Выбор материалов для изготовления деталей редуктора
Министерство образования республики беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра «Техническая физика и теоретическая механика»
Расчетно-графическая работа №3
по дисциплине «Прикладная механика»
Раздел «Детали машин»
Выполнила Проверил
Студент группы УК-21 ст. преподаватель
Житкевич А.А. Макеев С. В.
Гомель 2010
Содержание
Задание. 3
1 Определение основных параметров привода и выбор электродвигателя. 4
2 Выбор материалов и расчёт допускаемых напряжений. 6
2.1 Выбор материалов для изготовления деталей редуктора. 6
2.2 Определение допускаемых контактных напряжений. 7
3 Определение основных геометрических параметров зубчатой передачи. 8
3.1 Расчёт величины межосевого расстояния. 8
3.2 Определение геометрических параметров зубчатых колёс. 9
4 Проверочный расчёт на прочность по контактным напряжениям.. 11
5 Расчёт валов и выбор подшипников. 12
6 Выбор посадок гладких цилиндрических соединений и расчёт допусков. 14
Список используемой литературы: 16
Приложение А Эскизная компоновка
1 Задание
Принципиальная схема одноступенчатого цилиндрического редуктора с горизонтальным расположением зубчатых колёс (рис. 1):
Исходные данные:
Мощность на ведомом валу двигателя: . Частота вращения ведомого вала: . Передаточное отношение: . Редуктор с горизонтальным расположением зубчатых колёс. Зацепление косозубое.
2 Определение основных параметров привода и выбор электродвигателя
Определим общий КПД привода:
где – КПД зубчатого зацепления цилиндрической передачи, ;
– КПД пары подшипников качения, .
Потребная мощность электродвигателя:
.
Определяем частоту вращения ведущего вала:
.
По каталогу электродвигателей выбираем электродвигатель асинхронный серии 4А закрытый обдуваемый (ГОСТ 19523 – 81); мощность ; ; скольжение ; отношение величин пускового и номинального вращающего моментов .
С учётом скольжения , определяем частоту вращения:
.
Определим погрешность расхождения:
.
Полученная погрешность меньше 4%.
Определяем угловые скорости валов редуктора:
;
.
Определяем мощность на валах:
;
.
Определяем крутящие моменты на валах:
;
.
3 Выбор материалов и расчёт допускаемых напряжений
Выбор материалов для изготовления деталей редуктора
При отсутствии особых требований к габаритам передачи для изготовления деталей зубчатой передачи наиболее целесообразно выбирать материалы со средними механическими характеристиками. Твёрдость материала должна при этом удовлетворять условию , что позволяет производить чистовое нарезание зубьев после термообработки. Для лучшей приработки зубьев шестерни и колеса и равномерного их износа твёрдость материала шестерни должна быть на 10-15 единиц Бриннеля выше твёрдости материала колеса: .
Для изготовления валов рекомендуется выбирать среднеуглеродистую сталь Ст 40X, Ст 45, Ст 5. Для изготовления деталей корпуса наиболее часто применяют чугуны СЧ 10 и СЧ 15.
Улучшение – закалка с нагревом до с последующим отпуском при нагреве до и охлаждении в воде или масле. Нормализация – термообработка с нагревом до и последующим медленным охлаждением. Закалка – нагрев до с последующим быстрым охлаждением в воде или масле.
Для изготовления шестерни выбираем сталь 35 ХМ с твёрдостью , пределом прочности , пределом текучести . Для изготовления колеса принимаем сталь Ст 35 ХНМА улучшенную с твёрдостью , пределом прочности , пределом текучести .При таком выборе материалов шестерни и колеса обеспечивается выполнение условия .
Для изготовления валов принимаем сталь Ст 45 Х, предел прочности , предел текучести .
Для изготовления деталей корпуса редуктора выбираем серый чугун марки СЧ 15, обладающий хорошими линейными свойствами.
3.2 Определение допускаемых контактных напряжений
Величина допускаемого контактного напряжения определяется по формуле:
где – предел контактной выносливости поверхности зубьев. Для зубчатых колёс при , ;
– коэффициент безопасности;
– коэффициент долговечности.
В качестве расчётного принимаем среднее значение допускаемого напряжения по условию:
где – допускаемое контактное напряжение зубьев шестерни, ;
– допускаемое контактное напряжение зубьев колеса, ;
Определяем пределы контактной выносливости материалов шестерни и колеса:
, .
Зубья шестерни и колеса будут иметь однородную по всему объёму структуру (термообработка – улучшение), поэтому принимаем коэффициент безопасности . Редуктор рассчитывается на 30000 часов работы при постоянной нагрузке, в этом случае коэффициент долговечности .
Допускаемые контактные напряжения материалов шестерни и колеса:
, .
Расчётное допускаемое контактное напряжение:
.
Принимаем .
4 Определение основных геометрических параметров зубчатой передачи
4.1 Расчёт величины межосевого расстояния
Величина межосевого расстояния определяется по формуле:
где – постоянный коэффициент;
– передаточное отношение ;
– приведенный модуль упругости материалов шестерни и колеса, ;
– крутящий момент на выходном валу, ;
– коэффициент концентрации нагрузки при расчётах по контактным напряжениям;
– коэффициент зависимости ширины колеса от величины межосевого расстояния;
– допускаемое контактное напряжение.
Для прямозубого зацепления , для стальных зубчатых колёс , предварительно определенный крутящий момент на ведомом валу . Принимаем коэффициент зависимости ширины колеса от величины межосевого расстояния . Тогда коэффициент зависимости ширины колеса от величины делительного диаметра определяется по формуле:
.
По графику определяем коэффициент концентрации нагрузки при расчётах по контактным напряжениям .
Полученные значения подставляем в формулу для определения межосевого расстояния:
.
В результате расчёта получили значение . Так как редуктор предназначен для мелкосерийного производства, то принимать стандартное межосевое расстояние не обязательно. Расчётное значение межосевого расстояния округляем по ряду нормальных линейных размеров . Принимаем .
4.2 Определение геометрических параметров зубчатых колёс
Ширину колеса определяем по формуле . Принимаем . Ширина шестерни должна быть на больше ширины колеса: .
Нормальный модуль зацепления принимаем в пределах:
.
Принимаем стандартный модуль зацепления .
При определении оптимального угла наклона зуба учитываем, что коэффициент осевого перекрытия должен соответствовать условию εβ >1,1.
Примем εβ =1,6. Угол наклона зуба, который должен быть в пределах 8°< β <20°, определяется по формуле
Тогдаугол наклона зуба к образующей делительного цилиндра
°
Суммарное число зубьев шестерни и колеса
Принимаем целое число
Число зубьев шестерни определяется по формуле . Число зубьев колеса .
Фактическое передаточное отношение: .
Определяем процентное отклонение от заданного значения (отклонение не должно превышать 4%):
.
Фактическая частота вращения ведомого вала редуктора
Отклонение действительной частоты вращения ведомого вала от заданной не должно превышать 4 %.
Величину угла наклона зуба уточняем при помощи формулы
°.
Делительные размеры шестерни и колеса:
; .
Фактическое межосевое расстояние:
.
Диаметры окружностей выступов шестерни и колеса:
;
.
Диаметры окружностей впадин шестерни и колеса (где – радиальный зазор):
;
.
5 Проверочный расчёт на прочность по контактным напряжениям
Условие прочности зубчатой передачи по контактным напряжениям:
.
где – коэффициент, учитывающий повышение прочности косозубых передач по контактным напряжениям (для прямозубого зацепления );
– стандартный угол зацепления, ;
– коэффициент расчётной нагрузки.
Окружная скорость определяется по формуле . Степень точности передачи назначаем 8. .
Коэффициент торцового перекрытия:
.
Коэффициент, учитывающих повышение прочности косозубых передач по контактным напряжениям:
.
Коэффициент расчётной нагрузки определяется по формуле:
,
где – коэффициент концентрации напряжений;
– коэффициент, учитывающий динамический характер приложения нагрузки. Определяется по графику в зависимости от окружной скорости и назначенного квалитета точности изготовления передачи.
.
.
Фактическое напряжение в линии контакта зубьев не должно превышать допускаемое более чем на 4 % и не должно быть менее допускаемого более чем на 20 %.
6 Расчёт валов и выбор подшипников
Определяем минимально допускаемые диаметры ведущего и ведомого валов редуктора из расчёта на кручение по пониженным допускаемым напряжениям:
где – допускаемое касательное напряжение, . Принимаем ;
– крутящий момент на i-ом вале редуктора, . На ведущем , на ведомом .
Для ведущего вала: .
По ряду нормальных линейных размеров принимаем . Так как минимальная разница диаметров вала одной ступени должна быть не менее , то назначаем следующие диаметры: – для установки уплотнительной манжеты и посадки внутренних колец подшипников; – для посадки зубчатого колеса. При выполнение условия целесообразно изготовить вал и шестерню в виде одной детали.
В нашем случае , поэтому вал и шестерню будем изготавливать в виде одной детали.
Для ведомого вала: .
По ряду нормальных линейных размеров принимаем . Диаметр для установки уплотнительной манжеты и посадки внутренних колец подшипников – ; для посадки зубчатого колеса – . Высота буртика – .
Подбираем подшипники:
По ГОСТ 7242-81 назначаем подшипники.
Для ведущего вала – подшипник 309 средней серии, у которого , , , , динамическая грузоподъемность , статическая грузоподъемность .
Для ведомого вала – подшипник 317 средней серии, у которого , , , , динамическая грузоподъемность , статическая грузоподъемность .
7 Выбор посадок гладких цилиндрических соединений и расчёт допусков
Для соединения зубчатого колеса с ведомым валом выбираем посадку Ø , для подшипников: на ведущем валу Ø и Ø , на ведомом – Ø и Ø .
Определим систему образования посадки: система отверстия.
Определим допуски по квалитетам отверстия и вала:
, .
Определяем значения основных отклонений вала и отверстия:
, .
Определяем оставшиеся отклонения (верхние):
, .
Изображаем схему расположения полей допусков.
Определяем характер соединения: исходя из взаимного расположения полей допусков имеет место посадка с натягом.
Определяем предельные размеры:
Определяем предельные и средний натяги (зазоры):
Определяем допуск посадки:
Список используемой литературы:
1 Конспект лекций по дисциплине «ТММ и ДМ».
2 Березовский Ю.Н., Чернилевский Д.В., Петров М.С.“Детали машин” М., “Машиностроение” 1983.
3 В.И. Врублевская Детали машин и основы конструирования Гомель, БелГУТ, 1991
4 В. Н. Кудрявцев Детали машин Ленинград, Машиностроение 1980
5 Д. С. Левятов Расчеты и конструирование деталей машин. М., Высшая школа, 1979
6 М. Н. Иванов, В. Н. Иванов Детали машин. Курсовое проектирование. М., Высшая школа, 1975