Меры по предотвращению пожаров ГТД и использование систем пожаротушения
6.12.1 Для предотвращения возникновения пожара ГТД необходимо:
а) своевременно очищать дренажные отверстия и трубы в газоотводе и раме ГТД;
б) следить за герметичностью и исправностью топливной и масляной магистралей, обращая особое внимание на гибкие соединения (шланги) подвода топлива и масла к агрегату;
в) контролировать исправность датчиков приборов пожарной сигнализации ГГТА;
6.12.2 Особое внимание пожарной безопасности следует уделять при запуске ГТД после неудавшегося пуска или расконсервации топливной аппаратуры.
6.12.3 На воспламенение в газоотводе или раме ГТД указывают следующие признаки:
а) возрастание температуры газов в газоотводе выше 500°С во время пуска ГТД;
б) возрастание температуры газов в газоотводе выше 300°С после остановки ГТД;
в) рост температуры под кожухом ГТД выше 200°С.
6.12.4 При воспламенении в газоотводе или под кожухом ГТД при пуске необходимо:
а) произвести экстренную остановку двигателя;
б) перекрыть доступ воздуха под кожух двигателя на охлаждение корпусов ГТД;
в) перекрыть поступление топлива и масла на ГТД;
г) включить систему пожаротушения ГТД и действовать согласно инструкции по пожаротушению агрегата.
6.12.5 После прекращения горения и снижения температуры в районе пожара необходимо при возможности произвести 2-3 холодных прокрутки и установить причину возникновения воспламенения.
6.12.6 После выявления причины воспламенения необходимо ее устранить и произвести необходимые ремонтные работы предварительно осмотрев:
а) электропроводку на отсутствие обгорания с одновременной проверкой сопротивления изоляции всего ЭО;
6) гибкие соединения (шланги), резиновые прокладки, манжеты на отсутствие пересыхания и обгорания;
в) при необходимости внутренние полости газоотвода и турбин.
6.12.7 После устранения повреждений необходимо не закрывая люков на теплоизолирующем кожухе запустить ГТД с целью проверки его исправности.
Системы масла, топлива и воздуха необходимо проверить на плотность.
Топливо и масло
6.13.1 Для работы ГТД необходимо использовать рекомендованные ИТИ или инструкциями судовладельца сорта топлива и циркуляционного масла.
6.13.2 Инструкции судовладельца по использованию топлива и циркуляционного масла должны разрабатываться с учетом тина ГТД и ОСТ 31.8003.
6.13.3 При работе ГТД на высоковязком топливе на судне должен быть предусмотрен запас маловязкого топлива в количестве, достаточном для работы ГТД в течение 2 суток.
6.13.4 При бункеровке топливом необходимо требовать от бункерной базы паспорт на принимаемое топливо. Особое внимание необходимо обращать при этом на вязкость топлива и процентное содержание в нем механических примесей, серы и сернистых соединений, ванадия, натрия, кальция, кремния и свинца.
6.13.5 При использовании высоковязких сортов топлива для предотвращения усиленного роста отложения и коррозионных разрушений в проточной части ГТД в топливо необходимо вводить рекомендуемые ИТИ или инструкциями судовладельца присадки.
6.13.6 В процессе приемки топлива и масла необходимо соблюдать требования по предотвращению попадания в принимаемое топливо или масло механических примесей и воды.
6.13.7 После длительной стоянии или разборки элементов системы топливная система подлежит промывке путем циркуляционной прокачки топливом.
6.13.8 В сроки, оговоренные ИТИ или инструкциями судовладельца, необходимо проверять качество циркуляционного масла. При выходе показателей качества масла за пределы нормы масло необходимо заменить или восстановить его качество с помощью имеющихся на судне средств.
6.13.9 При смене масла всю циркуляционную систему необходимо полностью освободить от старого масла, тщательно очистить и промыть чистым маслом.
Техническое обслуживание
Общие указания
7.1.1 Нормативная периодичность ТО ГГТА определяется утвержденными судовладельцем ПГТО, ИТО заводов-изготовителей сборочных единиц агрегата.
7.1.2 Нормативные сроки между ТО ГГТА могут быть изменены судовладельцем в зависимости от технического состояния и условий эксплуатации агрегата.
7.1.3 Выявленные в процессе ТЭ неисправности ГГТА, дефекты отдельных деталей и сборочных единиц подлежат немедленному устранению. В случае невозможности устранения выявленной неисправности или дефекта немедленно, необходимо эту неисправность или дефект устранить при первой возможности.
7.1.4 Все операции по ТО и устранению неисправностей необходимо производить только на остановленном ГТД.
7.1.5 При проведении осмотров и ТО необходимо использовать только штатные приспособления и исправный инструмент.
7.1.6 При осмотре проточной части ГТД через шахту забора воздуха необходимо предусмотреть мероприятия, исключающие проворачивание, холодную прокрутку или пуск ГТД.
7.1.7 При вскрытии проточной части ГТД и крышек редукторов необходимо соблюдать требования, исключающие попадание посторонних предметов в проточную часть ГТД и внутренние полости редукторов.
7.1.8 При вскрытии подшипников, редукторов, узлов и агрегатов средств автоматизации необходимо соблюдать безукоризненную чистоту. Жидкости для промывки деталей не должны содержать механических примесей.
7.1.9 При выполнении ТО необходимо особо оберегать от ударов и повреждений роторы компрессоров и турбин, лабиринтные уплотнения, валы, подшипники, зубья шестерен, колес и шлицевых соединений.
7.1.10 В связи с высокими температурными и динамическими нагрузками ряд деталей и сборочных единиц ГТД подлежат замене при выработке установленного формуляром срока. Перечень таких деталей и сборочных единиц приводится в формулярах ГГТА.
7.1.11 При замене ответственных деталей, крепежа, сборочных единиц, прокладочных и уплотнительных материалов необходимо строго контролировать соответствие применяемых материалов требованиям ИТО, а полученных для установки на ГГТА деталей и сборочных единиц - требованиям чертежей и технических условий.
7.1.12 Ответственные детали ГГТА необходимо проверять неразрушающими методами контроля. Для агрегата каждого типа номенклатура деталей, периодичность и виды неразрушающего контроля устанавливаются заводом-изготовителем или судовладельцем.
7.1.13 При сборке или ТО редукторов и ГТД необходимо проверять центровку валов. Если величина расцентровки превышает установленный допуск, необходимо произвести их центровку.
7.1.14 Зубчатые зацепления необходимо собирать по маркам, если числа зубьев шестерни и колеса имеют общий делитель.
7.1.15 При производстве замеров зазоров роторы ГТД и валы зубчатых передач необходимо всегда устанавливать в одно и то же радиальное и осевое положение, указанное в инструкции завода-строителя или судовладельца. При замерах зазоров валы не должны зависать на зубьях зацеплений и соединительных муфтах.
7.1.16 При проведении электросварочных работ на ГГТА запрещается проворачивание валов ГТД и редуктора. Роторы компрессоров и турбин должны иметь надежное электрическое соединение с корпусом ГТД при помощи специальных приспособлений, а редуктор и ГТД с фундаментом при помощи кабеля.
7.1.17 По окончании осмотров и ТО необходимо удалять с наружных поверхностей ГГТА посторонние предметы, топливо, масло и другие жидкости. Разрушенные или пришедшие в негодность участки термоизоляции должны быть восстановлены.
7.1.18 Решение сложных технических вопросов, связанных с заменой или оставлением в работе ответственных деталей, имеющих дефекты, повреждения или выработавших установленный формуляром срок службы, оформляются актом, утверждаемым судовладельцем. К таким вопросам относятся:
а) пожоги направляющих и рабочих лопаток турбин;
б) ремонт или замена ротора, имеющего остаточный прогиб, дефекты лопаточного аппарата, дисков;
в) изменение радиальных или осевых зазоров в проточной части в связи с имевшими место задеваниями или короблением;
г) ремонт или замена соплового аппарата и диафрагм;
д) пожоги и коробления камер сгорания;
е) повреждения уплотнений;
ж) ремонт или замена шестерен, колес, валов, соединительных муфт, муфт включения;
з) повреждения коробок приводов и корпусов ГТД;
и) неисправности подшипников;
к) продление эксплуатации частично изношенных деталей с соответствующим ограничением мощности ГТД.