mn ≥ mno (см. табл.2.6.2), ориентируясь на рекомендацию mn = (0,01…0,02)·aw.
Таблица 2.6.2