Постановка свистящих звуков с, з, ц

Прежде чем приступить к постановке звуков, проверяем, может ли ребёнок различать их на слух.

Для этого берём готовые карточки с написанными буквами С, З или пишем их толстым фломастером на приготовленном для этого листе бумаги, и просим ребёнка назвать написанные буквы.

Затем даём другое задание: внимательно слушать слова, произносимые вами, с каким-то из этих звуков в начале слова и поднимать карточку с буквой (указать пальчиком), звучание которой он услышал в начале этого слова.

Если ребёнок часто ошибается, определяя звучащую в слове букву, можно предложить поиграть в «слова»: «Давай придумывать слова со звуком С в начале слова» (тоже самое на З, Ц).

Далее переходим к следующему этапу постановки звуков, на котором, как минимум неделю, будем заниматься артикуляционной гимнастикой и продолжать развивать слуховое внимание, играя в «Слова», но слегка усложнив задание: определить местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце).

Для игры можно самим изготовить карточку-табличку из трёх ячеек, а звук обозначить кружочком, вырезанным из синего картона или бумаги, или использовать маленький кубик или игрушку. Ребёнок будет перемещать его в ту часть карточки-таблички, в которой определит звучание буквы.

постановка свистящих звуков с, з, ц - student2.ru

А вот теперь, когда артикуляционный аппарат ребёнка подготовлен, приступаем непосредственно к постановке звука.

Способов постановки несколько, и использование каждого зависит от того, с каким видом сигматизма имеем дело.

Начнём с самого простого и доступного – по подражанию.

Сидя рядом с ребёнком перед большим зеркалом, покажите, глядя в зеркало, как правильно произносится звук.

При необходимости, привлеките внимание ребёнка к тому, как именно звук произносится:

- губы приоткрыты (улыбка);

- зубы сближены на расстояние 1 мм (виден «заборчик»);

- кончик языка упирается в нижние резцы (лежит за нижними зубками, упирается в них);

- выдыхаемая воздушная струя по желобку выгнутой спинки языка, направлена на

передние зубы (воздух выдыхаем сильно, струя холодная) – проверяем тыльной стороной раскрытой перед ртом ладони.

Объясняйте ребёнку простыми словами, в доступной пониманию форме главное – при произнесении С,З, Ц, кончик языка за зубками, его не видно, он упирается в нижние зубки, губки чуть-чуть улыбаются.

Если вместо З получается лишь С, положите одну руку ребёнка на вашу гортань, а другую на свою и протяжно произнесите звук С («горлышко молчит»), а затем З-з-з («загудело горлышко»).

А вот чтобы правильно произнести звук Ц, предложите произнести звуки Т и С слитно и медленно, затем всё быстрее и быстрее (т+с), пока оба звука не «сольются» в один Ц.

В случае губно-зубного сигматизма, когда свистящие и шипящие звуки произносятся как В и Ф (фила – сила, вук – жук), возможно, у ребёнка сразу не получиться по подражанию правильный звук, тогда можно придержать нижнюю губу ребёнка и предложить вновь произнести звук. Приучив ребёнка к произношению звуков С, З, Ц с механической помощью (пальцами придерживая губу), приучите к самостоятельному произношению.

При межзубном сигматизме также можно прибегнуть к механической помощи.

Попросите ребёнка прикусить зубами спичку, с предварительно отломленной серной головкой, и произнести звук С (затем З, Ц). Если со спичкой звуки произносятся правильно, а без механической помощи не получаются, потренируйтесь со спичкой подольше, периодически пробуя без неё, до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не научится произносить правильно звуки С, З, Ц.

(продолжение следует)

Наши рекомендации