Размеры канавок в валах, мм
d | d1 | b | R | R1 |
Св. 10 до 50 Св. 50 до 100 | d – 0,5 d – 1 | 1,5 | 0,5 0,5 |
Размеры канавок в отверстиях корпусов, мм
d | d2 | b | R | R1 |
Св. 10 до 50 Св. 50 до 100 Св. 100 | d + 0,5 d + 0,5 d + 1 | 1,5 | 0,5 0,5 1,0 |
Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов
Посадочные поверхности | Класс точнорсти подшипников | Rа, мкм, для номинальных диаметров, мм | |
До 80 | Более 80 до 500 | ||
Валов и отверстий корпусов Торцов заплечиков Валов и корпусов | 6 и 5 6 и 5 | 1,25 0,63 2,5 1,25 | 2,5 1,25 1,25 1,25 |
КЛАССЫ ТОЧНОСТИ
И ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
ГОСТ 520—71 устанавливает пять классов точности подшипников качения, обозначаемых в порядке повышения точности: 0; 6; 5; 4; 2.
Подшипники высоких классов точности (5, 4, 2) относительно дороги. Например, подшипник 2-го класса приблизительно в 10 раз дороже аналогичного подшипника 0-го класса.
Допуски на наружные и внутренние кольца зависят от типа подшипника, его размеров и класса точности.
Рис. 9.34. Схема расположения полей допусков на внутренний и внешний диаметры подшипников качения (на вал и корпус)
Расположение полей допусков колец подшипников показано на рис. 9.34 (по ГОСТ 520-71).
Посадку наружного кольца в корпус или стакан выполняют в системе вала.
Посадку внутреннего кольца подшипника на вал осуществляют по системе отверстия, поле допуска на диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника расположено не в тело кольца, как это имеет место для основного отверстия, а «в воздух».
Сопряжение наружного кольца подшипника с отверстием корпуса или стакана выполняется обычно по переходным посадкам, обеспечивающим весьма малые натяги или небольшие зазоры, позволяющие кольцу при работе несколько проворачиваться относительно своего посадочного места. Это обеспечивает при местном нагружении более равномерный износ беговых дорожек, так как под место действия силы будут попадать все новые участки кольца. Посадку подшипников выбирают так, чтобы кольцо, сопрягаемое с вращающейся деталью, имело натяг (неподвижное соединение), а другое кольцо, сопрягаемое с неподвижной деталью, — небольшой зазор (проскальзывание).
Различают следующие виды нагружения колец: местное, циркуляционное и колебательное.
При местном нагружении результирующая радиальная нагрузка постоянно воспринимается лишь ограниченным участком дорожки и передается соответствующему участку посадочной поверхности вала или корпуса. Такой вид нагружения имеет место при постоянном направлении вектора Frl, приложенного к неподвижному кольцу подшипника, или при вращении вектора силы Fц вместе с кольцом подшипника в одном направлении с одинаковой угловой скоростью.
При циркуляционном нагружении результирующая радиальная нагрузка последовательно воспринимается всей окружностью дорожки качения и передается также последовательно на всю окружность посадочной поверхности вала или корпуса.
Такое нагружение наблюдается, когда кольцо вращается относительно постоянной по направлению радиальной нагрузки или когда направление нагрузки изменяется (вращающаяся нагрузка) по отношению к неподвижному кольцу.
При колебательном нагружении на подшипник совместно действуют нагрузка Frl, постоянная по направлению, и вращающаяся нагрузка Fr2, причем равнодействующая этих нагрузок не совершает полного оборота, а колеблется на определенном участке невращающегося кольца (на некоторый угол).