Радиооборудование судовых спасательных средств

1. В расписании по тревогам должны быть указаны лица, ответственные за доставку оборудования в спасательные шлюпки или плоты (рекомендуется указать и дублеров).

2. Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств (провести тех. занятия с принятием зачета).

3. На каждом приборе (АРБ, SART и УКВ носимые радиостанции) должны быть сделаны водонепроницаемые наклейки с указание названия судна и позывных (на английском языке).

4. В месте расположения оборудования на переборке должна быть размещена стандартная маркировка на светопоглащающей пленке.

5. В месте расположения оборудования должна быть размещена схема использования данного прибора (плакаты), выполненная на светопоглащающей пленке.

Спутниковая система КОСПАС - SARSAT

Международная спутниковая система КОСПАС - SARSAT является одной из основных частей ГМССБ и предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

Система КОСПАС - SARSAT состоит из следующих основных комплексов:

1. аварийные радиомаяки АРБ=EPIRB, которые передают сигналы в аварийной ситуации;

2. оборудование на борту геостационарных и низкоорбитальных спутников, которое позволяет обнаруживать сигналы, передаваемые аварийными радиомаяками;

3. наземные приемные станции, называемые Станциями приема и обработки информации (СПОИ =LUT), которые получают и обрабатывают сигналы со спутников для генерирования аварийных сообщений;

4. координационные центры системы (КЦС = МСС), которые получают аварийные сообщения от СПОИ и направляют их в Спасательно-координационные центры (СКЦ = RCC).

Система КОСПАС - SARSAT включает в себя два типа спутников:

• спутники на низкой орбите Земли (НИО), которые обеспечивают глобальную зону видимости для радиомаяков 406 МГц и покрывают почти все материки для радиомаяков 121,5 МГц.

• спутники на геостационарной орбите Земли (ГЕО), которые включают в себя ретрансляторы 406 МГц на борту геостационарных спутников, а также наземные станции, называемые ГЕОСПОИ, которые обрабатывают получаемые от спутников сигналы.

Радиооборудование судовых спасательных средств - student2.ru

Система осуществляет постоянный радиоконтроль на частоте 406,0 МГц, на которой передаются сигналы аварийных радиобуев. Координаты излучающих АРБ определяются автоматически с использованием эффекта Доплера с точностью не более 5 км.

Аварийные радиобуи

1. АРБ должен автоматически включаться после свободного всплытия. При погружении на глубину около 4 метров специальное устройство, управляемое гидростатом, освобождает буй. Буй всплывает на поверхность и автоматически активируется.

2. Установленный АРБ должен иметь ручное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.

3. АРБ должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток.

Радиооборудование судовых спасательных средств - student2.ru

4. АРБ должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

5. Устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна на глубине 4 м при любой ориентации судна.

6. Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение, по крайней мере, 48 часов

7. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи.

8. АРБ должны иметь функции проверки работоспособности. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией.

9. АРБ должен быть устойчивым к воздействию морской воды и нефти.

10. АРБ должен быть хорошо видимого желтого, оранжевого цвета и иметь полосы световозвращающего материала.

11. АРБ должен легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

12. АРБ должен быть оборудован соответствующими средствами защиты от несанкционированного включения.

Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц. Для этого:

• нажать и удерживать так (около 10 секунд – на все время теста) кнопку TEST.

• через определенное время (10 – 15 с) начинает мигать строковая лампа;

• после этого можно отпустить кнопку TEST.

Примечание: если в течение установленного времени строковая лампа не начнет мигать, значит, буй неисправен.

Результаты проверки обязательно записать в радиожурнал.

При случайном включении АРБ выполнить следующую процедуру:

• остановить передачу сигнала бедствия (вскрыть АРБ и отсоединить батарею);

• связаться с СКЦ и известить его о ложном сигнале тревоги.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция двусторонней связи является оборудованием спасательных средств и обеспечивает связь на месте бедствия между плавучими спасательными средствами и судами спасателями. Она может быть использована и для работы на борту судна на соответствующих частотах.

Радиооборудование судовых спасательных средств - student2.ru

Радиостанции устанавливаются в таком месте, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот. В судовом расписании по тревогам должен указываться ответственный за вынос УКВ станций к спасательным

Батарея должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в течение 8 часов при повышенной номинальной мощности и 48 часов работы в режиме приема. В качестве источника может использоваться: не перезаряжаемая батарея, имеющая срок хранения не менее двух лет, или аккумулятор.

Радиолокационный маяк – ответчик (SART)

Радиооборудование судовых спасательных средств - student2.ru

Радиолокационный маяк ответчик (Search And Rescue Transponder – SART)является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств в ГМССБ.

Основные требования к радиолокационному ответчику:

1. Должен обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию в режиме готовности, иметь плавучий линь.

2. Выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров.

3. Быть водонепроницаемым на глубине 10 м не менее 5 минут.

4. Должен быть оборудован визуальными или звуковыми средствами для определения нормальной работы и предупреждения терпящих бедствия о том, что он приведен в действие радаром.

5. Иметь емкость батареи для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов (по истечении режима ожидания).

6. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

7. SART должен быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения.

SART работает в диапазоне частот 9,2-9,5 ГГц (трехсантиметровый диапазон работы РЛС). Ответчики могут быть плавающими, установленными на плавсредствах (возможно использование телескопической антенны для увеличения дальности обнаружения), совмещенными с АРБ. Они обычно включаются (переходят в ждущий режим) после попадания в воду или вручную и начинают излучать ответный сигнал при облучении его приемного устройства импульсом судовой РЛС, работающей в данном диапазоне частот, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала. Сигнал SART на экране радара индицируется серией точек (12 или 20 в зависимости от фирмы-изготовителя прибора), расположенных на равном расстоянии друг от друга в радиальном направлении от местоположения ответчика.

Дальность обнаружения судовой РЛС (15 метров над уровнем воды) не менее 5 миль до SART, РЛС воздушного судна (самолет, вертолет), находящегося на высоте 1 км – 30 миль до SART.

При проведении на судне испытаний РЛО с использованием радара его работа должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы не создавать помех другим судам.

Наши рекомендации