Эквивалентная площадь звукопоглощения зрителями и креслами
Зрители и кресла | Коэффициенты звукопоглощения при среднегеометрических частотах октановых полос, Гц 500 Гц |
Зрители на мягком кресле и полумягком | 0,40 |
То же, на жестком кресле | 0,30 |
Кресло деревянное жесткое | 0,03 |
Кресло с обивкой сиденья и спинки с искусственной кожей | 0,12 |
Полумягкое кресло, обитое тканью | 0,15 |
Мягкое кресло, обитое тканью с пористым заполнителем сиденья и спинки | 0,20 |
8. Особенности акустического проектирования залов.
Для хорошей акустики залов необходимо выполнить следующие рекомендации:
· время реверберации проектируемого помещения должно отличаться от рекомендуемого не более чем не 10 %;
· обеспечить на зрительских местах максимально возможный уровень звукового давления полезного звука;
· выбрать форму и очертание внутренних поверхностей обеспечивающих как формирование ранних звуковых отражений, так и необходимую степень диффузности звукового поля;
· предотвратить концентрацию звука, которая может возникнуть при наличии вогнутых поверхностей малого радиуса.
Таким образом, нужного соотношения в распределении прямой и отраженной звуковой энергии, а также создания диффузного звукового поля добиваются путем правильного выбора:
· объема зала и его вместимости;
· взаимного размещения сцены и зрительных мест;
· профиля и места расположения отражающих поверхностей и отдельных архитектурных элементов;
· количества, свойств и размещения звукопоглощающего материала.
9. Распространение отраженного звука, допустимое запаздывание. Предотвращение концентрации звука. Условия возникновения эхо.
Отраженные звуковые волны могут быть полезными и вредными.
Полезными являются те, которые равномерно распределяются по объему помещения или направляются в определенные части помещения, не вызывая образования стоячих волн, фокусов и эха. В этом случае они способствуют усилению звука, что особенно важно для мест, удаленных от источника звука.
Практически во всех помещениях полезными отражениями являются отражения:
1) от плоской поверхности потолка, направленные в зону расположения слушателей (зрителей);
2) от поверхностей боковых стен, расположенных на уровне голов сидящих людей;
3) от плоских и выпуклых поверхностей,: находящихся вблизи источника звука.
Вогнутые поверхности и поверхности, сильно удаленные от слушателей, а также параллельные, хорошо отражающие поверхности могут создать отражения, нарушающие диффузность звукового ноля (фокусы, эхо, стоячие волны). Эти отражения являются вредными.
Образование фокусов в помещениях происходит при отражении звука от вогнутых поверхностей стен и потолков. С точки зрения требований акустики является недопустимым наличие фокусов в зоне зрительных мест, вплоть до высоты 1,5 метров над головами сидящих зрителей. Если фокусы расположены над, этой зоной, то они не являются опасными. Поэтому в потолке могут быть сделаны вогнутые поверхности малого радиуса кривизны.
L – источник звука
О - фокус
И, наоборот, потолок может быть вогнутым, но так, чтобы радиус кривизны его поверхности не менее чем в 2 раза превышал высоту помещения. В этом случае фокусы лежат вне пределов помещения, ниже его пола.
Часто вогнутой делается задняя стена помещения. При определении ее кривизны следует пользоваться теми же соображениями, что и при проектировании потолков. При расчетах радиус кривизны задней стены следует сравнивать с полной длиной помещения с учетом сцены, эстрады, если они имеются.
При отражении от вогнутой поверхности большой длины наблюдается особое явление. Звук «ползет» по этой поверхности. Два человека, находящиеся в точках А и В, при расстоянии между ними в 60 м могут шепотом переговариваться.
Стоячие звуковые волны образуются при наложении воли, распространяющихся вдоль одной прямой навстречу друг другу. Такие волны могут возникать при падении волны на хорошо отражающую поверхность под прямым углом.
Время запаздывания отраженного звука по отношению к прямому звуку не должно превышать оптимальных значений, в противном случае отражение создает эхо. Для хорошей разборчивости речи требуется меньшее запаздывание первого отражения по сравнению с приходом прямого звука, для восприятия музыки — несколько большее. Желательно, чтобы время запаздывания первых отражений не превышало 20-30 мс. Так как скорость звука в воздухе составляет приблизительно 340 м/с, то запаздыванию на 20 мс соответствует разность длин пути отраженного и прямого звука приблизительно 7 м, на 30 мс — 10 м. Время запаздывания отражений характеризует звучание и зависит от характера воспринимаемого звука.
Назначение зала | Оптимальное время запаздывания первых отражений, с |
Концертный зал с органом и хором | 0.1-0,15 |
Концертный зал без органа, филармония | 0,09 |
Оперный театр | 0,07 |
Зал многоцелевого назначения | 0,02-0,03 |
Драматический театр | 0.015-0.02 |
Конференц-зал, лекционный зал, аудитория | 0,01-0,015 |
∆t= ((R1+R2)- Rпр) / 340
R1 - расстояние от источника до отражающей поверхности, [м]; R2 -расстояние от отражающей поверхности до точки приема, [м]; Rпр - расстояние от источника до точки приема, [м].
Эхо является крупным недостатком акустики помещения. Оно возникает в том случае, если звуковая волна, распространяющаяся непосредственно от источника, и эта же волна, отразившаяся от какой-либо поверхности, попадают в ухо слушателя с интервалом времени, большим 1/17 секунды. В этом случае слушатель воспринимает эти звуки раздельно, т. е. один и тот же звук для него повторится дважды.
При скорости звука в воздухе, равной 340 м/сек, за 1/17 секунды звук проходит путь 20 м (340 * 1/17).
Следовательно, если путь звуковой волны, пришедшей к слушателю после отражения, на 20 м больше, чем путь волны, пришедшей к нему непосредственно от источника, то создаются условия для возникновения эха.
Эхо обычно возникает в высоких или длинных помещениях. На рис.а показан ход двух звуковых лучей: одного — идущего к слушателю в точку С непосредственно от источника, и второго — приходящего в эту же точку после отражения от потолка в точке В.
На рис.б второй луч приходит в точку С после отражения от задней стены.
В первом случае эхо возникает, если (АВ+ВС) — АС≥20 м, во втором —если (AB + BD+DC) — АС≥20 м. Если эхообразующая поверхность является вогнутой, то в точке С возникает фокус, и тогда отраженный звук будет иметь значительную энергию. В этом случае эхо получится очень резким (рис.в).