Краны и крановое оборудование
Краны - самоходные грузоподъемные машины, состоящие из металлической конструкции и смонтированных на ней крановых
механизмов (табл. 3.2). Различают краны плавучие и с рельсоко-лесным, пневмоколесным, гусеничным движителем.
Таблица 3.2 Технические характеристики отечественных автокранов
Марка | Базовое шасси | Максимальная грузоподъемность, т | Максимальная высота подъема, м | Масса, т |
КС-2571Б | ЗИЛ-433362 | 14,7 | 10,6 | |
КС-2574 | ЗИЛ-433102 | 22,6 | 11,6 | |
КС-3577-3 | МАЗ-5337 | 20,5 | 15,5 | |
КС-35714-1 | УРАЛ-5557 | 17,5 | ||
КС-35715-1 | МАЗ-5337 | 16,15 | ||
КС-35714 | УРАЛ-5557, КамАЗ-53213 | 18,7 | ||
КС-35715 | МАЗ-5337 | 17,1 | ||
КС-4572А | КамАЗ-53213 | 30,5 | 21,0 | |
КС-4579 | КрАЗ-250 | 21,7 | 23,5 | |
КС-4579А | ЗИЛ-133Г4 | 21,7 | 20,1 | |
МКАТ-20.01 | КамАЗ-53213, КамАЗ-53229 | 25,0 | ||
КС-4574 | КамАЗ-53213, КамАЗ-53212 | 21,5 | 21,14 | |
КС-45719-1 | КамАЗ-53213 | 21,8 | 20,6 | |
КС-45719-2 | КрАЗ-65101 | 21,7 | 23,8 | |
КС-45719-4 | КамАЗ-53228 | 21,8 | 22,5 | |
МТА-160К | УРАЛ-4320-1912-30, КамАЗ-53213 | 20,3 | 20,7 | |
КС-45717 | УРАЛ-55571, КамАЗ-53213 | 28,2 | 20,7 | |
КС-45716-1 | УРАЛ-4320-1912-30 | 22,5 | 29,1 | 21,3 |
КС-45721 | УРАЛ-4320-1912-30 | 22,5 | 21,8 | 22,1 |
МТА-200 | КамАЗ-53213 | 20,3 | 21,1 | |
КС-5476 | МЗКТ-8006 | 36,5 | 27,1 | |
КС-6973 | КЗКТ-7926 | 42,6 | ||
КС-6476 | МАЗ-6923 | 49,3 | 39,4 |
Релъсоколесным движителем обычно оборудуются строительные башенные, мостовые, козловые и железнодорожные краны. Такой Движитель позволяет крану передвигаться по строительной пло-Щадке с поднятым над поверхностью земли грузом. Железнодорожные краны устанавливаются на железнодорожных платформах и предназначены для передвижения по железнодорожным путям.
Пневмоколесный движитель используется в кранах на автомобильном шасси и специально разработанных шасси для самоходных стреловых кранов большой грузоподъемности. Эластичность Движителя пневмоколесного шасси исключает возможность пере-
мещения крана с поднятым грузом и требует использования жестких выносных опор (аутригеров), разгружающих движитель и подвеску шасси при выполнении краном грузоподъемных операций.
Гусеничный движитель применяется на стреловых самоходных, тракторных кранах и трубоукладчиках. Он позволяет крану работать на слабых опорных поверхностях, уменьшает опасность потери устойчивости при местных проседаниях грунта под частью гусеницы и допускает перемещения крана по строительной площадке с грузом на крюке.
Плавучие краны выполняются в виде поворотной части с крановыми механизмами, установленной на самоходном или буксируемом плавучем понтоне.
Стреловые краны перемещают груз по произвольной траектории с помощью подвижной стрелы, по которой проходит канат от грузоподъемного механизма к грузозахватному устройству. Стреловые краны (рис. 3.3) состоят из неповоротной и поворотной частей. На поворотной части установлена стрела, на конце которой смонтирована неподвижная обойма полиспаста. К подвижной обойме полиспаста крепится грузозахватное приспособление. Иногда неподвижную обойму полиспаста крепят к тележке, перемещающейся по стреле. В стреловом кране груз расположен, как правило, вне его опорного контура. Неповоротная часть стрелового крана оборудуется механизмом вращения поворотной части, а также движителем и ходовым приводом. Шасси пневмоколесных кранов оборудуются также кабинами и органами управления автомобильного типа. Пролетные краны перемещают груз по произвольной траектории благодаря тележке с грузоподъемным механизмом, движущейся по пролетной балке или несущему канату. Пролетные краны, оборудованные несущим канатом, называют кабельными. Несущий канат кабельного крана закрепляется в верхней части опорных башен или мачт. Если обе мачты неподвижны, кран обслуживает пло-
Рис. 3.3. Основные агрегаты самоходного стрелового крана на пневмоходу: 1 - грузовой полиспаст; 2 - кабина управления краном при передвижении; 3 - телескопическая грузовая стрела; 4 - самоходное пневмоколесное шасси; 5 - кабина для управления грузоподъемными операциями; 6 - поворотная часть крана; 7 - грузовая лебедка
щадку под канатом, их соединяющим. Если одна из мачт подвижная, зона обслуживания - сектор круга. Если подвижны обе мачты, зона обслуживания - прямоугольник.
Опорные мачты и пролетные балки снабжены собственным независимым механизмом передвижения и движителем, как правило, рельсоколесного типа. Исключение составляют легкие велосипедные краны, оборудованные пневмоколесным движителем. В пролетных кранах (в том числе, кабельных) неподвижная обойма полиспаста крепится к грузоподъемной тележке, а подвижная обойма с грузозахватным устройством свободно висит под ней. Если один или оба конца пролетной балки выходят за границы опорного контура крана, то тележка с грузом также может находиться вне его пределов.
Независимо от типа крана его назначение и эффективность характеризуются номинальной грузоподъемностью, назначаемой из ряда предпочтительных чисел, высотой подъема крюка, скоростью подъема и опускания груза и скоростью движения. Стреловые краны дополнительно характеризуются вылетом, скоростью вращения поворотной платформы и диаграммой грузоподъемности, а пролетные - длиной пролета и вылетом консоли. Для всех кранов важны предпочтительные значения грузоподъемности (т):
0,01 | 0,0125 | 0,016 | 0,02 | 0,025 | 0,032 | 0,04 | 0,05 | 0,063 | 0,08 | од |
0,125 | 0,16 | 0,2 | 0,25 | 0,32 | 0,4 | 0,50 | 0,63 | 0,80 | 1,00 | 1,25 |
: 1,60 | 2,00 | 2,50 | 3,20 | 4,00 | 5,00 | 6,30 | 8,00 | 12,5 | ||
- | - | - | - |
Одно из наиболее распространенных грузозахватных приспособлений кранов - однорогий или двурогий грузовой крюк, выкованный из мягкой стали. Крюк может захватывать груз, оборудованный проушинами или рым-болтами, иначе для крепления груза к крюку применяются стропы или траверсы. Стропы изготавливаются из стальных тросов или сварных овально-звенных цепей, к концам которых крепят кольца и крюки. Различают универсальные, облегченные и многоветвевые стропы.
Универсальные стропы изготавливают в виде замкнутой петли. Облегченные стропы представляют собой отрезок каната или цепи с кольцами и/или крючьями на обоих концах. Многоветвевые стропы - это несколько (от двух до восьми) облегченных строп с кольцами на одном конце и крючьями на другом. Кольца посажены на общую скобу, навешиваемую на крюк крана, а крючья захватывают груз в нескольких точках. При выборе строп необходимо учи-
тывать не только их тип, но и усилия, которые могут возникнуть при грузовых операциях:
*_ Q
mcosa |
(3.1)
где F - усилие, возникающее в ветви стропа; Q - масса груза; т ~ число используемых ветвей стропа; ос - угол между вертикалью и ветвью стропа.
В случаях, когда обрабатываемый груз не допускает использования строп (опасность повреждения груза, слишком большая длина и т. п.), используются траверсы - металлические балки или конструкции из них, без строп или в сочетании с ними. Траверсы применяют при работе с листовыми материалами, стропильными фермами, сборными железобетонными элементами. Существуют также специализированные грузозахватные приспособления, созданные для захвата плоских, длинномерных и цилиндрических грузов.
Эксплуатационная производительность кранов может определяться по формулам:
Таблица 3.3