Ремонт ВУЗ без разборки на элементы

Ремонт ВУЗ без разборки на элементы заключается в:

1) очистке поверхностей снарядов и гильз от старой консервационной смазки, загрязнений, коррозии и дефектного защитного покрытия;

2) исправлении дефектов соединения снаряда с гильзой;

3) устранении дефектов среза разрывного заряда, резьбы очка снаряда под взрыватель;

4) восстановлении защитного и консервационного покрытия;

5) восстановлении знаков маркировки.

Ремонт ВУЗ проводят в следующей последовательности:

1. очистить поверхности от старой консервационной смазки и загрязнений;

2. провести контроль на пригодность к ремонту;

3. вывинтить КВ, очистить резьбу гнезда гильзы, провести визуальный контроль состояния картуза воспламенителя и расположения воспламенителя в гильзе;

4. проверить качество крепления снаряда с гильзой и исправить дефекты соединения снаряда с гильзой;

5. вывинтить пластмассовую пробку и очистить резьбу очка снаряда от смазки;

6. проверить состояние и устранить дефекты среза разрывного заряда и рост разрывного заряда;

7. проверить состояние и устранить дефекты резьбы очка снаряда;

8. очистить поверхность ВУЗ от дефектного защитного покрытия и продуктов коррозии;

9. проверить состояние корпусов снаряда, гильзы и устранить дефекты (заусенцы, вмятины, выбоины);

10. восстановить или нанести новое защитное покрытие;

11. исправить или нанести вновь маркировку на ВУЗ;

12. ввинтить КВ и пластмассовую пробку;

13. нанести консервационную смазку;

14. упаковать ВУЗ в тару.

1. Перед осмотром и ремонтом с наружной поверхности ВУЗ снимают старую консервационную смазку на роликах вращения с механическим приводом (с частотой вращения не более 60 об/мин) или технологических столах, оборудованных рейками для прокатывания по ним ВУЗ. Смазку снимают скребками из цветного металла или деревянными, с последующей протиркой ветошью, смоченной в уайт-спирите. С кумулятивных снарядов консервационную смазку снимают только вручную.

2. После снятия консервационной смазки проводят сплошной визуальный контроль ВУЗ на их пригодность к ремонту. При контроле отбраковывать ВУЗ опасные в обращении; запрещенные к применению согласно Перечню боеприпасов и директив ГРАУ; имеющие дефекты, по которым снаряды относятся к третьей категории согласно Инструкции по категорированию боеприпасов.

ВУЗ, имеющие вмятины допустимых размеров на корпусе гильзы, проверяют на вхождение в поверочную камору, при этом ВУЗ вводить в камору с усилием не более 25 кГс до упора фланца гильзы во входной торец каморы. Перед проверкой вывинчивать КВ.

3. КВ вывинчивают вручную ключом или на приспособлениях с ручным приводом ключа (штурвальным ключом). Допускается вывинчивать КВ на станках с механическим приводом, установленных в кабинах. Тугосидящие КВ вывинчивают вне потока в отдельном помещении после извлечения из гильз метательного заряда.

После вывинчивания КВ: осмотреть резьбу гнезда; протереть гнездо гильзы ветошью, смоченной в уайт-спирите и протереть гнездо гильзы насухо чистой ветошью; проверить расположение воспламенителя относительно огнепередаточного отверстия гильзы (допускается смещение черного кружка воспламенителя на величину менее 3/4 диаметра отверстия); проверить прочность картуза воспламенителя.

Наплывы лака, порошкообразные продукты коррозии, смазку и другие загрязнения удалять из гнезда гильзы деревянными или латунными скребками. После чистки допускаются остатки лака и незначительная коррозия резьбы гнезда.

4. Круговой и односторонний зазоры между ВП снаряда и срезом дульца гильзы контролируют визуально с помощью щупов. Отсутствие шатания снаряда в дульце гильзы под действием собственной массы проверяют прокатыванием ВУЗ по двум параллельным рейкам, расположенным под гильзой, и приложением незначительного усилия руки. Отсутствие проворачивания снаряда в дульце гильзы проверяют поворотом снаряда вокруг своей оси усилием руки.

Круговой отход дульца гильзы от ВП снаряда, шатание или проворачивание снаряда в дульце гильзы исправляют на станках типа ПСЗр.

После устранения перекоса и шатания снаряда в дульце гильзы ВУЗ проверяют на вхождение в камору в поверочную камору, при этом ВУЗ вводить в камору с усилием не более 25 кГс до упора фланца гильзы во входной торец каморы.

5. Пластмассовые пробки из очка снаряда вывинчивают ключом вручную или на станке типа КУ-009. Невывинчивающиеся ключами №8 или №9 пластмассовые пробки вывинчивать из очка трубным ключом или выбивать латунным зубилом и молотком. Смазку с резьбы очка снаряда удаляют на роликах вращения или технологических столах вручную деревянным скребком или волосяными щетками путем давления на резьбу с последующей протиркой ветошью, смоченной в уайт-спирите.

6. Состояние среза разрывного заряда контролируют визуально по контрольному образцу. Глубину сколов и раковин на срезе разрывного заряда замерять глубиномером индикаторным ГИ.

Острые кромки допустимых сколов среза разрывного заряда зачищают латунным скребком. Выкристаллизовавшийся тротил в виде мелких игольчатых кристаллов удаляют ветошью, смоченной в уайт-спирите, с последующей протиркой насухо чистой ветошью.

Расстояние от головного среза снаряда до среза разрывного заряда контролируют глубиномером. Если расстояние от головного среза снаряда до среза разрывного заряда будет меньше, указанного в Инструкции по техническому осмотру боеприпасов (Например для РГМ-2, В-429, В-90, ГВМЗ-7, М-12 – 46,8 мм), то проводят рассверловку разрывного заряда.

ВВ рассверливают на приспособлении с ручным приводом сверла (допускается на станке с механическим приводом со скоростью вращения сверла не более 150 об/мин).

После подчистки сколов и рассверловки разрывного заряда резьбу и зарезьбовую часть очка снаряда обезжиривают и протирают сухой ветошью.

Срез разрывного заряда протирают чистой ветошью, наносят слой лака и после высыхания лака наносят черным цветом маркировку по образцу:

Ш 02-000 где Ш - условный знак, указывающий, что заряд подвергался рассверловке (шарошке); 02 - год рассверловки; 000 - шифр базы, производившей рассверловку заряда.

7. Резьбу очка снаряда очищают от продуктов коррозии на механическом станке или вручную, применяя в качестве рабочего инструмента ерш из металлической проволоки, кардоленту или шлифовальную шкурку. Зарезьбовую поверхность очка снаряда чистят вручную металлической щеткой. После чистки резьбу и зарезьбовую часть очка протирают чистой ветошью, смоченной в уайт-спирите и отжатой от его избытка, с последующей протиркой сухой чистой ветошью. Зарезьбовую часть очка снаряда после чистки и протирки покрывают лаком.

Резьбу очка снаряда после чистки проверяют проходным резьбовым калибром-пробкой или контрольным взрывателем. Контроль проводить у первых 5% поданных на ремонт ВУЗ каждой партии, если при этом будут обнаружены снаряды с неисправной резьбой очка, то проводить сплошной контроль.

Деформированную резьбу очка снарядов подвергают метчикованию вручную, при этом допускается применять механические станки. В качестве рабочего инструмента применять калибровочный метчик.

После метчикования резьбу очка снаряда протирают сухой ветошью и контролируют проходным резьбовым калибром-пробкой или контрольным взрывателем, а затем непроходными резьбовым калибром-пробкой. Непроходной резьбовой калибр-пробка не должен ввинчиваться в резьбу от усилия пальцев руки.

8. Дефектное защитное покрытие с поверхностей ВУЗ удаляют в зависимости от степени коррозии и повреждения. Защитное покрытие удалять полностью при его повреждении (коррозия, сдиры) общей площадью более 25% поверхности снаряда; 15 % поверхности латунных гильз (покрытие стальных гильз удалять полностью только после разборки выстрела). При меньшей площади повреждений зачищать места повреждений и удалять продукты коррозии, максимально сохраняя годное защитное покрытие.

Отдельные участки поверхности ВУЗ от коррозии и дефектного защитного покрытия зачищают вручную металлическими щетками, шлифовальной шкуркой, а также на механических станках типа АВР-СА. Допускается полностью снимать защитное покрытие на дробеструйной или абразивноструйной установке. При чистке на станках скорость вращения ВУЗ не должна превышать 150 об/мин, при этом не допускать нагревания поверхности ВУЗ до температуры свыше 400С.

9. При визуальном контроле качества чистки допускаются раковины, образовавшиеся в результате поражения снаряда коррозией глубиной не более 0,5 мм на поверхности ЦУ, не более половины выступающей части ВП, 1 мм – на остальной поверхности снаряда. ВУЗ, у которых раковины занимают больше половины наружной поверхности снарядов, а также ВУЗ, у которых ЦУ снарядов сплошь поражены раковинами, ремонтируют с разборкой на элементы. Поверхность стальных гильз должна быть полностью очищена от продуктов коррозии. Допускаются отдельные раковины глубиной до 1/3 толщины стенки гильзы.

Забоины и заусенцы на фланцах гильз, ЦУ и ВП снарядов зачищают напильником до полного удаления острых кромок и наплывов металла в местах забоин. Контроль размеров и глубины дефектов поверхностей ВУЗ проводят визуально по контрольным образцам.

Размеры (диаметры) ЦУ и ВП снарядов после чистки на механических станках проверяют гладкими непроходными калибрами-скобами. Калибр-скоба не должен проходить под действием собственной массы.

Сплошной контроль на отсутствие недопустимых зазоров в стыке между корпусом снаряда и элементами снаряда (головкой, запальным стаканом, наконечником и др.), выступания прижимных винтов, крепящих элементы снаряда (головки, втулки) проводят осмотром с применением щупов.

Сплошной контроль прочности крепления элементов снаряда (запального стакана, головки, втулки, наконечников и др.) к корпусу проверяют проворачиванием от усилия руки.

10. Перед нанесением лакокрасочного покрытия (ЛКП), поверхность ВУЗ тщательно обезжиривают не менее двух раз протиркой поверхности чистой ветошью или тканью, смоченной в уайт-спирите и отжатой от его избытка, а затем протирать сухой чистой ветошью или тканью или обдувать сжатым воздухом. Качество подготовки наружной поверхности к нанесению защитного покрытия проверяют протиркой ее чистой сухой белой салфеткой из ткани или чистым тампоном из марли. После протирки на салфетке (тампоне) не должно быть загрязнений. Максимально допустимое время между обезжириванием и нанесением защитных покрытий должно быть не более 4 часов.

ЛКП наносят при температуре от 15 до 300С и относительной влажности воздуха не более 80%. Для нанесения грунтовки на поверхность снаряда применяют жесткие кисти, а для окрашивания и лакирования - мягкие кисти.

Окраску кистью проводят на окрасочном станке типа СО-031МА или на роликах с механическим или ручным приводом. Окраску пневматическим или безвоздушным распылением проводят в окрасочных камерах, при этом ВУЗ на подвесной конвейер подвешивают за технологическую подвеску.

Окрашенные и лакированные ВУЗ сушат в сушильных камерах или специально оборудованных помещениях цеха при температуре не выше 400С. Степень высыхания ЛКП допускается проверяют с помощью марлевого тампона.

Качество наносимых слоев ЛКП контролируют: по внешнем виду (сплошной контроль); по толщине покрытия (выборочный контроль); на адгезию (выборочный контроль).

Контроль толщины ЛКП проводят: проходным калибром-кольцом (для ЦУ и ВП снарядов, а также для ЦУ мин калибра 240 мм); калибром-трубой (для мин калибра 82 и 120мм, АРМ), гранатометных выстрелов; калибром-проймой (для стабилизатора мин); калибром-макетом (для запальных стаканов снарядов и мин, трубок стабилизаторов мин).

При частичном исправлении ЛКП ЦУ снаряда, контролю на вхождение в калибр-макет подвергать 5% от их числа в партии. Если проводилась полная замена ЛКП на ЦУ снаряда, то снаряды подвергать сплошному контролю на вхождение в трубу калибра-макета.

Адгезию покрытия («прилипание краски») проверяют на трех-пяти изделиях от сменной выработки не реже двух раз в смену. На испытуемом покрытии делают надрезы скальпелем и оценивают адгезию с помощью лупы.

ВУЗ, подвергавшиеся до окраски чистке на механических станках, после высыхания ЛКП проверять на вхождение в поверочную камору, при этом ВУЗ вводить в камору с усилием не более 25 кГс до упора фланца гильзы во входной торец каморы. Контролю подвергать 5% ВУЗ от их количества в партии.

11. Маркировку и отличительную окраску на снаряды наносят одним из следующих методов: прокатыванием ВУЗ по вырезанному резиновому трафарету, покрытому маркировочной краской; наложением на ВУЗ резинового трафарета, знаки которого покрыты маркировочными красками и эмалями различных цветов; распылением или промазыванием кистью (тампоном) через трафарет маркировочных красок или эмалей различных цветов.

Отличительные полосы на снаряды и гильзы допускается наносить жесткой кистью на роликах вращения.

Частично стертые знаки маркировки восстанавливают художественной кисточкой, пером, заостренной палочкой, ручкой от фломастера и т.п., смоченными маркировочной краской (эмалью).

При нанесении маркировки поверхность ВУЗ, предназначенную для нанесения маркировки, протереть за два раза ветошью, смоченной в уайт-спирите, а затем насухо чистой ветошью. Маркировку на латунной гильзе покрывают лаком мягкой кистью, при этом слой лака должен быть ровным без наплывов, просветов и посторонних включений.

12. Перед ввинчиванием КВ вывинтить из гнезда гильзы ключом вручную или механическим ключом типа КУ-009 технологическую пробку, протереть резьбу гнезда ветошью, смоченной в уайт-спирите, а затем насухо чистой ветошью.

КВ ввинчивают на герметике, электроударные втулки ГУВ-7 – на мастике. Сначала ввинтить рукой на два-три оборота КВ в гнездо гильзы, затем довинтить КВ до отказа ручным или механическим ключом и окончательно затянуть КВ ручным ключом с возможно большим усилием.

Ввинченные КВ не должны выступать над плоскостью дна гильзы. КВ, выступающие за срез дна гильзы, довинчивают усиленным ключом (при необходимости заменяют КВ на новую).

Суммарная величина утопания корпуса КВ (ГУВ-7) и прогиба дна гильзы допускается: для ВУЗ, комплектуемых КВ-5, КВ-5У, в пределах от 0 до 0,3 мм; для ВУЗ, комплектуемых ГУВ-7, в пределах от 0,1 до 0,5 мм;

Суммарную величину утопания КВ и прогиба дна гильзы измеряют индикаторным прибором КВ-001М. При отсутствии прибора КВ-001М утопание КВ допускается проверять щупом и поверочной (лекальной) линейкой.

Если величина утопания КВ и прогиба дна гильзы больше допустимой, вывинтить КВ, подложить под ее фланец проваренное в парафине картонное или бумажное кольцо и вновь ввинтить КВ.

После исправления дефектов проводить повторную проверку суммарной величины утопания КВ и прогиба дна гильзы.

Пластмассовую или металлическую пробку в очко снарядов ввинчивают ручным ключом или ключом, закрепленным на валу станка типа КУ-009.

Перед ввинчиванием резьбу очка снаряда обезжиривают за два раза протиркой ветошью, смоченной в уайт-спирите, затем на резьбу и под фланец пробки наносят смазку.

13. Перед нанесением консервационной смазки на поверхность ВУЗ проводят сплошной визуальный контроль ВУЗ.

Стык дульца гильзы с корпусом снаряда и залакированные ЦУ и ВП покрывают пушечной смазкой, разогретой до температуры от 80 до 900С. Смазку наносят на роликах вращения или на технологическом столе с направляющими планками вкруговую на стык снаряда с дульцем гильзы, лакированные ЦУ и ВП снарядов.

Стык снаряда с дульцем гильзы перекрывают смазкой на расстояние от 10 до 15 мм, а ЦУ и ВП - от 6 до 8 мм в обе стороны. Нанесенный слой смазки должен быть сплошным, ровным и тонким, просветы и пузыри не допускаются.

Наружную поверхность стальных и латунных гильз покрывают консервационной смазкой, представляющей собой смесь пушечной смазки с уайт-спиритом в соотношении 2:3. Смазку наносят ветошью.

14. Упаковывание боеприпасов:Отремонтированные и сортированные ВУЗ упаковывают в новую или отремонтированную тару согласно схеме упаковки, указанной в КД на боеприпасы. В один ящик укладывают выстрелы со снарядами только одного знака массы, за исключением последних одного-двух ящиков каждой партии.

Для упаковывания боеприпасов применяют механические укладчики типов ПУ-151, ПУ-102, ПУ-201, ВСВ-151, МВ-151 или грузоподъемные механизмы с ручными или электрическими талями. Допускается укладывать боеприпасы вручную.

Боеприпасы укладывают в тару таким образом, чтобы маркировка, нанесенная на боеприпасах, читалась при открывании крышки тары.

Вкладыши, прокладки, макулатура и другие материалы, применяемые для закрепления боеприпасов в деревянных ящиках и металлической таре, должны быть чистыми и сухими и не должны иметь следов плесени, влаги, загрязнений. В местах соприкосновения боеприпасов с вкладышами тары прокладывают полоски из парафинированной бумаги. Бумагу парафинируют погружением на 2-3 минуты в расплавленный парафин, имеющий температуру от 100 до 1100С. Вкладыши должны быть пропитаны в петролатуме, допускается вкладыши в местах соприкосновения с боеприпасами покрывать олифой или грунтовками.

С внутренней стороны крышки ящика приклеивать ярлык следующего образца:

36 – 75 – 34 РЕМ – 02 – 53 10 шт. Упаковщик № 00 где 36 – номер партии сборки (снаряжения, изготовления) боеприпасов; 75 - год сборки (снаряжения, изготовления); 34 – шифр предприятия, проводившего сборку (снаряжение, изготовление); РЕМ – надпись о проведении ремонта; 02 – год проведения ремонта; 53 – шифр базы, производившей ремонт; 10 шт. – количество упакованных боеприпасов; № 00 - номер или фамилия упаковщика.

Перед закрыванием крышки ящика проводят контроль правильности укладки и крепления боеприпасов, соответствия маркировки на боеприпасах и ящике, наличия необходимых ярлыков, отличительной окраски, состояния ЛКП, консервационной и герметизирующей смазки. Крышку ящика после упаковывания боеприпасов закреплять замками к корпусу ящика, в замки вставлять стопорные вилки.

Содержание маркировки, размеры и места нанесения знаков маркировки на деревянные ящики и металлическую тару определять по КД, ТУ на маркировку, ОСТ В 84 – 1739, приказу МО РФ. Маркировку наносить через трафарет кистью или краскораспылителем. Маркировочные знаки не должны стираться влажной и сухой ветошью.

    ВТП.04. Организация и производственная деятельность арсеналов и баз Тема 4 Занятие 2

Технологическая карта

На учебное место №2

«Разборка артиллерийских выстрелов и ремонт их элементов»

Артиллерийские и минометные выстрелы разбирают только после приведения их в неокончательное снаряжение (исключение - ВУЗ, снаряды которых снаряжены донными или головодонными взрывателями типа В-15).

Разборка ВУЗ заключается в вывинчивании капсюльной втулки (КВ), распатронировании выстрела, вывинчивании донного взрывателя из бронебойного снаряда, извлечении из снаряда трассерного узла, извлечении из гильзы метательного заряда.

Разборка ВРГЗ заключается в вывинчивании КВ, извлечении из гильзы метательного заряда, извлечении из снаряда трассерного узла.

Последовательность разборки:

· вывинтить КВ вручную ключом или на приспособлениях с ручным приводом ключа (штурвальным ключом), при этом ВУЗ или заряд в гильзе ВРГЗ закреплять в зажиме.

· распатронировать ВУЗ на механических станках типа ПР-103, ПР-104М или на ручных станках типа ПСЗр-134М, ПСЗр-133, ПСЗр-082.

· извлечь фиксирующую систему: При разборке ВУЗ фиксирующее устройство, флегматизатор, размеднитель и пламегасители извлекают из гильзы вручную (допускается использовать для этой цели специальный латунный крючок).

При разборке зарядов в гильзах к ВРГЗ усиленную и нормальную крышки извлекают за тесьму (допускается применять рычажные приспособления и станки с механическим или ручным приводом, а также сжатый воздух давлением не более 3 кГс/см2, который подавают внутрь гильзы через гнездо под КВ). Состав ПП 95/5 с дулец гильз зарядов удаляют деревянными или латунными скребками после извлечения усиленных крышек.

· извлечь из гильзы метательный заряд: Для извлечения зарядов из зерненого пороха, собранных в гильзе без картуза, перевернуть гильзу с зарядом дульцем вниз и высыпать порох в сборку.

Для извлечения заряда, собранного в гильзе в картузе, извлечь заряд за чуб картуза (если заряд в картузе не извлекается, то развязать чуб картуза, высыпать зерненый порох в специальную кружку, извлечь картуз и вновь засыпать в него порох).

Для извлечения из гильзы заряда из трубчатого пороха, используется приспособление утряски зарядов (ЗУП-151).

§ извлечь из снаряда трассерный узел: из оперенных подкалиберных снарядов трассеры извлекают после вывинчивания трассерной гайки легким постукиванием деревянным молотком по корпусу. Тугосидящие трассеры удаляют высверливанием с обильной подачей воды. Трассеры в оболочках (гильзах), вставленные в трассерные гайки и каморы снарядов без лака, извлекать клещами. Оболочные и безоболочные трассеры, вставленные в трассерные гайки на лаке или суриковой замазке, выпрессовывают на рычажном приспособлении.

Ремонт снарядов

Ремонт снарядов заключается в:

1) очистке поверхности от старой смазки, загрязнений, коррозии и дефектного защитного покрытия;

2) восстановлении защитного покрытия и знаков маркировки;

3) устранении дефектов среза разрывного заряда;

4)устранении дефектов поверхностей и резьб.

Ремонт снарядов проводить в следующей последовательности:

1. очистить поверхность от старой консервационной смазки и загрязнений;

2. провести контроль на пригодность к ремонту;

3. вывинтить пластмассовую или металлическую пробку и очистить резьбу очка от смазки;

4. проверить состояние и устранить дефекты среза разрывного заряда и рост разрывного заряда;

5. проверить состояние и устранить дефекты резьбы очка и резьбы под трассерную гайку;

6. очистить поверхности от дефектного защитного покрытия и продуктов коррозии;

7. проверить состояние поверхности снаряда и устранить дефекты (заусенцы, вмятины, выбоины);

8. восстановить или нанести новое защитное покрытие;

9. провести контроль знаков отклонения массы снаряда;

10. исправить или нанести вновь маркировку;

11. ввинтить пластмассовую или металлическую пробку;

12. нанести смазку на поверхность снаряда;

13. упаковать снаряд.

1. Перед осмотром и ремонтом с наружной поверхности снарядов снимают старую консервационную смазку на роликах вращения с механическим приводом (с частотой вращения не более 60 об/мин) или технологических столах, оборудованных рейками для прокатывания по ним снарядов. Консервационную смазку снимают скребками из цветного металла или деревянными, с последующей протиркой ветошью, смоченной в уайт-спирите. С кумулятивных снарядов консервационную смазку снимают только вручную.

2. После снятия консервационной смазки проводят сплошной визуальный контроль снарядов на их пригодность к ремонту. При контроле отбраковывать снаряды опасные в обращении; запрещенные к применению согласно Перечню боеприпасов и директив ГРАУ; имеющие дефекты, по которым снаряды относятся к третьей категории согласно Инструкции по категорированию боеприпасов.

3. Пластмассовые пробки из очка снаряда вывинчивают ключом вручную или на станке типа КУ-009. Невывинчивающиеся ключами №8 или №9 пластмассовые пробки вывинчивать из очка трубным ключом или выбивать латунным зубилом и молотком.

Смазку с резьбы очка снаряда удаляют на роликах вращения или технологических столах вручную деревянным скребком или волосяными щетками путем давления на резьбу с последующей протиркой ветошью, смоченной в уайт-спирите.

4. Состояние среза разрывного заряда контролируют визуально по контрольному образцу. Глубину сколов и раковин на срезе разрывного заряда замерять глубиномером индикаторным ГИ.

Острые кромки допустимых сколов среза разрывного заряда зачищают латунным скребком. Выкристаллизовавшийся тротил в виде мелких игольчатых кристаллов удаляют ветошью, смоченной в уайт-спирите, с последующей протиркой насухо чистой ветошью.

Расстояние от головного среза снаряда до среза разрывного заряда контролируют глубиномером. Если расстояние от головного среза снаряда до среза разрывного заряда будет меньше, указанного в Инструкции по техническому осмотру боеприпасов (Например для РГМ-2, В-429, В-90, ГВМЗ-7, М-12 – 46,8 мм), то проводят рассверловку разрывного заряда.

ВВ рассверливают на приспособлении с ручным приводом сверла (допускается на станке с механическим приводом со скоростью вращения сверла не более 150 об/мин).

После подчистки сколов и рассверловки разрывного заряда резьбу и зарезьбовую часть очка снаряда обезжиривают и протирают сухой ветошью. Срез разрывного заряда протирают чистой ветошью, наносят слой лака и после высыхания лака наносят черным цветом маркировку по образцу:

Ш 02-000 где Ш - условный знак, указывающий, что заряд подвергался рассверловке (шарошке); 02 - год рассверловки; 000 - шифр базы, производившей рассверловку заряда.

5. Резьбу очка снаряда очищают от продуктов коррозии на механическом станке или вручную, применяя в качестве рабочего инструмента ерш из металлической проволоки, кардоленту или шлифовальную шкурку. Зарезьбовую поверхность очка снаряда чистят вручную металлической щеткой. После чистки резьбу и зарезьбовую часть очка протирают чистой ветошью, смоченной в уайт-спирите и отжатой от его избытка, с последующей протиркой сухой чистой ветошью. Зарезьбовую часть очка снаряда после чистки и протирки покрывают лаком.

Резьбу очка снаряда после чистки проверяют проходным резьбовым калибром-пробкой или контрольным взрывателем. Контроль проводить у первых 5% поданных на ремонт ВУЗ каждой партии, если при этом будут обнаружены снаряды с неисправной резьбой очка, то проводить сплошной контроль.

Деформированную резьбу очка снарядов подвергают метчикованию вручную, при этом допускается применять механические станки. В качестве рабочего инструмента применять калибровочный метчик.

После метчикования резьбу очка снаряда протирают сухой ветошью и контролируют проходным резьбовым калибром-пробкой или контрольным взрывателем, а затем непроходными резьбовым калибром-пробкой. Непроходной резьбовой калибр-пробка не должен ввинчиваться в резьбу от усилия пальцев руки.

Резьбу гнезда под трассерную гайку очищать от продуктов коррозии вручную шлифовальной шкуркой или металлическим ершом.После чистки проводить контроль резьбы гнезда под трассер резьбовым проходным калибром-пробкой Снаряды подвергать 5% контролю от количества снарядов в партии - при среднем ремонте; сплошному контролю - при капитальном ремонте. Если резьбовой калибр-пробка не проходит, то повторно очистить или прометчиковать резьбу.

6. Дефектное защитное покрытие удаляют в зависимости от степени коррозии и повреждения. Защитное покрытие удалять полностью при его повреждении (коррозия, сдиры) общей площадью более 25% поверхности снаряда. При меньшей площади повреждений зачищать места повреждений и удалять продукты коррозии, максимально сохраняя годное защитное покрытие.

Отдельные участки поверхности снаряда от коррозии и дефектного защитного покрытия зачищают вручную металлическими щетками, шлифовальной шкуркой, а также на механических станках типа АВР-СА. Допускается полностью снимать защитное покрытие на дробеструйной или абразивноструйной установке. При чистке на станках скорость вращения снаряда не должна превышать 600 об/мин, а температура корпуса снаряда не должна превышать 400С.

7. После чистки поверхности снарядов проводят:

§ сплошной контроль качества чистки поверхности: допускаются раковины, образовавшиеся в результате поражения снаряда коррозией. Снаряды, у которых раковины занимают больше половины наружной поверхности снарядов, а также ВУЗ, у которых ЦУ снарядов сплошь поражены раковинами, ремонтируют с разборкой на элементы.

§ сплошной контроль на отсутствие дефектов поверхности: допускаются раковины глубиной не более 0,5 мм на поверхности ЦУ, не более половины выступающей части ВП, 1 мм – на остальной поверхности снаряда. Контроль размеров и глубины дефектов поверхностей ВУЗ проводить визуально по контрольным образцам.

§ зачистку забоин и заусенцев ЦУ и ВП снарядов напильником до полного удаления острых кромок и наплывов металла в местах забоин.

§ контроль диаметров ЦУ и ВП: Размеры (диаметры) ЦУ и ВП после чистки на механических станках проверяют гладкими непроходными калибрами-скобами. Калибр-скоба не должен проходить под действием собственной массы.

§ сплошной контроль на отсутствие недопустимых зазоров в стыках между корпусом снаряда и привинтными элементами снаряда, выступания стопорных винтов и т.д.. Контроль проводить осмотром с применением щупов.

§ сплошной контроль прочности крепления элементов снаряда (запального стакана, головки, втулки, наконечников и др.) к корпусу проверять проворачиванием от усилия руки.

8. Перед нанесением лакокрасочного покрытия (ЛКП), поверхность снаряда тщательно обезжиривают не менее двух раз протиркой поверхности чистой ветошью или тканью, смоченной в уайт-спирите и отжатой от его избытка, а затем протирать сухой чистой ветошью или тканью или обдувать сжатым воздухом. Качество подготовки наружной поверхности к нанесению защитного покрытия проверяют протиркой ее чистой сухой белой салфеткой из ткани или чистым тампоном из марли. После протирки на салфетке (тампоне) не должно быть загрязнений. Максимально допустимое время между обезжириванием и нанесением защитных покрытий должно быть не более 4 часов.

ЛКП наносят при температуре от 15 до 300С и относительной влажности воздуха не более 80%. Для нанесения грунтовки на поверхность снаряда применяют жесткие кисти, а для окрашивания и лакирования - мягкие кисти.

Окраску кистью проводят на окрасочном станке типа СО-031МА или на роликах с механическим или ручным приводом. Окраску пневматическим или безвоздушным распылением проводят в окрасочных камерах, при этом снаряд на подвесной конвейер подвешивают за резьбу очка или за резьбу гнезда под трассер.

Запоясковую часть снаряда, которая не подлежит окраске, покрывают лаком совместно с лакированием ЦУ и ВП. Стальные детали стабилизаторов покрывать в три слоя лаком после окрашивания корпуса снаряда. Алюминиевые детали стабилизатора, трассерную гайку холостую пробку покрывают лаком в два слоя после окрашивания корпуса снаряда.

Окрашенные и лакированные снаряды сушат в сушильных камерах или специально оборудованных помещениях цеха при температуре не выше 400С. Степень высыхания ЛКП допускается проверяют с помощью марлевого тампона.

Качество ЛКП на снарядах контролируют: по внешнем виду (сплошной контроль); по толщине покрытия (выборочный контроль); на адгезию (выборочный контроль).

Контроль толщины ЛКП проводят: проходным калибром-кольцом (для ЦУ и ВП снарядов, а также для ЦУ мин калибра 240 мм); калибром-трубой (для мин калибра 82 и 120мм, АРМ), гранатометных выстрелов; калибром-проймой (для стабилизатора мин); калибром-макетом (для запальных стаканов снарядов и мин, трубок стабилизаторов мин).

При частичном исправлении ЛКП ЦУ снаряда, контролю на вхождение в калибр-макет подвергать 5% от их числа в партии. Если проводилась полная замена ЛКП на ЦУ снаряда, то снаряды подвергать сплошному контролю на вхождение в трубу калибра-макета.

Адгезию покрытия («прилипание краски») проверяют на трех-пяти изделиях от сменной выработки не реже двух раз в смену. На испытуемом покрытии делают надрезы скальпелем и оценивают адгезию с помощью лупы.

9. После восстановления ЛКП 5% снарядов в партии взвешивают для проверки соответствия массы снарядов знакам массы, нанесенным на ВП ударным способом. При обнаружении несоответствия в массе снарядов проводят повторную проверку на удвоенном количестве снарядов, если при этом будет вновь обнаружено несоответствие в массе, то вся партия снарядов подлежит сплошному контролю с исправлением знаков массы. Исправление знаков массы на ВП проводят ударным способом, размер наносимых знаков должен быть от 4 до 5 мм.

Также взвешивают снаряды, которые не имеют дублирующей маркировки о знаках массы на ВП. Для взвешивания применяют весы лабораторные и гири общего назначения (ГОСТ).

10. Маркировку и отличительную окраску на снаряды наносят одним из следующих методов: прокатыванием снаряда по вырезанному резиновому трафарету, покрытому маркировочной краской; наложением на снаряд резинового трафарета, знаки которого покрыты маркировочными красками и эмалями различных цветов; распылением или промазыванием кистью (тампоном) через трафарет маркировочных красок или эмалей различных цветов.

Отличительные полосы на снаряды допускается наносить жесткой кистью на роликах вращения.

Частично стертые знаки маркировки восстанавливают художественной кисточкой, пером, заостренной палочкой, ручкой от фломастера и т.п., смоченными маркировочной краской (эмалью). При нанесении маркировки поверхность снаряда, предназначенную для нанесения маркировки, протереть за два раза ветошью, смоченной в уайт-спирите, а затем насухо чистой ветошью.

11. Отремонтированную трассерную гайку ввинчивают в гнездо под трассерную гайку, для чего: нанести кистью на резьбу гнезда тонкий ровный слой смазки; рукой ввинтить трассерную гайку в гнездо на 2-3 оборота; ключом довинтить трассерную гайку до отказа.

Пластмассовую или металлическую пробку в очко снарядов ввинчивают ручным ключом или ключом, закрепленным на валу станка типа КУ-009.

Перед ввинчиванием резьбу очка снаряда обезжиривают за два раза протиркой ветошью, смоченной в уайт-спирите, затем на резьбу и под фланец пробки наносят смазку.

12. Перед упаковыванием снарядов нанести на залакированные ЦУ и ВП пушечную смазку, разогретую до температуры от 80 до 900С. Смазку наносить на роликах вращения или на технологическом столе с направляющими планками. Смазку наносить вкруговую, перекрывая смазкой ЦУ и ВП на расстояние от 6 до 8 мм в обе стороны.

13. Упаковывание боеприпасов:Отремонтированные и сортированные снаряды упаковывают в новую или отремонтированную тару согласно схеме упаковки, указанной в КД на боеприпасы. В один ящик укладывают выстрелы со снарядами только одного знака массы, за исключением последних одного-двух ящиков каждой партии.

Для упаковывания боеприпасов применяют механические укладчики типов ПУ-151, ПУ-102, ПУ-201, ВСВ-151, МВ-151 или грузоподъемные механизмы с ручными или электрическими талями. Допускается укладывать боеприпасы вручную.

Боеприпасы укладывают в тару таким образом, чтобы маркировка, нанесенная на боеприпасах, читалась при открывании крышки тары.

Вкладыши, прокладки, макулатура и другие материалы, применяемые для закрепления боеприпасов в деревянных ящиках и металлической таре, должны быть чистыми и сухими и не должны иметь следов плесени, влаги, загрязнений.

В местах соприкосновения боеприпасов с вкладышами тары прокладывают полоски из парафинированной бумаги. Бумагу парафинируют погружением на 2-3 минуты в расплавленный парафин, имеющий температуру от 100 до 1100С. Вкладыши должны быть пропитаны в петролатуме, допускается вкладыши в местах соприкосновения с боеприпасами покрывать олифой или грунтовками.

С внутренней стороны крышки ящика приклеивать ярлык следующего образца:

36 – 75 – 34 РЕМ – 02 – 53 10 шт. Упаковщик № 00 где 36 – номер партии сборки (снаряжения, изготовления) боеприпасов; 75 - год сборки (снаряжения, изготовления); 34 – шифр предприятия, проводившего сборку (снаряжение, изготовление); РЕМ – надпись о проведении ремонта; 02 – год проведения ремонта; 53 – шифр базы, производившей ремонт; 10 шт. – количество упакованных боеприпасов; № 00 - номер или фамилия упаковщика.

Перед закрыванием крышки ящика проводят контроль правильности укладки и крепления боеприпасов, соответствия маркировки на боеприпасах и ящике, наличия необходимых ярлыков, отличительной окраски, состояния ЛКП, консервационной и герметизирующей смазки. Крышку ящика после упаковывания боеприпасов закреплять замками к корпусу ящика, в замки вставлять стопорные вилки.

Содержание маркировки, размеры и места нанесения знаков маркировки на деревянные ящики и металлическую тару определять по КД, ТУ на маркировку, ОСТ В 84 – 1739, приказу МО РФ. Маркировку наносить через трафарет кистью или краскораспылителем. Маркировочные знаки не должны стираться влажной и сухой ветошью.

Ремонт взрывателей

Ремонт взрывателей заключается в:

1) очистке их от загрязнений и продуктов коррозии;

2) удалении наплывов металла в местах кернения;

3) проверке;

4) герметизации.

1. Старую смазку и загрязнения удаляют с наружной поверхности взрывателей после обогрева их до 35ºС путем обдувания теплым воздухом. Смазку и грязь с взрывателей удалять жесткими волосяными щетками, смоченными в уайт-спирите.

2. Заусенцы и наплывы металла, образовавшиеся на корпусе при кернении взрывателей, а также забоины и заусенцы, образовавшиеся на резьбе взрывателей при вывинчивании, удаляют напильником. После исправления резьбу проконтролировать резьбовым калибром-кольцом.

Одновременно с зачисткой заусенцев и наплывов металла у головных контактных взрывателей проверяют качественное состояние мембран, для чего свинчивают предохранительные колпачки.

Продукты коррозии с внутренней поверхности колпачка взрывателя удаляют шлифовальной шкуркой без применения растворителя. Загрязнения с мембраны, канавки и резьбы для крепления колпачка удалять чистой сухой ветошью. После чистки канавку смазывают тонким сплошным слоем пушечной смазки. Боковую поверхность металлических корпусов взрывателей, а также стакан детонатора, от продуктов коррозии чистят вручную шлифовальной шкуркой или кардолентой. Остатки смазки с поверхности взрывателей удаляют скребками из дерева (цветного металла), остатки пыли – волосяной щеткой (чистой ветошью).

3. Взрыватели, у которых стакан детонатора выступает за пределы корпуса, подвергают сплошной проверке на надежность крепления стакана детонатора (если стакан детонатора отвинчивается от усилия трех пальцев руки, взрыватель переводят в третью категорию.

4. Отремонтированные взрыватели герметизируют и упаковывают.

Наши рекомендации