Размеры зубцов, пазов, проводов и электрические параметры якоря

В машинах постоянного тока малой мощности применяются почти исключительно полузакрытые пазы якоря круглой, овальной, трапецеидальной и прямоугольной формы.

На рис. 2.4.1 представлены наиболее часто встречающиеся формы пазов якоря этих машин. Круглая форма пазов упрощает и удешевляет изготовление штампа для якоря, что снижает стоимость изготовления машины.

Обмотки якорей электродвигателей постоянного тока малой мощности выполняются преимущественно из круглого медного обмоточного провода с изоляцией марок ПЭЛ, ПЭТ, ПЭВ-2, ПЭТВ, ПЭФ-2, ПЭЛШО и ПЭЛШКО.

Рис.3.1 Формы пазов якоря:

а) круглый; б) трапецеидальный

Перечисленные марки проводов расшифровываются следующим образом:

ПЭЛ – провод эмалированный лакостойкий;

ПЭТ – провод эмалированный лакостойкий с повышенной теплостойкостью;

ПЭВ-2 – провод, изолированный высокопрочной эмалью в два слоя;

ПЭЛШО – провод, изолированный лакостойкой эмалью и одним слоем обмотки из натурального шелка;

ПЭЛШКО – провод, изолированный лакостойкой эмалью и одним слоем из шелка капрон;

ПБД – провод, изолированный двумя слоями обмотки из хлопчатобумажной пряжки

ПЭТВ – провод эмалированный лакостойкий с высокой теплостойкостью;

ПЭФ-2 – провод, изолированный фторопластовой эмалью в два слоя;

ПЭТКСОТ – провод эмалированный теплостойкий со стекловолокном в один слой.

Провода марок ПЭТВ, ПЭФ-2 и ПЭТКСОТ принадлежат к категории теплостойких обмоточных проводов, допускающих длительно температуру нагрева до 180÷200º С. Эти провода применяются в теплостойких малогабаритных электрических машинах специального назначения.

Провода марок ПЭЛ, ПЭТ, ПЭВ-2 обеспечивают высокий коэффициент заполнения паза, но не всегда достаточно надежны в отношениях изоляции, в особенности при относительно высоких напряжениях машины. Провода марок ПЭЛШО и ПЭЛШКО дают достаточно высокий коэффициент заполнения паза и надежны в отношении изоляции. При напряжениях машины 6–12 В можно ограничиться проводами марок ПЭЛ и ПЭТ, при напряжениях 12–30 В—проводами марок ПЭЛ, ПЭТ и ПЭВ-2 и при напряжениях 110 В и выше—проводами марок ПЭЛШО, ПЭЛШКО или ПБД.

В электродвигателях постоянного тока малой мощности допустимая плотность тока в обмотке якоря выбирается в зависимости от режима работы, типа исполнения и условий охлаждения и применения машины. Как известно, тепловой режим машины постоянного тока в основном определяется величиной произведения линейной нагрузки якоря на плотность тока в его обмотке AS·ja и условиями теплоотдачи.

При допустимой плотности тока ja в обмотке якоря для данного режима работы и условий применения машины наибольшее превышение температуры якоря над температурой окружающей среды в этом случае не будет превосходить допустимого значения. Для установления условий выбора этой плотности тока при различных режимах работы можно воспользоваться известными из теории кривыми нагревания во времени якоря машины.

Если воспользоваться известными уравнениями теории нагревания и охлаждения электрических машин, то для удельной тепловой загрузки наружной цилиндрической поверхности пакета якоря можно получить следующие соотношения:

при продолжительном режиме работы машины

Предварительное значение плотности тока в обмотке якоря двухполюсных электродвигателей малой мощности можно выбирать также по кривым (рис. 2.4.2) в зависимости от полезного вращающего момента [1].

Момент на валу электродвигателя определяется по уравнению

Н∙м. (2.4.5)

Предварительно сечение провода обмотки якоря

м². (2.4.6)

Сечение и диаметр провода окончательно выбираются по ближайшим большим данным из приложения 1

где –диаметры проводов без изоляции и с изоляцией.

Окончательная плотность тока в проводнике обмотки якоря

А/м2. (2.4.7)

Рис.2.4.2 Кривые допустимых плотностей тока в обмотке якоря двухполюсных машин постоянного тока малой мощности в зависимости от вращающего момента при продолжительном режиме работы и закрытом исполнении.

Площадь паза, занимаемая изолированными проводниками,

м2, (2.4.8)

где f0 =0,70 ÷ 0,74 — технологический коэффициент, учитывающий неплотности укладки проводников в пазы.

Площадь паза, занимаемая пазовой изоляцией

м2 (2.4.9)

где м — толщина пазовой изоляции из кабельной бумаги, лакированной ткани или электрокартона, выбираемая в зависимости от напряжения машины:

м при напряжении 6 — 12 В;

,м — периметр паза.

Площадь паза, занимаемая клином,

м2, (2.4.10)

где можно принять ширину клина

м (2.4.11)

и его высоту

м (2.4.12)

Общая требуемая площадь паза

м2, (2.4.13)

В практике расчета машин малой мощности большей частью пользуются понятием коэффициента заполнения паза изолированным проводом в виде отношения

, (2.4.14)

где , м2 — площадь поперечного сечения провода с изоляцией.

Величина коэффициента составляет

Рис. 2.4.3 Определение размеров паза якоря

В случае овальной или трапецеидальной формы паза с одинаковой толщиной зубца по высоте (см. рис. 2.4.1,б) для определения ширины и высоты паза удобнее прежде всего рассчитать минимальную толщину зубца:

, (2.4.16)

где Тл

При этом по соображениям механической прочности толщина зубца не должна быть менее 1 мм. Затем вычерчивается в увеличенном масштабе, часть окружности якоря с зубовым шагом t1 и наносится толщина относительно осей двух соседних зубцов (рис.2.4.3). После этого выбирается соответствующая высота паза , исходя из требуемой площади его и определяются bП1, bП2, hа.

При выборе следует иметь в виду необходимую высоту сердечника якоря в отношении допустимой индукции и механической прочности. Вообще, согласно опыту построенных машин малой мощности, высота сердечника якоря составляет

.м, (2.4.17)

диаметр вала

Ширина прорези паза (рис. 2.4.1)

, (2.4.18)

где большие значения коэффициента перед относятся к более тонким проводам.

Высота коронки:

м

Размеры трапецеидального паза можно вычислить:

, (2.4.26)

,

где ,

, (2.4.27)

. (2.4.28)

Проверка максимальной индукции в минимальном сечении зубца

Тл, (2.4.29)

где — коэффициент, учитывающий лаковую изоляцию между листами пакета якоря.

Максимальная индукция в зубцах якоря электродвигателей постоянного тока малой мощности продолжительного (длительного) режима по технологическим условиям обычно получается в пределах 1,3÷1,5 Тл. В отдельных случаях возможно некоторое превышение этих значений. Эскизы пазов якоря с укладкой обмотки даны на рис. 2.4.4.

Рис. 2.4.4 Укладка проводов обмотки якоря в круглый (а) и овальный (б) пазы:

1 — клин; 2 — обмотка; 3 —пазовая изоляция

Средняя длина проводника обмотки якоря.

При

, м, (2.4.30)

Сопротивление обмотки якоря в нагретом состоянии при расчетной температуре 0С

Ом, (2.4.32)

где Ом·м — удельное электрическое сопротивление меди при 0С, — коэффициент, учитывающий увеличение сопротивления обмотки при нагревании её от 0С до 0С. Падение напряжения в обмотке якоря при полной нагрузке.

В, (2.4.33)

Падение напряжения в обмотке якоря электродвигателей малой мощности составляет примерно 10÷20% от номинального напряжения машины.

Наши рекомендации