Повороты разбавленные и концентрированные 3 страница
падает, например, почти в стойку на руках, рис. 121-а), увеличивается амортизация при падении на опорные звенья (исполнителя «залавливает» на опоре). Как итог — резко снижается общая энергетика движения, для возобновления которой пришлось бы развивать при отталкивании нереальные по величине усилия.
Конечно, теоретически, можно представить себе все полетные фазы опорного прыжка высокими, но для этого либо двигательный аппарат гимнаста, гимнастки должен быть вовсе не таким, каким его создала для нас природа (гораздо более сильным и механически прочным), либо прыжковые снаряды должны стать подобными, например, батуту, хотя и в этом случае некоторые трудности распределения мощностей отталкивания и высот полета обязательно сохранилось бы.
Итак: либо низкий стремительный наскок с хорошим вылетом после толчка руками, либо высокий наскок с низким тяжелым дви-
Уходящее понятие
жением во втором вылете. Впрочем, как говорилось, дано и третье — две примерно равных, но посредственных фазы полета. Выбор — дело вкуса, хотя очевидно, что первый вариант — наиболее грамотный и перспективный.
УХОДЯЩЕЕ ПОНЯТИЕ
В опорных прыжках недавнего прошлого бытовало понятие «замаха». Считалось, что «хороший прыжок» нужно делать непременно с «замахом». Это означало, что в момент постановки рук на снаряд тело должно быть достаточно высоко приподнято над опорой {рис. 121-а). При этом предполагалось, что чем выше замах, тем выше и класс исполнения. Сразу заметим, однако, что высокий замах вовсе не обязательно означает высокий полет (хотя это, по логике вещей, и подразумевается). Ведь можно, быстро сходя плечами вперед с мостика, иметь относительно невысокую траекторию ОЦТ тела (см. рис. 120-а), но быстро вращаться всем телом, и тогда ноги успевают подняться до положения высокого замаха.
Однако практический опыт, как всегда, вносил поправки в судейские и тренерские фантазии. Нетрудно было заметить, что прыжки с высоким замахом — вещь очень проблематичная, особенно при такназываемых «прямых» прыжках («лётом» и т. п.). Жизнь установила на этот счет свои мерки. Например, в программах и правилах соревнований писалось: «с замахом не ниже 30°». Более низкий наскок мог караться снижением оценки, а более высокий... редко кто и делал.
Объяснялось это тем, что от высоты замаха существенно зависит механика самого отталкивания. Если гимнаст, гимнастка делают прыжок типа переворота вперед, то высокий замах (рис. 121-а) сокращает оставшийся до приземления путь, но, одновременно, существенно ослабляется и'осложняется динамика взаимодействия с опорой при отталкивании руками (139). Биомеханически гораздо эффективнее более низкий стремительный наскок (б), сопровождающийся хорошо выраженным упруго-жестким «подседанием» тела на опоре, т. е. амортизацией (к.к. 1—2) с последующим мощным выталкиванием (к.к. 2—5). В этом случае некоторое увеличение углового пути до приземления с лихвой искупается резким повышением мощности движения, возрастанием высоты и времени полета. Тем более уместен низкий наскок, если это прыжки типа «лёта» (137).
Таким образом, характерное для современного состояния опорных прыжков повышение скорости набегания на мостик и общей
ПРЫЖОК_________________________________________________________
мощности прыжков требуют безусловно низкого, «настильного» движения тела не только при наскоке на ноги, но и при приходе на руки — с выраженным «стопорящим» эффектом отталкивания, и высокие «замахи», как символ «хорошего» прыжка здесь совершенно неуместны.
137. ИСТОРИЯ «ЛЁТА»: РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ЗАБВЕНИЕ
«Прямые» прыжки были на протяжении десятилетий главенствующими. Их делали не только мужчины, но и женщины. От простейших упражнений вроде прыжков ноги врозь через козла они дошли до очень сложных и трудных элементов типа прыжков лётом с поворотом на 360°.
Очень показательна и поучительна эволюция техники упражнений этого ряда (рис. 122).
Когда-то простейшие прыжки ноги врозь исполнялись с более или менее высоким замахом (136).На фиг. «показан такой «солидный» прыжок, хотя разведение ног в нем позволяло сделать его гораздо более упрощенным, низким.
На смену «разножке» у старших гимнастов пришел прыжок «согнувшись», «схилка» (б). Геометрия этого движения заставляла в любом случае использовать достаточно высокое движение, а значит и более интенсивные действия, так как в противном случае удовлетворительное приземление было бы невозможным. Забегая вперед, скажем, что по всей логике вещей дальнейшее развитие «схилки» должно было бы лежать в направлении прыжка прогнувшись — будущего «лёта», ибо структура прыжков согнувшись и прогнувшись принципиально одинакова, различаются лишь рабочие углы и мощность действий; уменьшение сгибания в тазобедренных суставах при одновременном повышении мощности этого действия должно было логически привести к тому, что позднее стало грамотным «лётом».
Но мысль тренеров и гимнастов внезапно перескочила сразу, как всем казалось, на более «чистую» форму прыжка прогнувшись (в). Гимнаст наскакивал с легким замахом на коня (к. Г), а затем — сохраняя прогнутое положение или чуть выпрямляясь (к.к. 1—2) — как бы проталкивал опору прямыми руками под себя, резко подавая плечи вперед и вверх. Это действие призвано было играть важнейшую роль «контртемпа», необходимого здесь для перемены вращательного движения с вращения вперед (в наскоке на руки) на вращение назад (перед доскоком). Таким образом, контрдействия поручались здесь
ПРЫЖОК
138. История переворотов: рождение
— расцвет...
в основном рукам и плечевому поясу, чего было явно недостаточно для выполнения мощного движения. В результате даже лучшие исполнители прыжка были вынуждены как-то компенсировать в полете недостаток «крутки», который здесь всегда ощущается. На фиг. в показан прыжок лётом образца 50-х годов: гимнаст вылетает после толчка руками, сразу сильно прогибается и делает круг руками назад-вверх-вперед (к.к. 2—4). Эти признаки лёта воспринимались тогда как стилевое завершение, оправдывающее название прыжка «прогнувшись». В действительности и гипертрофированное прогибание (если гимнаст вообще был на него способен), и круг руками служили цели поддержания вращения назад в полете до приземления. Без этих действий даже лучшие прыгуны не были способны справиться с «лётом».
Но прогресс не дремлет. Прошло время, и на рубеже 50—60-х годов в практику вошла передовая техника «кипы» (г): после невысокого, жесткого наскока (к. 1) гимнаст дополнительно, очень быстро и коротко прогибался (движение почти непроизвольное, возникающее как результат инерционного напора при возникновении опоры рукам о снаряд). При этом мышцы передней поверхности тела натягивались, и можно было выполнить мощное, ударное сгибание в тазобедренных суставах, которое как бы «пресекало» замах (к.к. 1—2). Синхронно с этим должны были работать руки и плечевой пояс — на выталкивание вверх. Таким образом, отталкивание получало характер генерализованного действия, в которое (в отличие от «ласточки» на фиг. в) включаются все основные суставные сочленения и группы мышц, что сразу резко повышало мощность отталкивания. Индикаторным положением для такого «лёта» было горизонтальное положение ног гимнаста конце «кипы» (к. 2).
По поводу новой техники «лёта» в свое время было много споров (ср. с описанием техники соскока лётом с перекладины, 46,47). Традиционалисты утверждали, что это профанация «классического» движения, но реальная жизнь победила. Скоро стало ясно, что техника «кипы» не только дает несравненно более высокий, легкий вылет вверх, но и возможность полета в совершенно прямом положении, а это, в свою очередь, означало, что возможен «лёт» с поворотом. И такой прыжок вскоре появился. Технически он совершенно сходен в основных своих действиях с аналогичным соскоком с перекладины (46,47).
Казалось, что теперь прыжкам лётом, которые освоили даже гимнастки, суждена долгая и славная биография. Были даже проекты освоения суперлёта с сальто назад (48). Но всему этому не суждено
было сбыться. Новое, бурное развитие получили прыжки переворотом вперед, и звезда «лётов» закатилась. А жаль! Лучшие современные прыгуны могли бы делать лётовые движения на вполне достойном уровне сложности и качества. Действительно, объективные трудности прыжков лётом выше, чем у большинства модных ныне переворотов вперед и «цукахар». Но если бы в технических комитетах ФИЖ заседали люди, несколько больше интересующиеся вопросами структуры, техники и реальной трудности гимнастических движений, они составляли бы оценочные таблицы с учетом истинной ценности упражнений, а не шли бы на поводу у моды.
138. ИСТОРИЯ ПЕРЕВОРОТОВ: РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ПЕРЕРОЖДЕНИЕ...
Прыжки переворотом делались испокон веков, но до 70-х годов нисколько не выделялись по трудности в сравнении с «прямыми» прыжками. Прыжки лётом, имевшие в 50—60-х годах широкое распространение, даже предпочитались как более достойные. И действительно, простые перевороты вперед по своим структурным признакам —упражнения более простые и физически легкие, чем «лёты» (несмотря на вращение через голову — вещь, в общем-то, для подготовленного гимнаста элементарную).
Нов 70-х годах произошла революция. Молодое поколение гимнастов-мужчин, дерзая, прорвалось на качественно иной уровень переворотов, добавив в эти прыжки одноименное сальто.
Этот переход дался мужчинам, а несколько позднее и женщинам, очень нелегко: чтобы ввести сальто в переворот, понадобился целый порядковый скачок, означавший формирование, по сути дела, совершенно новой модели гимнаста-прыгуна. При всем почтении к таким титанам как Чукарин, Оно, Муратов, Шахлинидаже более молодым, таким как Воронин, нужно сказать, что они бы не смогли в принципе освоить такой прыжок нового класса. Для этого нужна была изначально другая технико-физическая подготовка, ориентированная на более высокий уровень: нужно было научиться иначе бегать, иначе толкаться ногами и руками, по-другому вращаться. И это произошло, но произошло не вдруг. Между поколением ветеранов и новой плеядой прыгунов, которые стали все более успешно осваивать «переворот-сальто» , должна была «лечь» прослойка из прыгунов-пионеров, энтузиастов, которые захотели бы дерзнуть и разучить совершенно новые прыжки рискуя если не здоровьем, то — сиюминутным успехом и престижем. Впрочем, так оно всегда и бывает.
ПРЫЖОК
Не только руками
Сейчас ординарные прыжки типа «переворот-сальто» стали для мастеров не только доступными, но и довольно банальными, едва ли не элементарными. Это означает, что на смену естественным начальным формам должны были придти и пришли более сложные и разнообразные формы переворотов: «куэрво», «роче», «цукахара» и др. На рубеже 90-х годов эволюция прыжков этого класса подошла к уровню, на котором развитие вообще всяких полетных движений может стать особенно плодотворным и богатым. Это уровень освоения движений выпрямившись (26,28,156).Стало возможным освоение переворотов вперед и сальто с прямым телом, а, значит, и вполне доступное, без лишнего «героизма», исполнение двойных вращений, наиболее сложных поворотов и т. д. То же самое относится ко всем прыжкам типа «цукахара», а также к прыжкам с рондатовым наскоком на мостик, боковым сальто и т. п.
Но исторические пути неисповедимы. Развитие гимнастических упражнений, конечно, подчиняется определенным законам, но идет дорогой времени подобно рыцарю, который на распутье выбирает лишь один из возможных путей, тогда как есть и совсем другие... Гимнасты могли бы и дальше плодотворно развивать, например, «лётовЫё» прыжки, но предпочли более легкие и зрелищные прыжки переворотом. И это понятно, естественно и, в общем, предсказуемо. Советский гимнаст А. Углев впервые показал прыжок, который позднее стал называться «цукахара», и можно было дальше успешно развивать это направление (что и осуществили женщины), но довольно скоро прыжок «цукахара» переродился в движение другого типа, и это не сразу заме-тили даже судьи и деятели ФИЖ, не говоря о тренерах и гимнастах. Сейчас подлинный «цукахара» мужчинами почти не исполняется, а его место (часто с тем же названием) занял совсем другой прыжок (145).
НЕ ТОЛЬКО РУКАМИ
Комментируя эволюцию «лётов» (137),мы видели, что совершенствование отталкивания руками там протекало за счет вовлечения в работу — кроме рук и звеньев плечевого пояса — еще и других отделов двигательного аппарата. Достаточно вспомнить столь характерную для модернизированного лёта «кипу» — акцентированное сгибание в тазобедренных суставах.
А что же перевороты? Как там исполнялось и исполняется отталкивание руками?
Строго говоря, никакое (никакое вообще!) отталкивание, с какой опорой оно бы ни исполнялось (ногами, руками, тазом т. п.), выпол-
няется не только и не столько действиями в приопорных звеньях, сколько всем двигательным аппаратом. Думать (и, что самое главное — пытаться делать) по-другому значит совершенно не понимать сути этого важнейшего двигательного действия. С этой точки зрения, отталкивание в опорных прыжках всегда было и остается генерализованным действием, знаем мы об этом или не знаем.
Другое дело, насколько эти тотальные действия всем телом выражены и как они технически выстроены!
Поколения гимнастов и гимнасток, не знавших прыжков класса «переворот — сальто», во всех фазах прыжка, включая разбег, действовали, с современной точки зрения, довольно вяло, маломощно, так, что и отталкивание руками чаще выглядело как изолированная работа рук и плечевого пояса (рис. 121-а). Не слишком активно разбегаясь, гимнаст наскакивал на руки с высоким замахом (136),с прямым телом, и далее, стремясь сохранить это «правильное» положение, «переваливал» вперед, за вертикаль с финальным доталкивани-ем кистями и с посильными действиями в плечах. Такая техника была удовлетворительной для 50-х, начала 60-х годов, но ныне казалась бы очень тяжеловесной и примитивной, а главное — совершенно бесперспективной в отношении возможного усложнения движения. Но даже эта техника содержала в себе (не могла не содержать) зачаточные элементы генерализованного отталкивания, правда, плохо выраженные из-за низкой мощности действий в целом, начиная с разбега.
Но с годами произошло то, что и должно было произойти: гимнасты-мужчины и гимнастки стали действовать мощнее, напористее, и двигательный аппарат стал работать при переворотах иначе. На фиг. б— типичная картина отталкивания при современном перевороте вперед. Исполнитель наскакивает на руки с нарочито низким замахом (гимнастки напрыгивают на коня, ставя руки на его ближний скат — во избежание соскальзывания кистей); тело при этом практически прямое или едва прогнутое32 (к. 1). Затем следует хорошо выраженная фаза амортизации (к.к. 1—2), когда тело прыгуна жестко, но
32 Начальное прогибание биомеханически необходимо как технический элемент, заранее задающий направление будущего изменения формы тела и смягчающий компрессию, возникающую при наскоке на руки. Низкий наскок на большой скорости с совершенно прямым и жестким телом вызывал бы опасный, направленный вдоль позвоночника удар. Любопытная аналогия: фехтовальщики в ходе схватки все время подгибают лезвие оружия, чтобы при лобовом столкновении оно сразу более мягко амортизировало, не провоцируя опасных прокалывающих ударов.
ПРЫЖОК____________________________________________________________
упруго «подседает», подчиняясь инерционному напору. При показанной на рисунке технике это происходит за счет движения плечами вперед (но без «сваливания» ими!) с одновременным прогибанием тела в грудной и поясничной частях туловища и одновременным рессорным «проваливанием» плечевого пояса. Окончание этой фазы обычно сопровождается максимальным давлением руками на опору (к. 2).
Немедленно после упругого «подседания» на опоре начинается выталкивание тела вверх от нее (к.к. 2—5). В описываемом случае эта выталкивание связано с мощным выпрямлением тела, по возможности синхронным во всех суставах. Обратим внимание и запомним, что физически, и анатомически это однонаправленные действия, они дают удаление масс тела от поверхности коня при одновременном сгибании в плечевых, межпозвонковых и тазобедренных суставах. Поэтому здесь вполне уместен столь же быстрый, как само отталки -вание, перевод головы на грудь, который не только удобен для ориентировки в пространстве, но и рационален как средство стимуляции мышц-сгибателей.
Иногда, в ответ на рассказ о технике такого (казалось бы, для всех очевидного) отталкивания, можно слышать: неужели для хорошего толчка нужно вот так специально подседать, прогибаться, а потом выпрямляться?
Нет, конечно, специально делать этого ни в коем случае не следует хотя бы потому, что все это происходит непроизвольно и очень быстро (все отталкивание, особенно мощное, вообще длится чуть больше одной десятой секунды; за это время можно только моргнуть). Главная задача прыгуна при исполнении подобных действий — все время удерживать высокий мышечный тонус, действовать достаточно «жестко», и тогда все остальное получится «само собой» (сравните с жестко-упругим приходом на опору при отталкивании ногами). Поэтому тренеру следует, хорошенько разобравшись в описанной картине, подумать — о чем следует гимнасту сказать, а о чем лучше до времени умолчать (см. также 154)...
Итак, описанное мощное отталкивание выпрямлением, казалось бы, весьма рационально и естественно. Однако и тут есть свои оговорки, о которых также следует знать.
140. СКРЫТЫЙ ПОРОК ИЛИ ДОСТОИНСТВО?
Вернемся к технике переворотов. Мощное выпрямление (удлинение!) тела, предшествующее переходу в полет, — общее свойство всех отталкиваний, их обязательная принадлежность, без которой
___________ 140. Скрытый порок или достоинство?
отталкивание вообще не возможно. Но обратили ли вы внимание на то, что описанный выше традиционный переворот (не только простейший, но и с добавочным сальто) базируется на выпрямлении сгибанием"?
Давайте вдумаемся. Ведь это означает — ни больше, ни меньше — как наличие в этом отталкивании контрдействий по отношению к необходимому здесь вращению вперед.
В самом деле, посмотрим на.рис. 123. Переходя из положения, соответствующего окончанию амортизации (к. 2), в прямое положение при отрыве от опоры (к. 3), исполнитель не только удлиняет тело, отталкиваясь от поверхности коня, но и заставляет периферические звенья (ноги, нижние отделы туловища) столь же активно вращаться назад (на рисунке — по часовой стрелке), то есть.. .против вращения в перевороте вперед\ А мы знаем, что всякое такое действие должно влиять на вращение тела в полете, снижать его интенсивность.
И действительно, чем активнее выполняется описанное отталкивание, тем больший процент вращения тела теряется для переворота вперед. Иначе говоря, описанная техника не вполне идеальна, осо-
ПРЫЖОК
141. Накат + курбет + группировка
бенно если учесть высокий запрос на вращение в современных прыжках типа «переворот — сальто».
Что же делать? Можно ли как-нибудь избавиться от этой неприятной особенности такого отталкивания?
К сожалению, идеального решения этого вопроса не существует, хотя поводы для обсуждения более выгодных технических способов получения вращения тела при переворотах есть, и достаточно интересные (143).
А сейчас попробуем найти в описанной технике не только недочеты, но и достоинства.
Дело в том, что сочетание в одном движении технических средств, как способствующих основному вращению, так и противодействующих ему, создает интересные условия для гибкого управления движением.
Вспомним такие специфические движения, как сальто или перевороты сгибаясь-разгибаясь, к анализу которых мы уже обращались (23). Задача, с которой обычно сталкивается исполнитель таких упражнений, заключается в сохранении, ажелательно и наращивании, общей мощности движения (высоты полета и др.) при одновременном ограничении вращениятела.
Не являются исключением и опорные прыжки. В перевороте вперед сгибаясь-разгибаясь возникают те же проблемы. Если делать прыжок на полной мощности, но отталкиваться руками как в обычном перевороте, то «перекрут» неизбежен. Если же снижать мощность движения до уровня, при котором и плотное сгибание-разгибание, и приемлемый приход на ноги станут возможными, то упражнение будет выглядеть параметрически убогим (23).
Но правильное решение задачи есть, и достигается оно путем применения активного сгибания тела при отталкивании (б). В этом случае исполнитель не ограничивается сгибанием до выпрямления (как на фиг. а), а еще на опоре (к.к. 2—4) быстро сгибается до положения, естественно переходящего в полетную «щучку» (к.к. 4—6). Подчеркнем, что было бы грубой ошибкой или наивностью полагать, будто раннее сгибание на опоре — всего лишь своевременная («ранним темпом») подготовка сгибания-разгибания в полете. В действительности это принципиально необходимое здесь управляющее действие, позволяющее выполнить упражнение; так, и только так возможно построить данное движение.
Добавим также, что в переворотах вперед отталкивание со сгибанием вообще может служить регулятором вращения. Например, очень мощный переворот вперед (без сальто, но, допустим, с особен-
но сложным поворотом в полете) также потребовал бы, во избежание излишней «крутки» и падения вперед, хорошо взвешенных контрдействий при отталкивании (28).
В заключение посмотрите на изображение одного давно (и напрасно) забытого прыжка, который обычно называют «затяжным лётом». Действительно, это движение начинается действиями, похожими на традиционный «лёт» (137). Но отличия в том, что здесь замах выше (к. Г), а контрдействия на опоре (к.к. 1—2) не столь активны. В результате гимнаст вылетает вперед-вверх в положении вниз головой с выпрямленным телом и с сильно замедленным вращением вперед (к.к. 3—5), так, что может показаться, будто его вообще нет, но оно — есть! Нарочито поднятая голова и некоторое прогибание тела могут создавать дополнительное впечатление движения «лётом» и «зависания». Однако во второй части полета (к.к. 5— 7) гимнаст все же быстро «складывается» и, форсируя тем самым вращение вперед, заканчивает движение как переворот вперед. Таким образом, это, на самом деле, вовсе не вариант «лёта», а разновидность переворота вперед сгибаясь-разгибаясь.
Итак, что такое «контртемп», содержащийся в рассмотренной нами технической форме переворота вперед — скрытый порок или достоинство? Ни то, ни другое или, если угодно, и то и другое. Скажем так: это — структурная особенность данных движений, которую следует учитывать и, если нужно, умело использовать в работе.
141. НАКАТ + КУРБЕТ + ГРУППИРОВКА
В большинстве гимнастических и подобных им упражнений одной из первейших проблем всегда была и остается «крутка», то есть—заданное программой вращение тела на опоре и, в особенности, в полете.
Опорные прыжки, как одна из ярких полетных форм движений, связаны с этой проблемой теснейшим образом. В особенности это относится ко всем суперсложным элементам, где самая главная задача — «выкрутить». Впрочем, корректнее было бы сказать как—то так: вращаться ровно столько, сколько нужно, ни меньше, ни больше, то есть — уметь не только получать вращение, но и управлять им.
В свое время мы уже не раз касались этого кардинального вопроса, но обратимся к нему еще раз на конкретном примере опорных прыжков.
Анализируя особенности вращения тела в этих упражнениях, нужно учитывать три решающих фактора, определяющих особенности «крутки».
ПРЫЖОК _________________________________________________________
Первым из этих факторов мы назовем известный нам накат. Мы использовали его для характеристики вращений в соскоках с перекладины (20,21)и в других сюжетах. Повторение это не случайно, так как физический смысл наката на перекладине, брусьях разной высоты и других видах точно такой же, что и в опорных прыжках. Только технически это действие осуществляется по-разному. Так, если на перекладине это исполнение разгонных оборотов или наращивание амплитуды махов, то в опорных прыжках (см. также акробатику) это разбег, реализуемый в дальнейшем не только в перелете через снаряд, но и для получения вращения в опорных и далее в безопорных фазах движения.
На рис. 124 схематически показано действие наката (I) в виде сочетания разбега (а) с так называемым «перевернутым маятником» (б, в). Эффект «перевернутого маятника» заключается в том, что после поступательного перемещения, возникшего благодаря разбегу, то есть движения без вращения тела в целом, на тело гимнаста в опорных фазах накладывается связь с осью вращения. В результате, стремясь после разбега двигаться по инерции, тело гимнаста получает угловую скорость, направленную вперед.
Как нетрудно видеть, «перевернутый маятник» в опорных прыжках возникает и действует дважды: сначала тело гимнаста вращается вокруг мгновенной оси, проходящей через точку контакта ног с мос-
________________ 141. Накат + курбет + группировка