Маркировка. биография веревки

Трудно запомнить, когда какая веревка была приобретена, и еще труднее - в каких пещерах и сколько человек работали на ней с начала использования.

Поэтому после приобретения веревки первым делом следует установить на нее маркировочный знак. Это особенно важно при клубной собственности на веревки. За время, в течение которого веревка используется, она попадает в разные руки не только из-за общности клубного снаряжения, но и из-за текучести клубных кадров.

Для надежности лучше всего маркировку производить путем постановки алюминиевых колец на оба конца веревки.

На кольцах выбивают цифры: год производства, порядковый номер веревки и ее длина. Хорошо, если длина указывается после окончательной усадки веревки.

Для каждой веревки в клубе должна быть заведена тетрадь, в которую заносятся основные сведения: вид, тип, дата приобретения и пр., вписываются объекты, где веревка использовалась, а также число участников на ней работавших (см. Таблицу 12).

ТАБЛИЦА 12.

┌───┬────────┬────────────────┬────────────────┬────────────────────────┐

│No │Дата │Название │Число участников│Примечания │

│п/п│записи │пропасти │ │ │

├───┼────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤

│1 │14.11.82│Иванова вода │ 5 │ │

│ │ │с.Добростан │ │ │

├───┼────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤

│2 │04.12.82│Яворец │ 5 │ │

│ │05.12.82│Панчови грамади │ 4 │ │

│ │ │с.Зверино │ │ │

├───┼────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤

│3 │23.01.83│Кървавата локва │ 1 │Веревкой был навешен │

│ │ │м.Зеленич, Котел│ │последний отвес, в кото-│

│ │ │ │ │рый спускался только │

│ │ │ │ │один участник. │

├───┼────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤

│ │ │ и т.п. │ │ │

├───┼────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤

└───┴────────┴────────────────┴────────────────┴────────────────────────┘

Только по этим данным со временем может быть сделана объективная оценка интенсивности использования данной веревки, т.е. прослежена ее биография.

ХРАНЕНИЕ

Если веревки не содержатся в постоянно чистоте, они гораздо быстрее изнашиваются сами и изнашивают снаряжение для спуска и подъема.

Поэтому после каждого проникновения в пропасть веревки следует стирать.

Температура воды не должна превышать 30 градусов С. При значительном загрязнении можно использовать стиральные порошки для синтетических тканей, но без содержания энземических добавок.

Лучше всего, не пользуясь препаратами, протягивать веревку между двумя сжатыми щетками в струе воды, а после прополаскивать. Процедура повторяется до тех пор, пока вода не станет чистой. Выжимают, протягивая веревку через закрепленные карабины или спусковое устройство. Сушить следует вдалеке от отопительных приборов и никогда не оставлять на солнце. Лучше всего сушить веревки в проветриваемом темном помещении.

Перед тем, как быть смотанной, всякая веревка должна внимательно осматриваться на предмет:

- отсутствия обрывов, потертостей и передавленных мест на защитной оплетке;

- сохранения одинаковой гибкости при перегибании веревки в разных направлениях по всей ее длине;

- отсутствия при ощупывании явно более тонких или толстых мест, по сравнению с нормальным диаметром веревки.

Подобным образом должны осматриваться любые веревки после работы с ними ли получения из других рук.

При обнаружении дефекта, если поврежденный участок достаточно большой, веревка бракуется. Если дефект локален, поврежденное место вырезают и выбрасывают. Оставшиеся более короткие куски могут быть использованы для навешивания более коротких отвесов.

Завязывание узла для локализации поврежденного места допускается только как временная мера, если дефект возник во время работы с веревкой на отвесе. После этого он должен быть вырезан.

В промежутках между использованием веревки хранят в смотанном состоянии в проветриваемом сухом помещении. Сматывают их так, как показано на Рис.48.

маркировка. биография веревки - student2.ru

Рис.48. Сматывание веревки в одну и две бухты.

Если веревка длинная, ее сматывают в две бухты. Намотку на бухту необходимо фиксировать, иначе веревка спутается при транспортировке.

Хранить и транспортировать веревку надо отдельно от металлических предметов и снаряжения, также как и материалов для зарядки аккумуляторов. Укладка в один транспортник аккумуляторов или батареек и веревки категорически запрещается.

При транспортировке к месту работы, во время навески и выемки снаряжения для предохранения от повреждений используют специальные транспортные мешки из сдвоенной пропитанной ткани PVC. Так как такая ткань у нас не производится, приходится изготавливать ее по системе "Сделай сам". Кройка и шитье транспортников несложны. Подобную ткань производят для тентов грузовиков и покрытий легких павильонов.

Для несущих лямок используется синтетическая лента шириной 50 мм, изготавливаемая для ремней безопасности легковых автомобилей.

Рис.49 дает представление о выкройке и общем виде такого транспортного мешка. В него входит 120 метров веревки диаметром 10 мм.

маркировка. биография веревки - student2.ru маркировка. биография веревки - student2.ru

Рис.49. а) Крой цилиндра (по штриховым линиям подогнуть)

б) Клапан

в) Дно (пришивается к цилиндру по пунктирным линиям)

г) Общий вид

ЗАПОМНИ:

- Веревки не оставляют открыто на балконах, полках складских помещений и т.п., а убирают в сундук, шкаф или помещение без доступа света.

- Сушат веревку только в тени, а лучше всего ночью или в темном помещении.

- Веревку охраняют от контакта с кислотами, щелочами и другими химикатами, не держат в непосредственно близости или рядом с батарейками и аккумуляторами, никогда не кладут в багажник автомобиля неупакованными в транспортировочные мешки из PVC.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА

Статические веревки требуют периодической проверки для установления технической пригодности для дальнейшего использования:

- веревки 9 мм - через каждые 2 года;

- веревки 10 мм и более - через 3 года;

- без соблюдения этих сроков и дат последних испытаний, если веревка вызывает хоть какое-нибудь сомнение.

Для этих целей в удобную скалу в районе клуба забивают рядом два крюка типа "спит" и доставляют к месту испытаний груз весом 80 кг.

От веревки, которую собираются испытывать, отрезают кусок длиной 3 м и кладут в таз с водой до тех пор, пока веревка хорошо не намокнет.

Затем по обоим концам завязывают узлы восьмерка или девятка (для веревки 9-мм) так, чтобы получился образец длиной 1,5 м от петли до петли. Посредством усиленных карабинов "АеСМЮ-3400", "Штубай-5000 или треугольных "мэйлон рапидов" 10 мм один конец готового образца пристегивают к ушку нижнего крюка, а второй - к грузу. Сюда же чрез промежуточную веревочную петельку пристегивают дополнительную веревку, пропущенную через блок-ролик, закрепленный на верхнем крюке. С ее помощью полиспастом поднимают груз до тех пор, пока карабины на концах испытываемого образца не сравняются по высоте (см. Рис.50).

маркировка. биография веревки - student2.ru

Рис.50. Установка для проверки пригодности статических веревок.

Затем веревка закрепляется, и петелька перерезается. Происходит падение груза с фактором 1.

Каждый образец испытывается двумя последовательными падениями груза. При этом:

- если образец выдержит оба падения - веревка пригодна к дальнейшему использованию;

- если образец выдержит первое падение, а при втором порвется (как часто случается), от испытываемой веревки отрезают еще один образец.

Если и второй образец поведет себя аналогично, веревка считается пригодной. Но если он порвется еще при первом падении, на такую веревку рассчитывать дальше нельзя;

- если образец порвется сразу же при первом падении, второй образец не отрезается. Такая веревка непригодна и бракуется.

Этот же тест можно применить и для проверки сомнительных динамических веревок, но при условии, что они будут использоваться для навески, а не для страховки при свободном лазании.

Несмотря на то, что каждая веревка после такой проверки станет немного короче, этого не следует жалеть.

ЗАПОМНИ:

- Всегда лучше иметь несколько менее длинную веревку, но зато более длинную жизнь, чем наоборот!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт тысяч спелеологов на протяжение лет доказал, что статические веревки обладают необходимыми качествами для обеспечения безопасности при использовании их в технике одинарной веревки. Но это относится к нормальному сроку их использования и при правильности их эксплуатации в течение всего этого срока. Соблюдение этих условий всецело зависит от спелеолога, работающего с веревкой.

Кроме того, несмотря на то, что при удержании динамического удара надежность разных типов веревки различна, она не зависит только от веревки. Окажется надежность в данный момент достаточной или нет зависит, прежде всего, от спелеолога. Как мы показали, надежность каждой веревки определяется разностью между ее практической прочностью и величиной динамической нагрузки. А спелеолог всегда может влиять на величину предельной динамической нагрузки через фактор падения. Иными словами, ключ обеспечения безопасности находится в наших руках. С этим ключом каждый должен обращаться грамотно и никогда не забывать, что любой метод проникновения в пропасти, в том числе и SRT, имеет свои достоинства и недостатки. При обрыве веревки упомянутый закон Ньютона в обязательном порядке по кратчайшей траектории приведет нас ко дну отвеса. Если веревка порвется при спуске последнего из группы или на подъеме первого - путь к поверхности будет отрезан. Помощь может прийти только сверху, и возможность ее ускорения практически отсутствует.

Вероятность обрыва веревки является только потенциально существующей опасностью. А произойдет это реально или нет не зависит от веревки, как от снаряжения, а зависит от спелеолога, которому это снаряжение служит. Следовательно, безопасность проникновения целиком зависит от тех, кто его совершает. Она может быть гарантирована только при условии, что веревки всегда будут в надлежащем состоянии, чего можно достичь только обязательной предварительной проверкой перед каждым проникновением и правильной навеской сообразно применяемым для этого веревкам.

Таким образом, закончим тем же, с чего начали: техника одинарной веревки основывается на познании ее принципов, деталей и потребностей, на качественном снаряжении и очень хорошей спортивно-технической подготовке, требует отличного знания и педантичного соблюдения правил обращения с веревкой, которой, в сущности, при каждом нашем проникновении в пропасть доверяется наша жизнь.

Литература

1. Courbis R., Demaison A., Marbach G., Rocourt J.L.. Etude du Materiel. Spelunca, Paris, 1979. N. 2. P. 61-64

2. Dobrilla J.C., Marbach G. Techniques de la Speleologie Alpine. Paris, 1973

3. Hartwell J. Ropes, Knots and Splices. Manual of Caving Techniques. London, 1969. P. 35-54

4. Kipp M. Uber die Gebrauchsfestigkeit von Seilen. Referat beim 7. Internationalen Kongress in Sheffild, England, 1977

5. Kipp M. On the Practical Strength of Kernmantel Ropes. Caving International Magazine, Edmonton (Canada), 1979. N. 5. P. 37-40

6. Marbach G., Rocourt J.L. Techniques de la Speleologie Alpine. Choranche (France), 1980

7. Meredit M. La Speleologie Verticale. Grenoble, 1979

8. Montgomery N. Protecting Ropes from Abrasion in Single Rope Techniques. Helictite, 1976

9. Montgomery N. Single Rope Techniques. Sydney, 1977

10. Nanetti P. Un po'di Tecnica: delle corde e di altre cose. Speleologia, Milano, 1980, No 3, pp.25-30.

11. Orsolo, J., Un nouveau type de la corde stato-dynamique. Spelunca, Paris, 1980, No 1, pp.33-34.

12. Planina, T., Climbing Ropes Wearing out with Ropes Brakes. Naze jame, 19 (1977), Lubliana, 1978, pp.15-22.

13. Planina, T., The Influence of Cave Loam on the Ropes Wearing out. Naze jame, 19 (1977), Lubliana, 1978, pp.23-27.

14. Rouillier, Ph., Beobachtungen an Mammut-Spelaaoseilen. Reflektor, Basel, 1980, No 2, pp.31-32.

15. Seilkunde, Brochure des Elderid-Werkes, Isny (BRD).

16. Vanin, A. La sicurezza nell'uso delle corde statiche. Bolletino CNSASS, Trieste, 1979, No 8, pp.27-33.

17. Vanin A., Le Longes ed i sistemi autobloccanti per discesa su Corda. Speleologia, Milano, 1980, No 3, pp.15-17.

18. Wegen des Bergseiles. Brochure des Beal-Werkes, Frankreich.

19. Wissenswertes uber Bergseile. Brochure des Mammut-Werkes, Schweiz

"А Б В на техниката на единичното въже"

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Наши рекомендации