Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес

  Твердость зубьев  
Термическая либо химико-термическая обработка Поверхность Сердцевина σFlim, МПа
Нормализация, улучшение (180…300) НВ (180…300) НВ 1,8 HB
Закалка ТВЧ по контуру зуба (48…55) HRC (250…320) НВ
Объемная закалка (48…55) HRC
Азотирование (550…750) HV (32…42) HRC 300 + 12HRC
Цементация (56…62) HRC (32…45) HRC

1.3.2. Коэффициент запаса прочности:

sF = 1,75 при нормализации, улучшении, объемной и поверхностной закалке, азотировании; sF = 1,55 при цементации и нитроцементации

1.3.3. Коэффициенты долговечности:

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru , (7)

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru , (8)

где NF lim = 4·106 – базовое число циклов при изгибе;

NF1 и NF2 - расчетное число циклов напряжений шестерни и колеса соответственно (NF = NH).

1 ≤ kFL ≤ 4 - для зубчатых колес с твердостью не более 350 НВ,

1 ≤ kFL ≤ 2,5 - для зубчатых колес с твердостью более 350 НВ.

Если NF > NF lim, то коэффициент долговечности принимают kFL = 1.

1.3.4. Коэффициент чувствительности к реверсивной работе

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru , (9)

где γFC = 0,35, если HRC < 35; γFC = 0,25, если HRC ≥ 35; γFC = 0,1, если термообработка зубьев проведена азотированием; Т,' Т'' – моменты, действующие в прямом и реверсивном направлениях.

2. Определение межосевого расстояния аw (мм) из условия прочности по контактным напряжениям

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru , (10)

где Т2 – номинальный вращающий момент на колесе, Н·м;

u – передаточное число;

Ψba – коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния (Ψba = b/aw) (см. 2.1);

КНβ – коэффициент концентрации нагрузки при расчете контактных напряжений (см. 2.2);

КНv – коэффициент динамичности нагрузки при расчете контактных напряжений (см. 2.3);

КНα – коэффициент неравномерности нагружения зубьев (см. 2.4);

Ка – вспомогательный коэффициент (см. 2.5);

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru - для прямозубых передач;

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru - для косозубых передач;

в формуле (10) знак «+» - для внешнего зацепления, «-» - для внутреннего зацепления.

2.1. Коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния выбирается разработчиком. При этом целесообразно использовать рекомендации, выработанные практикой проектирования закрытых передач при различном расположении зубчатых колес относительно опор:

Ψba = 0,30…0,50 – симметричном;

Ψba = 0,25…0,40 – асимметричном;

Ψba = 0,20…0,25 – консольном;

Ψba = 0,40…0,60 – для передачи шевронными колесами.

Открытые передачи конструируют узкими с коэффициентом ширины Ψba = 0,1…0,2.

2.2. Коэффициент концентрации КНβ нагрузки можно вычислять с помощью приближенных (эмпирических) формул в зависимости от коэффициента ширины зубчатого венца относительно делительного диаметра шестерни Ψbd = b/d1 и твердости поверхности зубьев. Формулы приведены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Коэффициент концентрации нагрузки КНβ

  1,0 < Ψbd < 1,6
Размещение шестерни относительно опор HRC ≥ 35 HRC < 35
Консольное 1,0 + 0,766 Ψbd 1,0 + 0,3466 Ψbd
Асимметричное 1,0 + 0,275 Ψbd 1,0 + 0,1275 Ψbd
Симметричное 1,0 + 0,1388 Ψbd 1,0 + 0,0086 Ψbd
  Ψbd < 1,0
Консольное 1,0 + 0,766 Ψbd 1,0 + 0,4466 Ψbd
Асимметричное 1,0 + 0,275 Ψbd 1,0 + 0,1 Ψbd
Симметричное 1,0 + 0,052 Ψbd 1,0 + 0,0373 Ψbd

Примечние: коэффициент ширины зубчатого венца относительно делительного диаметра шестерни можно вычислить по зависимости Ψbd = 0,5 Ψba(u ± 1).

Кроме указанных формул для определения коэффициента концентрации нагрузки можно использовать графики, представленные на рисунке 6.

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru

НВ ≤ 350 НВ > 350

Рис. 6. Графики для определения коэффициента концентрации нагрузки КНβ

(номера кривых соответствуют схемам, изображенным на рисунке 7)

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru

Рис. 7. Схемы расположения шестерен и колес на валах

2.3. Коэффициент динамичности нагрузки на этапе проектировочного расчета обычно принимают равным КНv = 1,0.

2.4. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев на этапе проектировочного расчета обычно принимают равным: для косозубых передач КНα = 1,05, для прямозубых передач КНα = 1.

2.5. Вспомогательный коэффициент Ка = 430 для косозубых и шевронных передач, Ка = 495 для прямозубых передач (ГОСТ 21354 – 87).

Полученную величину межосевого расстояния следует округлить либо до ближайшего значения из нормального ряда Rа40 (табл. 2.2.2), либо до значения, оканчивающегося на ноль.

Таблица 2.2.2

Нормальные линейные размеры, мм (из ГОСТ 6636 – 69)

3,2 5,6
3,4 6,0 10,5 34/35 60/62
3,6 6,3 63/65
3,8 6,7 11,5 67/70
4,0 7,1 71/72
4,2 7,5
4,5 8,0 45/47
4,8 8,5
5,0 9,0 50/52
5,3 9,5 53/55

Примечание: под косой чертой приведены размеры посадочных мест под подшипники качения.

3. Определение ширины колеса

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru (11)

4. Определение ширины шестерни

Для компенсации возможных ошибок осевого положения шестерни относительно колеса, в качестве значения ширины шестерни b1 принимается величина, превышающая на несколько миллиметров ширину колеса b2:

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru (12)

5. Предварительное значение делительного диаметра колеса

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru (13)

6. Определение ориентировочного значения модуля из расчета прочности по напряжениям изгиба

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru , (14)

где Km – поправочный коэффициент (см. 6.1);

KF – коэффициент расчетной нагрузки (см. 6.2);

F]min – меньшее из значений [σF]1 и [σF]2;

2 – в Н·м; b2 и d2 – в мм; [σF]min – в МПа).

6.1. Поправочный коэффициент:

Km = 3,5 для косозубых и шевронных передач, Km = 5,0 для прямозубых цилиндрических передач.

6.2. Коэффициент расчетной нагрузки KF = KKFv,

где K – коэффициент концентрации нагрузки при расчете напряжений изгиба (см. 6.2.1);

KFv – коэффициент динамичности нагрузки (см. 6.2.2).

6.2.1. Коэффициент концентрации нагрузки K можно вычислять с помощью приближенных (эмпирических) формул в зависимости от коэффициента ширины зубчатого венца относительно делительного диаметра шестерни Ψbd = b/d1 и твердости поверхности зубьев. Формулы приведены в таблице 2.6.1.

Таблица 2.6.1

Коэффициент концентрации нагрузки К

  1,0 < Ψbd < 1,6
Размещение шестерни относительно опор HRC ≥ 35 HRC < 35
Консольное 1,0 + 1,2 Ψbd 1,0 + 0,733 Ψbd
Асимметричное 1,0 + 0,417 Ψbd 1,0 + 0,294 Ψbd
Симметричное 1,0 + 0,265 Ψbd 1,0 + 0,125 Ψbd
  Ψbd < 1,0
Консольное 1,0 + 1,2 Ψbd 1,0 + 1,1 Ψbd
Асимметричное 1,0 + 0,42 Ψbd 1,0 + 0,22 Ψbd
Симметричное 1,0 + 0,155 Ψbd 1,0 + 0,07 Ψbd

Кроме указанных формул для определения коэффициента концентрации нагрузки можно использовать графики, представленные на рисунке 8.

Пределы выносливости при изгибе для стальных зубчатых колес - student2.ru

НВ ≤ 350 НВ > 350

Рис. 8. Графики для определения коэффициента концентрации нагрузки К

(номера кривых соответствуют схемам, изображенным на рисунке 7)

6.2.2. Коэффициент динамичности нагрузки на этапе проектировочного расчета обычно принимают равным КFv = 1,0.

В качестве значения модуля принимается величина из нормального ряда (ГОСТ 9563 - 80), удовлетворяющая условию mn ≥ mno (см. табл.2.6.2), ориентируясь на рекомендацию mn = (0,01…0,02)·aw.

Таблица 2.6.2

Наши рекомендации