Краткие теоретические сведения. Для обеспечения зажигания и дальнейшей надежной работы люминесцентной лампы применяются пускорегулирующие устройства

Для обеспечения зажигания и дальнейшей надежной работы люминесцентной лампы применяются пускорегулирующие устройства, которые должны работать бесперебойно, при высоких энергетических и эксплуатационных показателях. Пускорегулирующие устройства можно разделить на стартерные и бесстартерные.

Известно, что в люминесцентной лампе пробой промежутка между электродами происходит лишь при определенном напряжении, так называемом напряжении зажигания, которое может быть значительно больше напряжения сети, Импульс повышенного напряжения, при котором происходит зажигание лампы, создается стартером и дросселем. Стартер предназначается для замыкания цепи электродов лампы на определенное время и автоматического размыкания той же цепи. Процесс подогрева электродов может осуществляться ручным и автоматическим способами.

На рис. 1, а и б приводятся наиболее характерные схемы включения люминесцентных ламп с подогреваемыми электродами: схема, приведенная на рис. 1, а, отличается от схемы, показан­ий на рис. 1, б, тем, что в ней отсутствует конденсатор и активное сопротивление, служащие для компенсации мощности. Повтор­ный разряд в пускателе не возникает, так как пускатель рассчитывается на сетевое напряжение, а рабочее напряжение лампы ниже сетевого. Для стабилизации работы люминесцентной лампы приме­няются балластные сопротивления, включаемые в цепь питания лампы. Балластные сопротивления могут быть в виде дросселя, ем­кости или активного сопротивления. Наибольшее применение нашли дроссели (катушки со стальным сердечником).

Бесстартерные пускорегулирующие устройства (см. рис.2) представляют собой накальные трансформаторы. При включении схемы в сеть электроды разогреваются при помощи накальных обмоток. С повышением температуры электродов снижается напряжение зажигания; разряд в лампе наступает, когда напряжение зажигания становится равным напряжению холостого хода (на­пряжению, приложенному к лампе).

Методические указания

При ознакомлении с лабораторной ус­тановкой рекомендуется разобрать стартер, снять эскиз основных его элементов, записать технические (паспортные) данные всех приборов, аппаратов и устройств лабораторной установки.

Сборка электрической схемы включения люминесцентной лам­пы с пусковым устройством стартерного типа и измерительными приборами производится согласно рис. 1, а или б. После сборки схему необходимо до включения ее в сеть дать руководителю заня­тии для проверки. После проверки схемы и получения разрешения на включение ее в работу включают люминесцентную лампу внача­ле без пускового стартерного устройства, а затем с пусковым уст­ройством, наблюдают за работой лампы и процессом разогрева ее электродов, производят замеры напряжений на лампе, дросселе, в сети и замеры мощности на отдельных элементах схемы и тока цепи. Показания приборов заносятся в таблицу 1.

Таблица 1 – Данные опытов

Наименование опыта Iуст, а Uс, в Uдр, в Uд, в Pуст, вт Pдр, вт Pл, вт
                 

Для проведения опыта бесстартерного пуска люминесцентного лампы собирают схему согласно рис. 2. До включения схемы в работу необходимо дать ее на проверку руководителю занятия. Получив разрешение на включение лампы в работу, включают схему и наблюдают за работой люминесцентной лампы, сравнивая ее работу при стартерном пуске по схеме, показанной на рис. 1 и 2, при бесстартерном пуске. Одновременно производят замеры тока, напряжения и мощности с помощью измерительных приборов; показания заносят в таблицу 1.

Отчет составляется по форме, указанной в приложении 1. В отчете необходимо привести эскизы стартера, схемы включения люминесцентной лампы с различными пусковыми устройствами, также данные, полученные в результате проведенного опыта с различными устройствами. В заключение ответить на контрольные вопросы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

6.1 Для чего в цепи люминесцентной лампы необходимо иметь пусковые устройства?

6.2 Каким требованиям должен удовлетворять дроссель?

6.3 Чем объяснить, что наибольшее распространение получили дроссели, а не другие типы балластных сопротивлений?

6.4 Какие преимущества и недостатки стартерного и бесстартерного способа включения люминесцентной лампы?

6.5 Перечислите известные вам типы пусковых устройств включения люминесцентной лампы.

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники»

Специальность 140613

Лабораторная работа №5

Наши рекомендации