Условные обозначения основных элементов

Список лабораторных работ по дисциплине

«ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

На 2011 – 2012 учебный год

Лабораторная работа № 1Ознакомление с основными видами конструкционных материалов и приборами для определения их физико-механических свойств

Лабораторная работа № 2Термический метод исследования металлов

Лабораторная работа № 3Макроскопический анализ металлов

Лабораторная работа № 4Применение принципа подобия при научных исследованиях на примере исследования процесса кристаллизации солей

Лабораторная работа № 5Изучение устройства металлографического микроскопа и ознакомление с методикой изготовления микрошлифов

Лабораторная работа № 6Изучение диаграмм сплавов железа с углеродом и микроструктур основных фаз этих сплавов

Лабораторная работа № 7Изучение диаграмм сплавов цветных металлов и их микроструктур

Лабораторная работа № 8Термическая и химико-термическая обработка сталей

Лабораторная работа № 1

Ознакомление с основными видами конструкционных материалов и приборами для определения их физико-механических свойств

Цель работы:Ознакомление с основными видами конструкционных материалов и приборами, применяемыми для испытания их физико-механических свойств.

Задачи:

-Ознакомиться с общепринятой терминологией классификации конструкционных материалов (КМ).

- Составить схему классификации конструкционных материалов.

- Изучить условные обозначения основных элементов, входящих в состав сплавов черных и цветных металлов.

- Ознакомиться с физическими, механическими, химическими и технологическими свойствами КМ.

- Ознакомиться с приборами для испытания физических, механических и технологических свойств КМ.

- По заданию преподавателя рассмотреть образцы конструкционных материалов, попытаться определить материал образца и область применения.

Материалы, инструменты и принадлежности:

Образцы металлов и сплавов черных и цветных металлов, пластмасс, древесины и пр., плакат «Металлы и сплавы», стандарты на металлы и сплавы.

Порядок выполнения работы

1. В рабочей тетради начертить схему классификации КМ.

2. На основании изучения таблицы химических элементов и справочников по металловедению запишите в таблицу 1 условные обозначения основных химических элементов, входящих в состав сплавов.

3. Перечислите и запишите в таблицу 2 определения физических, химических механических и технологических свойств конструкционных материалов.

4. Занесите в таблицу 3 наименования и схемы измерений приборов, применяемых для испытания физических, механических и технологических свойств КМ.

5. Оформите протокол результатов изучения образцов конструкционных материалов по заданию преподавателя в таблице 4.

6. Сформулируйте и запишите вывод по работе.

Список рекомендуемой литературы для самоподготовки

1.Алаи С.И . и др. Технология конструкционных материалов. Учебник для педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1986. Глава 1, 5.

2.Кузьмин Б.А. и др. Технология металлов и конструкционные материалы: Учебник для машиностроительных техникумов. – М.: Машиностроение, 1981 г.

3.Самаходский А.И.. Куняевский М.Н. Лабораторные работы по металловедению и термической обработке металлов. Учебное пособие для машиностроительных техникумов. - М.: Машиностроение, 1981, стр. 5 -8.

4.Костин П.П. Физико-механические испытания ме5таллов, сплавов и неметаллических материалов. Учебное пособие для ПТУ. М.: Машиностроение, 1990 г.

5.Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора. – М.: Машиностроение, 1981 г.

6.Интернетисточники

Вопросы для проведения самоконтроля готовности к выполнению лабораторной работы.

1. Что называется конструкционным материалом?

2. Какие металлы и сплавы относятся к черным?

3. Назовите основные виды КМ, применяемые в машиностроении.

4. Перечислите цветные металлы, получившие широкое распространение в технике.

5. Перечислите основные свойства КМ.

6. Назовите методы исследования основных свойств металла.

7. Какие приборы применяются для испытаний свойств КМ?

8. Подумайте и попытайтесь ответить, каким образом можно сравнить твердость КМ в быту, если нет специальных приборов под рукой.

9. Приведите по два-три наименования изделий, изготавливаемых учащимися общеобразовательных школ 5-7 классов на уроках технологии, из различных КМ.

10. Сравните физические свойства материалов, которые Вы привели в п.8 и придумай те, как можно их испытать.

11. Попытайтесь сравнить различные механические свойства материалов, которые Вы привели в п. 9. Например, твердость металла и древесины; прочность бумаги и ткани; хрупкость стекла и древесины.

12. Металлическая или деревянная линейка более упруга?

13. Попытайтесь доказать, бумага обладает пластичностью, а ткань нет.

14. Сравните шерстяной свитер и хлопчатобумажную рубашку по теплоемкости и теплопроводности. У какого КМ эти свойства выше?

15. Встречали ли Вы старинные вещи, сделанные из материалов, которых в наше время нет?

Таблица 1

Условные обозначения основных элементов

химический элемент   обозначение в табл.ХЭ обозначение в марках сплавов ЧМ ЦМ химический элемент обозначение в табл.ХЭ обозначение в марках сплавов ЧМ ЦМ
Алюминий     Ниобий    
Азот     Олово    
Барий     Свинец    
Бериллий     Селен    
Бор     Сера    
Ванадий     Серебро    
Вольфрам     Сурьма    
Железо     Теллур    
Кадмий     Титан    
Кремний     Углерод    
Магний     Фосфор    
Марганец     Хром    
Медь     Церий    
Молибден     Цинк    
Мышьяк     Цирконий    
Никель          

Таблица 2

Наши рекомендации