Смелый мах - враг перекосов 7 страница

В этой связи интересно вспомнить ушедший уже далеко в исто­рию, но не утративший своей ценности пример с известным в свое время мастером Мирославом Цераром, демонстрировавшим в 60-е годы очень элегантный, как считалось, стиль работы на коне. «Ко­ронным номером» югослава были, как раз, одноножные махи, в которых ведущая нога гимнаста поднималась едва ли не до уха (рис. 10]-а)... При этом мало кого волновало, что и таз, и другая нога



смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru

смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru



Конь

Главная нога



смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru великого коневика оставались внизу, и весь шик движения заклю­чался в... растяжке, благодаря которой Церар мог подчеркнуть высо­ту взмаха одной — именно одной! — ногой. Иначе говоря, эффект­ный цераровский мах носил лишь декоративный характер, он только имитировал интенсивную работу, но в плане возможного развития движения был совершенно бесперспективен. Сейчас такая работа должна выглядеть полным анахронизмом и должна означать, что гимнаста в его технической подготовке совершенно ложно ориенти­ровали.

На рис. 101 даны для сравнения еще два варианта исполнения маха. Положение на фиг. ^выглядит более скромным, чем у Церара, но в действительности оно гораздо грамотнее, так как в него уже заложены те технические компоненты, которые следует осваивать «с младых ногтей». Здесь, благодаря активной работе «от опоры», тело высоко приподнято, таз и «нижняя» нога подтянуты вверх, опорное плечо наклонено кнаружи несколько больше обычного, от­ведением правой руки гимнаст стремится активно поддержать высо­кое положение таза.

Нои такая техника—далеко не предел совершенства; ее можяо и должно развивать, добавляя к этому (ничего не поделаешь!) и сило­вую работу'на опоре. Почти идеально с этой точки зрения выглядит мах на фиг. в. Заметим, что только при достаточно высоком положе­нии таза отводящая работа опорной рукой будет здесь содействовать подъему всего тела. Если же действовать на отведение слишком рано, когда таз расположен еще низко (а), гимнаст получит вместо допол­нительного подъема смещение всего тела вбок.

ГЛАВНАЯ НОГА

В предыдущем сюжете мы умышленно обходили момент «взаимо­отношений» между разведенными ногами, выполняющими мах в упражнениях, подобных скрещениям. Есть смысл обсудить этот лю­бопытный вопрос отдельно.

Наблюдая махи разведенными ногами, легко убедиться, что ноги гимнаста в этих движениях всегда действуют по-разному. И дело не в том вовсе, что одна нога может делать некий пере мах, а другая нет. Важно понять какими именно действиями каждой ноги обеспечива­ется выполнение конкретного перемаха.

Дело в том, что при махах разведенными ногами всегда есть веду­щая, наиболее активная нога, берущая на себя ответственность за обеспечение программного движения, и, соответственно, погаведо-

мая, относительно пассивная, которая лишь тянется за ведущей, «подтаскивается» ею до нужного положения. При этом роль ведущей всегда остается за ногой, одноименной маху.

Поучительно выглядит сопоставление техники одно— и разно­именных перемахов.

В первых из них ведущая нога, на первый взгляд, обслуживает только сама себя. Например, выполняя из упора элементарный пере-мах правой вправо-вперед, гимнаст «просто» посылает ногу в нуж­ном направлении и, выполняя попутные технические требования (загрузка левой руки, освобождение правой и т. д.) делает собственно перемах. Особенно простодушно такое движение трактуется нович­ками ; у них обычно вторая нога остается «не при чем» и неподвижно висит у вертикали, никак не участвуя в общем движении, а сам такой перемах завершается остановкой. Между тем, грамотная, красивая работа предполагает, что ведущая нога, выполняющая перемах, обя­зана таки тянуть за собой ведомую, даже если последняя никакого перемаха не выполняет, да и все тело гимнаста должно быть активно включено в данное, пусть даже элементарное движение, позволяя сохранить устойчивое маятникообразное размахивание, выполняе­мое всем телом (сравните еще раз случаи на рис. ЮТ).

Еще занимательнее картина разноименных перемахов. В них про­граммный перемах, дающий имя движению, выполняет ведомая нога, которая, однако, «паразитирует» на ведущей. Например, делая из упора перемах левой вправо, вы должны, прежде всего, выполнить эффективный взмах вправо одноименной ногой со всеми сопутству­ющими ему техническими атрибутами, и лишь после того как этот мах ведущей ногой поднимет и тело и, как следствие, ведомую ногу над опорой, а одноименная ручка освободится от давления на нее, может быть выполнен требующийся перемах левой вправо-вперед. Принципиально так же делаются разноименные перемахи из упора сзади, где вначале ведущая (одноименная) нога делает эффективный энергообеспечивающий взмах в сторону (и даже несколько вперед от тела коня), а уж затем пропускает под собой «подтащенную» ею же ведомую ногу.

Абсолютно те же закономерности действуют при исполнении лю­бых скрещений, в которых встречные перемахи делают обе ноги, но одноименная, все таки, является ведущей и поэтому всегда находит­ся сверху, над ведомой, помогая ей выполнить перемах.

Наиболее сложный, интересный и экзотический характер отно­шения ведущей и ведомой ног гимнаста приобретают при исполне­нии кругов «деласал-томас». В них ноги, поочередно меняясь роля-





           
  смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru
 
    смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru
      смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru
 

смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru

конь______________

ми, становятся то ведущей, то ведомой, при том, что перемахи и на­зад, и вперед строятся в этом движении по разноименному типу! Подробнее мы обсудим это замечательное упражнение ниже, вместе с другими актуальными круговыми махами (121).

ПАДАТЬ, НЕ ПАДАЯ

Считается аксиомой, что махи на коне это, прежде всего, упраж­нения на равновесие. И это, конечно, верно. Но о каком равновесии идет речь? Мы уже приводили аналогию с передвижениями на ногах (84): передвигаясь шагом или бегом, мы то и дело «падаем», но вов­ремя предотвращаем падение, подставляя ногу для опоры в новом месте.

Нечто подобное происходит и на коне. Обсудим с этой точки зре­ния вновь плоские махи, в которых возможность обеспечения широ­кой амплитуды и свободы движения прямо связана с особенностями равновесия.


На рис. 102-а показаны элементарные размахивания. Так движет­ся новичок, когда ему нужно освоиться с координацией действий в этом базовом упражнении. Амплитуда движения минимальна, сме­щению ног в одном направлении соответствует компенсаторное дви­жение плеч в противоположную сторону, и поэтому О ЦТ тела прак­тически «стог/т на месте», а все движение задается и поддерживается исключительно благодаря работе руками на опоре (113).

_______________________________________ 116. Падать, не падая

Если на базе такой техники попытаться нарастить размах движе­ния, то придется еще больше «наваливаться» на опорную руку (б) и еще сильнее отталкиваться другой рукой. При этом ОЦТ поднимет­ся, конечно, несколько выше, но «плечо» К., на котором здесь дей­ствует сила тяжести Р, остается незначительным, и это означает, что при движении вниз излишне уравновешенное тело не будет двигаться достаточно свободно и динамично.

Но есть другая схема построения маха, при которой гимнаст ра­зумно использует для форсажа движения «даровые» силы.

На фиг. в показан такой мах, при котором гимнаст поднимается еще не слишком высоко, но его опорное плечо располагается, как можно видеть, практически вертикально. Субъективно гимнаст ощущает эту ситуацию как мах в сторону, при котором он, гимнаст, «выжимает» себя в сторону стоп или, что то же самое, смешает плечи в направлении, одноименном маху. Результатом такого дерзкого движения будет резкое нарушение условий статического равновесия (ср. с фиг. а и б) я, как следствие, форсированный мах в новом на­правлении, который можно будет использовать для исполнения ряда самых сложных движений в ручках, таких, как скрещения в стойку на руках (127) или сальто боком (126).

Кто-то, взглянув на рис. 101-в, засомневается: не слишком ли сильно гимнаст «обрушится» на правую руку в начале следующего маха, да и удержит ли вообще опору? Как же он будет действовать дальше?

Хотим успокоить: после показанного взмаха, гимнаст, с началом спада, быстро (но не слишком сильно) вновь наклоняет опорное плечо в разноименную сторону, смягчая тем самым приход в двух-опорное положение. Важно лишь не перестараться (как на фиг. б) и не погасить этим весь, уже полученный эффект разгона на снаряде (ср. также эту технику с форсированным спадом на брусьях, 65).

Итак, мах разведенными ногами можно форсировать, умело нару­шая статическое равновесие путем умышленного, взвешенного и хо­рошо управляемого смещения плечевого пояса в сторону маха нога­ми. Откладывать обучение гимнастов этому техническому приему не следует; необходимо в процессе совершенствования размахиваний, скрещений и всех подобных движений настойчиво продвигаться в направлении форсажа маха. Если об этом не позаботиться в процессе базовой подготовки, то даже опытному гимнасту будет в дальнейшем гораздо труднее освоить эту технику. Слишком сильным может ока­заться старый навык и будет очень «неуютным» чувство мнимого на­рушения устойчивости при таком махе.

смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru конь______________________________________________________

ОШИБКА ДИССЕРТАНТА

В давние годы автору этих строк, тогда еще молодому специалис­ту, попал в руки текст, в котором один спортивный ученый рассмат­ривал особенности изменения давления на ручки коня. Оснастив экспериментальный снаряд динамографом, он обнаружил, что при исполнении, например, скрещений, давление на ручку, одноимен­ную маху, в определенный момент, как правило, превышает давле­ние на разноименную опору, то есть ту самую, на которой движение будет выполняться в одноопорном положении (рис. 103).

Вывод, который был сделан этим исследователем, оказался поис­тине удивительным и как бы означал открытие. Он гласил, что, воп­реки принятому представлению, тяжесть тела при махах, будто бы, передается вовсе не на разноименную руку (например, на правую при скрещении влево), а — на руку, одноименную маху! Автора поче­му-то нисколько не смутило то обстоятельство, что разноименное плечо — все-таки! — как обычно, наклоняется именно в разноимен­ную сторону (отвечая тем самым на движение ног в противополож­ном направлении).

Но еще более странным было то, что автор «не заметил» тот крича­щий факт, что величина давления на одноименную руку... может едва ли не втрое превышать собственный вес тела спортсмена! Что же это за вес такой перенес гимнаст на ручку, откуда он его взял?!

Конечно, это была грубая ошибка диссертанта (успешно защи­тившегося), но это еще полбеды. Хуже было то, что потом новоис­печенный кандидат наук долгое время считался серьезным специа­листом и публиковал весьма оригинальные методические рекомен­дации, основанные на его «открытии».

В действительности ни о каком переносе на одноименную ручку здесь, конечно, не может быть и речи.

В тех случаях, когда упражнение выполняется «на месте» (напри­мер, только в ручках), ОЦТ тела гимнаста вообще смещается доволь­но мало, все время оставаясь примерно в одной и той же зоне разме­ром и формой с небольшую дыню23, поставленную «на попа». Что касается давления на ручки, то незадачливый кандидат наук перепу­тал здесь две разные веши — статическое давление, обязанное своим происхождением только собственному весу тела гимнаста (тому са­мому, что мы измеряем на медицинских весах) и — давление, имею-

23 Это показано, в частности, в превосходных исследованиях однофамильца (почти) автора этих строк — В. И. Говердовского.


смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru

щее динамическую природу и связанное с движением тела и его деформациями на опоре. А проще говоря — с отталки­ванием от одноименной опоры, кото­рым гимнаст освобождает руку, пере­ходя тем самым в одноопорное поло­жение.

Если так, то естествен вопрос: не оз­начает ли сказанное, что прием перено­са тяжести с на одноименную руку во­обще несуществен? Разумеется — нет! Любые компоненты действий гимнас­та, влияющие на смещение ОЦТ тела в любом направлении чрезвычайно важ­ны, и гимнаст должен как можно лучше ими владеть. Но все дело в том когда, где и насколько следует или не следует смещать тяжесть тела относительно опоры, о чем мы говорим и в сюжете, посвященном равновесию (116). Еще раз подчеркнем: попытка каждый раз полностью уравновешивать тело отно­сительно опоры потребовала бы абсурд­ной техники, когда гимнаст бросался бы плечами попеременно влево-впра­во, в зависимости от того какая рука должна быть в этот момент «разгруже­на» . Главное же в том, что такая техника начисто лишила бы махи естественной

динамичности и стала бы почти силовой. Не менее нелепой была бы и другая крайность, связанная с умышленным смещением тела в сторо­ну, одноименную маху (как это предлагал наш диссертант). В этом случае гимнаст не имел бы никакой возможности предварительно разгрузить одноименную руку, и для очередного перемаха приходи­лось бы буквально вырывать ее из-под давления грубым отталкива­нием, а затем жестко на нее же падать.

Истина же, как всегда посередине: гимнаст должен действовать в режиме динамического равновесия, когда непрерывное, ритмически организованное движение позволяет сохранять устойчивое рабочее положение на снаряде и использовать при этом внешние силы для получения полноценных, интенсивных махов.

смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru конь______________________________________________________

Но тут вновь подает голос недоверчивый читатель. Он говорит: автор сам утверждал, что для поддержания динамики движения и ис­пользования силы тяжести гимнаст не должен излишне уравновеши­ваться в упоре, а должен отводить тело в сторону, одноименную маху. Не есть ли этот как раз то, что и утверждал раскритикованный дис­сертант?

Отвечаем: нет, не есть, конечно. Во-первых, как уже было сказа­но, статическое давление на ручку в принципе не может превышать веса тела гимнаста, даже если исполнитель весь на нее усядется. В случае, о котором шла речь, гимнаст просто отталкивался от ручки (что, как раз, содействует переносу веса на другую, разноименную руку). Во-вторых, диссертант толковал о мнимом переносе тяжести в двухопорной фазе движения, тогда как наш тезис о смещении тела в сторону маха относится к одноопорной фазе, когда такое смещение только и имеет смысл (см. рис. 102-в).

БРОСОК БОКОМ ТОЖЕ БЫВАЕТ

Рассматривая движения разведенными ногами (114,115), мы ви­дели , что гимнаст активно использует мах ведущей ногой для акта -визации движения тела в целом. А как обстоит дело с кругами двумя?

Современная гимнастическая техника не только совершенствует­ся, но и стандартизуется. Наиболее предпочтительной сейчас выгля­дит (там, где это вообще уместно и возможно) работа с прямым или почти прямым телом. Конь — яркий тому пример. Если посмотреть на работу хорошего современного «коневика», то возникает впечат­ление, что движение строится исключительно «от плеча», при пря­мом почти что теле.

Действительно, импульс к движению, который гимнаст получает благодаря управляющим действиям руки плечевого пояса, играет в этом случае решающую роль. Однако не следует забывать, что ноги гимнаста — весьма мобильное звено, роль которого в построении всех маховых гимнастических упражнений очень велика. Несмотря на тенденцию к работе на коне с прямым телом, ноги гимнаста при круговых движениях с сомкнутыми ногами (круги «деласал-то-мас» — вопрос особый) действуют по тем же законам, что и на пере­кладине, кольцах, брусьях. То есть и здесь, даже в кругах двумя, при­сутствует подобие броска ногами, хотя и выраженного минимально и выполняемого... боком.

Посмотрим на. рис. 104, где изображено начало обычного круга двумя из упора сзади. Мы умышленно взяли старомодный круг (или,

_____________________ 118. Бросок боком то же бывает

если угодно, круг новичка), так как в его технике лучше просматри­ваются интересующие нас особенности.

Можно заметить, что в начале круга (а) гимнаст как бы замахива­ется ногами, оставляя стопы справа и несколько изгибается в боко­вом направлении так, что ведущим звеном на время становится таз. Затем, в ходе самой активной части этого маха ноги, разгоняясь при активном содействии рук и плечевого пояса, работающих на опоре, обгоняют туловище, и к концу двухопорной фазы (б), притормажи-ваясь, передают накопленный импульс вышерасположенным звень­ям. Затем то же самое, после перемаха назад, происходит и в упоре: ноги вновь находятся в положении легкого бокового изгиба, играю­щего роль «замаха» для броска в новом направлении, далее следует сам бросок стопами и т. д.

Прогрессивно мыслящий читатель, ознакомившись с этим описа­нием, скажет, что всё это, мол, архаическая техника, и никаких «бросков» и, тем более изгибаний тела быть не должно вообще! Он будет прав, этот читатель и... не прав.

Цель нашего анализа не в том, чтобы вернуть современных гимна­стов к старому способу исполнения кругов, а в том, чтобы и гимнаст, и тренер лучше представляли себе тонкую внутреннюю структуру движения-действия, ибо следует знать, что даже тогда, когда испол­нитель кругов работает с прямым (на самом деле — почти прямым, видимо прямым, но не вполне прямым!) телом, все элементы коорди­нации, структура управляющих действий, переключение усилий,

смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru

Конь

Конь-хронометр



смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru изменение скоростей звеньев (а такие изменения всегда есть!)—те же самые, что и в старых кругах, только вся картина движения здесь строже, «суше».

Более того, обучая кругу двумя новичка, крайне важно «поста­вить» ему сначала именно эту «бросковую» технику движения, дав хорошо прочувствовать начинающему спортсмену все ее нюансы, включая отставание стоп в начале каждой двухопорной фазы, их ус­коренный посыл в дальнейшем и связанные с этим активные дей­ствия руками и плечевым поясом. Лишь по мере совершенствования кругов и приближения их к универсальной форме (120), «броско-вый» компонент техники, оставаясь базовой программой управления движением, будет внешне (только внешне!) отходить на второй план. Но в этой фазе подготовки, шлифуя круги, поддерживая навык их исполнения, исправляя некоторые недочеты, придется учитывать изначальную бросковую природу этих движений.

КОНЬ-ХРОНОМЕТР

Сходство махов на коне с маятником далеко не только образное. Тело гимнаста, работающего на этом снаряде, действительно облада­ет определенными свойствами физического маятника.

Одно из таких кардинальных свойств — стремление к изохрон­ности, то есть к сохранению одного и того же — своего — периода колебания. Именно на этом явлении основано действие часовых механизмов, стабильно отмеряющих отрезки времени благодаря па­раметрической устойчивости возвратно-колебательных движений маятника.

Такими же качествами обладает, до известной степени, и тело гимнаста; и чем свободнее, инерционнее махи, в данном случае на коне, тем точнее выдерживается постоянный период колебания, свойственный движениям данного гимнаста на этом снаряде.

Мы уже отмечали, что круг на коне длится около 1-й секунды. Но это лишь порядок величины. Между тем, у разных исполнителей этот показатель может быть чуть большим или меньшим, и это «чуть» — весьма существенно, оно означает индивидуальные различия в темпе кругов. Разный темп улавливается не только визуально (или ухом, по ритму постановки рук на опору), но и чрезвычайно важен для каждого гимнаста, который должен выработать для себя свой технический стандарт круга. Достаточно сказать, что в норме ни один гимнаст не может уверенно работать на коне не в своем темпе. Только найдя свой естественный темпоритм работы, гимнаст будет

чувствовать себя на этом снаряде легко, свободно, станет меньше ус­тавать и реже ошибаться.

Однажды на кафедре гимнастики Центрального института физ­культуры в Москве (ныне — РГАФК) был осуществлен интересный эксперимент24. Стандартный конь был оснащен пьезоэлектрически­ми ручками, которые позволяли записывать на магнитофон звуко­вую ритмограмму, соответствующую картине взаимодействия гим­наста с опорой. Для работы на этом снаряде была сформирована однородная группа гимнастов; они были близки не только по квали­фикации, но имели и практически одинаковый показатель скорости круга. Все эти гимнасты разучивали в тот период подготовки одну и ту же комбинацию на коне (новое обязательное упражнение для мастеров). Причем всеми необходимыми элементами упражнения уже владел каждый член группы, но «связывали» комбинацию лишь отдельные продвинутые исполнители. И вот, у лучшего «умельца», овладевшего целостным упражнением, была записана эталонная ритмограмма, которую можно было воспроизводить через динамики (начиная с условных вводных сигналов, позволявших точно вклю­чаться в работу). Под этот «аккомпанемент» и было предложено ра­ботать тем, кто еще не справился с полной комбинацией. Эффект оказался впечатляющим: вскоре уже целый ряд ранее отстававших гимнастов стал успешно овладевать крупными блоками, а затем и целой комбинацией, столь благотворной оказалась организующая роль правильного ритма на основе своего темпа.

Итак, казалось бы, ясно: тело гимнаста на коне — своеобразный хронометр, точно отмеряющий время круга, индивидуальное для каждого исполнителя.

Так-то так, но было бы ошибкой думать, что правильная подго-овка гимнаста на коне нацелена только на выработку идеально очного темпоритма работы. Действительно, гимнаст обязательно олжен чувствовать этот'темпоритм и хорошо владеть им. Это осно­ва. Но...

Но если бы гимнаст был способен работать исключительно в од­ном, и только одном «своем» темпе, он... попросту не смог бы управ­лять действиями на коне.

Дело втом, что любое повторяющееся движение, даже самое при­вычное, автоматизированное, никогда не воспроизводится — раз от разу — абсолютно стереотипно. Всегда есть случайные факторы (их множество), которые заставляют движение варьировать независимо

Проведен доцентом Л. К. Антоновым.





               
  смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru
    смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru
 
 
    смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru
      смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru
 

смелый мах - враг перекосов 7 страница - student2.ru

конь______________________________________________________

от воли исполнителя. И чтобы сохранять «статус кво», спортсмен должен уметь непрерывно реагировать на эти неожиданные измене­ния, то есть — выходить за пределы привычного темпоритма работы, где нужно замедляя или ускоряя его25.

Из сказанного вытекают два очень важных для гимнаста вывода.

Первый: система технической подготовки на коне должна пре­дусматривать тщательную отработку круговых движений на предмет освоения «своего», предельно естественного темпа кругов, при кото­ром гимнаст (выполняя необходимые технические требования) дви­жется наиболее свободно, точно, с минимальным напряжением сил (так, обычно, «крутят» круги «на количество»).

Второй: гимнаст должен учиться и, в конечном итоге, владеть техникой управления скоростью круга так, чтобы можно было по же­ланию (необходимости) быстро изменять темп движения, как в сто­рону его ускорения, так и замедления. Чем больше подвластный гим­насту диапазон таких изменений, тем выше может быть надежность его работы.

Принципиально то же относится и к управлению отдельными действиями, входящими в состав махов. Гимнаст должен владеть тех­никой эпизодических ускорений или замедлений движения в его избранных фазах, когда усредненный темп махов может быть посто­янным, но будут меняться акценты действий, позволяющие гибко регулировать процесс кругового движения. Это особенно важно при возникновении сбоев и необходимости срочно скорректировать дви­жение во избежание срыва. Это, собственно, и есть навыки, обеспе­чивающие надежность работы.

Наш внимательный читатель тут же скажет: что-то у автора концы с концами не сходятся: с одной стороны, он утверждает, что гимнаст ну просто не может работать не в своем темпе, а с другой—дает насто­ятельный совет учиться произвольному изменению скорости круго­вого движения...

Все так, дорогой скептик, все так, и нет здесь никакого противо­речия! Пока движение идет нормально, самый лучший темп тот, что подсказывает гимнасту его собственное тело. Если же есть какие-то

25 Здесь мы сталкиваемся с проблемой «стабильности-надежности». Важно по­нять, что стабильность может быть ненадежной, а надежность обеспечивается вовсе не стабильностью, а как раз целесообразной вариативностью действий-движений. Так, велосипедист может долго ехать по прямой только при условии, что он — держась в одном направлении — тем не менее, все время немного «виляет» рулем из стороны в сторону, исправляя случайно возникающие откло­нения от нужной траектории.

_______________ 120. Круг: правило и его исключения

сбои, отклонения от нормы, немедленно включается «аварийная программа», когда естественный ход событий нарушается, и прихо­дится экстренно подправлять движение. А для этого требуются, как раз, те особые приемы коррекции круга, которые вырабатываются только благодаря навыку управления темпоритмом движения.

120. КРУГ: ПРАВИЛО И ЕГО ИСКЛЮЧЕНИЯ

В минувшие годы представления о технике круговых махов на коне были столь же разнообразны, как и сами разновидности кругов. Считалось, что в кругах, исполняемых в ручках, на теле и ручке, теле, в кругах продольно и поперек и т. д. масса своих собственных особен­ностей. И в этом, разумеется, большая доля правды, во всех этих дви­жениях есть свои тонкости, которые нужно знать и учитывать.

Тем не менее, по мере того, как конь прогрессировал, становилось все более ясным, что в основе всех круговых махов должны лежать какие-то общие технические критерии и приемы исполнения; в воз­духе носилась идея некоего универсального круга, который был бы одинаково хорош для исполнения в любых опорных условиях.

Наши рекомендации