Результаты измерений и расчетов
Рис. 3. Тарировочный график
Порядок выполнения работы
Включить прибор в сеть и перевести тумблер 15 в положение «Вкл.». Нагрузить винт центральной силой Q1 = 5Н (m = 0,5 кг). Нажатием кнопки «Мотор» включить электродвигатель. При движении гайки вверх зафик-сировать три показания индикатора 10 и занести в табл. 1. Последовательно изменяя нагрузку от 5 Н до 20 Н (с интервалом 5 Н), снять соответствующие показания индикатора и поместить в табл. 1.
По указанию преподавателя произвести измерения при одновременном воздействии осевой и эксцентричной силы (данные – в табл. 1).
Обработка экспериментальных данных
Вычисляют средние арифметические значения показаний индикатора и помещают в табл. 1.
По тарировочному графику (рис. 3) в зависимости от прогиба пружины (ℓ), определяют крутящий момент Т.
Определяют работу движущихся сил по формуле (9), а также – полезную работу для различных видов нагружения (соответственно, по формулам (7, 8)).
Вычисляют КПД для различных видов нагружения. Строят графики = ƒ(Q1); = ƒ(Q1+Q2). Сравнивают результаты, полученные при эксперимен-тальном определении КПД с соответствующими расчетными значениями.
Заключение
Объясняется расхождение между расчетными и опытными величинами КПД винтовой пары. Приводятся примеры, позволяющие увеличить КПД передачи «Винт-гайка». Объясняется характер зависимости = ƒ(Q1). Приво-дятся примеры использования передачи «Винт-гайка» в технике.
Оформление отчета
– Подготовить титульный лист.
– Изобразить схему испытуемого узла (рис. 2).
Подготовить и заполнить табл. 1.
Таблица 1
Результаты измерений и расчетов
N | Q1 | Q2 | Li | n1 | n2 | n3 | ncp | ℓ | Aдℓ | Anc | экс | расщ |
─ | Н | Н | мм | дел | дел | дел | дел | мм | Н×мм | Н×мм | % | % |
0,25 0,25 0,5 0,5 |
– Построить график зависимости КПД от осевой нагрузки.
– Построить график зависимости КПД при совместном воздействии осевой и эксцентричной нагрузок.
Дать заключение (см. пункт 5).
Контрольные вопросы
1. Что измеряет индикатор (10) на установке ДП19АПС?
2. Что собой представляют осевая и эксцентричная нагрузки?
3. Что понимается под рабочим циклом установки?
4. Как определяется КПД винтовой пары при осевой нагрузке?
5. Какие резьбы применяются в машиностроении?
6. Назовите основные параметры резьбы?
7. Что понимается под углом подъема и шагом резьбы «Р»?
8. Какая резьбы применяется в винтовой паре?
9. Как рассчитывается угол подъема резьбы ?
10. Чему равен угол профиля резьбы ?
11. Чему равен коэффициент трения материалов винтовой пары ?
12. Как определяется КПД передачи за один оборот винта?
13. Как определяется крутящий момент (Т), возникающий в винтовой паре от осевой и эксцентрической нагрузки?
14. Расскажите порядок выполнения работы.
15. Объясните расхождение между расчетными и опытными величинами КПД винтовой пары?
16. Как увеличить КПД винтовой пары?
17. Приведите примеры использования винтовой пары винт-гайка в технике.
Библиографический список
1. Решетов, Д. Н. Детали машин : учеб. для студентов машиностроит. и механич. спец. вузов / Д. Н. Решетов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 496 с.
2. Справочник по триботехнике / под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. В 3-х т., т. 1. – Варшава : ВКЛ. Теоретические основы. – М.: Машиностроение, 1989. – 400 с.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9