При соединении приемников треугольником
Цель работы— проверить соотношение между действующими значениями линейных и фазных токов при симметричных и несимметричных приемниках; построить векторные диаграммы напряжений и токов при симметричных и не симметричных приемниках, изучить влияние обрыва линейного провода на режим работы приемника; построить векторную диаграмму напряжений и токов при обрыве линейного провода,
6.1. Пояснения к работе
При соединении приемников треугольником фазные токи не равны линейным. Линейные токи можно определить по фазным, составив уравнение по первому закону Кирхгофа для узлов a, b, c (рис. 6.I):
IA = Iab - Iac; IВ = Ibc - Iab; IС = Ica - Ibc; (6.1)
По (6.1) определяют графически линейные токи, для чего пользуются векторной диаграммой фазных токов.
Порядок построения векторной диаграммы следующий.
Задаются плоскостью комплексных чисел, для чего проводят оси действительных и мнимых чисел. Рекомендуется проводить ось действительных чисел под углом 60° к горизонтальному краю листа (рис. 6.1,а).
Векторы напряжения Uab направляют по оси действительных чисел, затем с учетом сдвига фаз под углом +120° строят вектор Uca и под углом -120° вектор Ubc.
В фазу bc включено активное сопротивление, поэтому вектор фазного тока Ibc совпадает по фазе с Ubc. Вектор Ica проводят под углом +90° по отношения к Uca. вследствие того, что в фазе ca включена емкость.
В фазу ab включена катушка индуктивности, комплексное сопротивление которой
(6.2)
Фазный ток
(6.3)
где ; ; ; и определяют по векторной диаграмме
, для чего необходимо исследовать последовательную цепь, содержащую реальную катушку индуктивности и резистор R1 (рис. 6.2,б).
Рис. 6.1. Схема трехфазной цепи при соединении фаз несимметричного приемника треугольником (а); векторная диаграмма токов и напряжений мой цепи (б)
Рис. 6.2. Схема цепи для определения активного Rk и реактивного Хk сопротивлений катушки индуктивности (а); векторная диаграмма для определения Rk (б).
6.2. Выполнение работы
6.2.1. Подготовка к работе
При подготовке к лабораторной работе студент обязан выполнить следующие требования:
изучить по материалам конспекта лекций и по учебнику раздел "Соединение элементов трехфазной цепи треугольником";
освоить построение векторных диаграмм для цепи с симметричными и несимметричными приемниками;
получить у преподавателя номер варианта (табл. 6,1) и заполнить табл. 6.2.
Приготовить протокол по форме.
6.2.2. Выполнение исследований
1. Собрать схему (рис. 6.3) для исследования цепи с активной симметричной нагрузкой и в фазы приемника ab, bc, ca включить элементы наборного поля согласно заданному варианту. Номера элементов выбрать по табл. 6.1.
2. Выполнить опыт №1. Измерить фазные и линейные токи, фазные напряжения, данные занести в табл. 6.3.
З. Собрать схему для исследования цели с несимметричной нагрузкой. В фазы приемника включить элементы, номера которых для каждого варианта выбрать по табл. 6.1.
4. Провести опыты № 2-4. Измерить линейные и фазные токи и напряжения, данные занести в табл. 6.3.
5. Провести опыт для определения активного Rk и реактивного Хk сопротивлений катушки индуктивности. Для этого собрать цепь (рис.6.2.a ), подключить ее к фазному напряжению UA , подать на исследуемую цепь напряжение U, измерить URи UK, IK. Данные измерений занести в табл. 6.4.
6. Рассчитать мощности всех фаз и общую мощность цепи, данные расчетов занести в табл. 6.5.
7. Построить векторные диаграммы токов и напряжений для всех проделанных опытов 1-4,
6.3. Контрольные вопросы
1. В чем преимущества приемников, соединенных треугольником?
2. Как определяют линейные и фазные токи?
3. Как определяют напряжения и токи в симметричном приемнике при обрыве линейного провода и коротком замыкании одной из фаз?
4. Как изменится активная мощность симметричного трехфазного приемника при переключении его фаз с треугольника на звезду?
5. Способы повышения коэффициента мощности симметричных трехфазных приемников.