Механизм Система смазки Агрегаты
газораспределения системы
защиты
Система пуска двигателя
Кривошипно-шатунный механизм ( КШМ ) – механизм , преобразующий возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала .
Механизм передач ( МП ) – механизм , обеспечивающий привод механизма газораспределения и дополнительных агрегатов .
Механизм газораспределения ( МГР ) – механизм , обеспечивающий своевременный впуск в цилиндры двигателя свежего заряда и выпуск из них отработавших газов .
Система питания ( СП ) – система , обеспечивающая подачу топлива и воздуха в цилиндры двигателя в соответствии с порядком их работы .
Система охлаждения ( СО ) –система , обеспечивающая оптимальный тепловой режим двигателя при его работе .
Система подогрева ( С.под. ) – система , обеспечивающая тепловую подготовку двигателя перед его пуском в условиях низких температур .
Система смазки ( СС ) – система , обеспечивающая уменьшение трения между сопряженными поверхностями деталей двигателя , а также отвода тепла и продуктов износа .
Система пуска ( С.п.) –система , обеспечивающая пуск двигателя .
Термодымовая аппаратура ( ТДА ) – комплекс приборов и агрегатов , обеспечивающий постановку маскирующей дымовой завесы при ведении машиной боевых действий .
Наддув двигателя ( Н.дв. ) – комплекс агрегатов , обеспечивающий подачу воздуха в цилиндры двигателя под давлением выше атмосферного .
Система защиты двигателя ( СЗ ) – комплекс агрегатов и приборов , предназначенный для определения поражающих факторов и подачи команд на исполнительные механизмы .
Состоит из:
· системы гамма-защиты
· системы пожарного оборудования
· системы фильтрации воздуха .
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ :
ВМТ– самое верхнее положение поршня в цилиндре .
НМТ– самое нижнее положение поршня в цилиндре .
При положении в мертвых точках , давление газов на поршень не вызывает поворот коленчатого вала двигателя .
S– ход поршня – расстояние между крайними положениями поршня .
Ход поршня равен :
S=2h , где h-радиус кривошипа , т.е. величина , характеризующая конструкцию КШМ .
При отношении : S/D>1 – двигатель длинноходный
S/D<1 – двигатель короткоходный
S/D=1 – двигатель квадратный
Где D – диаметр цилиндра .
ВМТ Vc
D
Va S Vh
НМТ
При перемещении поршня от ВМТ к НМТ в цилиндре освобождается пространство , которое называется рабочим объемом цилиндра – Vh .
Когда поршень находится в ВМТ , над ним будет наименьшее пространство , называемое объемом камеры сгорания – Vc .
Рабочий объем цилиндра и объем камеры сгорания составляет полный объем цилиндра – Va
Va=Vh+Vc
В многоцилиндровых двигателях сумма рабочих объемов всех цилиндров выражается в метрах и называется литражём двигателя – Vhi .
Степень сжатия – E .
Степень сжатия – отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания , является безмерной величиной .
Е=Va/Vc=( Vh+Vc )/Vc
Число оборотов двигвтеля – ne при максимально эффективной мощности и Nemax .
Максимально крутящий момент двигателя :
Мкр.=716.2кгс.м( Ne/n )
Удельный расход топлива – qe(r/лс.ч) т.е. расход топлива на 1 лс. в час .
Значение удельного расхода топлива находится в пределах :
· для карбюраторных двигателей 210 – 280 г/л.с.ч.
· для дизельных 170 – 240 г/л.с.ч.
Литровый вес двигателя – qл оценивается отношением сухого веса двигателя к рабочему объему цилиндров ( кг. ) . Литровый вес характеризует степень конструктивного совершенства двигателя .
qл=Qдв./Vni , где Qдв – сухой вес двигателя ,
Vhi – литраж .
РАБОЧИЕ ЦИКЛЫ 4- ТАКТНОГО И 2- ТАКТНОГО КАРБЮРАТОРНОГО И ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЕЙ . ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО ЦИКЛА .
Рабочий цикл – это совокупность процессов , периодически повторяющихся в цилиндре двигателя в определенной последовательности во время движения поршня от одной мертвой точки к другой . Часть рабочего цикла , совершаемого за время одного хода поршня , называется тактом.
Рабочий цикл 4-тактного карбюраторного и дизельного двигателей .
Рабочий цикл в этих ДВС совершается за 4 хода поршня или оборота коленчатого вала .
Рабочий цикл состоит из следующих тактов :
· 1 такт – впуск ( r-a )
· 2 такт – сжатие ( a-z )
· 3 такт – рабочий ход ( z-b )
· 4 такт – выпуск ( b-z ).
Рабочий цикл 4-тактного карбюраторного и дизельного двигателя можно изобразить в виде индикаторной диаграммы :
Карбюраторный Дизельный
z z1,z2
Р P
кг/см2 кг/см2
с 3 в 3
с
r 1 r 1 в
Po 2 V 2 V
4 a 4 a
Vc Vh Vc Vh
Va Va
Индикаторная диаграмма 4-тактного карбюраторного и дизельного двигателя ( площадь )= действительной индикаторной работе цикла .
1. r-a-2 – открыт впускной клапан
2. в-r-4 – открыт выпускной клапан
3. r-4 – перекрытие клапанов , когда впускные и выпускные клапана открыты , происходит продувка цилиндров .
Впуск – поршень перемещается от ВМТ к НМТ , открыто впускное отверстие , вследствие увеличения объема создается разряжение .
Цилиндр заполняется :
· карбюраторный двигатель – свежим зарядом горючей смеси
· дизельный двигатель – воздухом
Сжатие – поршень движется от НМТ к ВМТ , впускные и выпускные отверстия закрыты .
· карбюраторный – рабочая смесь сжимается , благодаря чему улучшается перемешивание паров бензина с воздухом
с – подача электрической искры
· дизельный двигатель – воздух сжимается , высокая температура сжатого воздуха воспломеняет впрыскиваемое дизельное топливо
с – вспрыск топлива .
Рабочий ход ( сгорание и расширение )
· карбюраторный двигатель – сжатая рабочая смесь воспламеняется искрой
· дизельный двигатель – дизельное топливо самовоспламеняется
Впускные и выпускные отверстия закрыты , поршень под давлением расширяющихся газов перемещается от ВМТ к НМТ .
Выпуск– поршень движется от НМТ к ВМТ , открыто выпускное отверстие , отработанные газы выталкиваются из цилиндра .
Данные , характеризующие каждый такт , можно свести в таблицу :
Характерные Карбюраторные Дизельные
точки диаграммы
Р , кг/см2 Т*С Р ,кг/см2 Т*С
Конец впуска 0.75-0.85 90-125 2-3 (без надд. ) 90-125
0.75-0.85 10-90надд.
Конец сжатия 10-12.0 340-450 30-40 600-700
40-65 900-1000над
Начало рабочего 35-40 до 2000 70-93 1800-2000
хода 80-100 2000-2300над
Конец расширения 4-6 900-1100 3-5 700-950
Конец выпуска 1.10-1.20 300-400 1.10-1.20 300-400
Рабочий процесс 2-тактного двигателя совершается за один оборот коленчатого вала или за два хода поршня .
Первая особенность 2-тактного двигателя – не имеет клапанов .
Впуск рабочей смеси в цилиндр происходит через окно , а также и выпуск отработанных газов .
Вторая особенность – камера кривошипного механизма изолирована от наружнего (атмосферного) воздуха и выполняет роль продувочного насоса .
В 2-тактном двигателе поршень выполняет три функции :
· служит рабочем поршнем двигателя
· поршнем продувочного насоса
· золотником газораспределения , управляющим открытием и закрытием окошек.