Условные обозначения основных элементов
Список лабораторных работ по дисциплине
«ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
На 2011 – 2012 учебный год
Лабораторная работа № 1Ознакомление с основными видами конструкционных материалов и приборами для определения их физико-механических свойств
Лабораторная работа № 2Термический метод исследования металлов
Лабораторная работа № 3Макроскопический анализ металлов
Лабораторная работа № 4Применение принципа подобия при научных исследованиях на примере исследования процесса кристаллизации солей
Лабораторная работа № 5Изучение устройства металлографического микроскопа и ознакомление с методикой изготовления микрошлифов
Лабораторная работа № 6Изучение диаграмм сплавов железа с углеродом и микроструктур основных фаз этих сплавов
Лабораторная работа № 7Изучение диаграмм сплавов цветных металлов и их микроструктур
Лабораторная работа № 8Термическая и химико-термическая обработка сталей
Лабораторная работа № 1
Ознакомление с основными видами конструкционных материалов и приборами для определения их физико-механических свойств
Цель работы:Ознакомление с основными видами конструкционных материалов и приборами, применяемыми для испытания их физико-механических свойств.
Задачи:
-Ознакомиться с общепринятой терминологией классификации конструкционных материалов (КМ).
- Составить схему классификации конструкционных материалов.
- Изучить условные обозначения основных элементов, входящих в состав сплавов черных и цветных металлов.
- Ознакомиться с физическими, механическими, химическими и технологическими свойствами КМ.
- Ознакомиться с приборами для испытания физических, механических и технологических свойств КМ.
- По заданию преподавателя рассмотреть образцы конструкционных материалов, попытаться определить материал образца и область применения.
Материалы, инструменты и принадлежности:
Образцы металлов и сплавов черных и цветных металлов, пластмасс, древесины и пр., плакат «Металлы и сплавы», стандарты на металлы и сплавы.
Порядок выполнения работы
1. В рабочей тетради начертить схему классификации КМ.
2. На основании изучения таблицы химических элементов и справочников по металловедению запишите в таблицу 1 условные обозначения основных химических элементов, входящих в состав сплавов.
3. Перечислите и запишите в таблицу 2 определения физических, химических механических и технологических свойств конструкционных материалов.
4. Занесите в таблицу 3 наименования и схемы измерений приборов, применяемых для испытания физических, механических и технологических свойств КМ.
5. Оформите протокол результатов изучения образцов конструкционных материалов по заданию преподавателя в таблице 4.
6. Сформулируйте и запишите вывод по работе.
Список рекомендуемой литературы для самоподготовки
1.Алаи С.И . и др. Технология конструкционных материалов. Учебник для педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1986. Глава 1, 5.
2.Кузьмин Б.А. и др. Технология металлов и конструкционные материалы: Учебник для машиностроительных техникумов. – М.: Машиностроение, 1981 г.
3.Самаходский А.И.. Куняевский М.Н. Лабораторные работы по металловедению и термической обработке металлов. Учебное пособие для машиностроительных техникумов. - М.: Машиностроение, 1981, стр. 5 -8.
4.Костин П.П. Физико-механические испытания ме5таллов, сплавов и неметаллических материалов. Учебное пособие для ПТУ. М.: Машиностроение, 1990 г.
5.Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора. – М.: Машиностроение, 1981 г.
6.Интернетисточники
Вопросы для проведения самоконтроля готовности к выполнению лабораторной работы.
1. Что называется конструкционным материалом?
2. Какие металлы и сплавы относятся к черным?
3. Назовите основные виды КМ, применяемые в машиностроении.
4. Перечислите цветные металлы, получившие широкое распространение в технике.
5. Перечислите основные свойства КМ.
6. Назовите методы исследования основных свойств металла.
7. Какие приборы применяются для испытаний свойств КМ?
8. Подумайте и попытайтесь ответить, каким образом можно сравнить твердость КМ в быту, если нет специальных приборов под рукой.
9. Приведите по два-три наименования изделий, изготавливаемых учащимися общеобразовательных школ 5-7 классов на уроках технологии, из различных КМ.
10. Сравните физические свойства материалов, которые Вы привели в п.8 и придумай те, как можно их испытать.
11. Попытайтесь сравнить различные механические свойства материалов, которые Вы привели в п. 9. Например, твердость металла и древесины; прочность бумаги и ткани; хрупкость стекла и древесины.
12. Металлическая или деревянная линейка более упруга?
13. Попытайтесь доказать, бумага обладает пластичностью, а ткань нет.
14. Сравните шерстяной свитер и хлопчатобумажную рубашку по теплоемкости и теплопроводности. У какого КМ эти свойства выше?
15. Встречали ли Вы старинные вещи, сделанные из материалов, которых в наше время нет?
Таблица 1
Условные обозначения основных элементов
химический элемент | обозначение в табл.ХЭ | обозначение в марках сплавов ЧМ ЦМ | химический элемент | обозначение в табл.ХЭ | обозначение в марках сплавов ЧМ ЦМ |
Алюминий | Ниобий | ||||
Азот | Олово | ||||
Барий | Свинец | ||||
Бериллий | Селен | ||||
Бор | Сера | ||||
Ванадий | Серебро | ||||
Вольфрам | Сурьма | ||||
Железо | Теллур | ||||
Кадмий | Титан | ||||
Кремний | Углерод | ||||
Магний | Фосфор | ||||
Марганец | Хром | ||||
Медь | Церий | ||||
Молибден | Цинк | ||||
Мышьяк | Цирконий | ||||
Никель |
Таблица 2