Пусковой реостат подбирается из следующих соображений

Решение

Построение векторных диаграмм для неявнополюсного (НЯП) и явнополюсного (ЯП) синхронного генератора (СГ) для номинального режима работы.

Если пренебречь, ввиду относительной малости, величиной активного сопротивления якорной цепи (Rа << ха + хs), то расчеты можно вести с использованием упрощенных уравнений электрического равновесия и векторных диаграммм цепи якоря синхронной машины, приведенных ниже.

Пусковой реостат подбирается из следующих соображений - student2.ru
Пусковой реостат подбирается из следующих соображений - student2.ru

Рис. 1. Упрощенные векторные диаграммы цепи якоря неявнополюсной (а) и явнополюсной (б) синхронной машины.

На векторной диаграмме ненасыщенного неявнополюсного синхронного генератора (см. рис.1а) параметр хс называется синхронным индуктивным сопротивлением якоря, при этом:

хс = ха + хs

На векторной диаграмме ненасыщенного явнополюсного синхронного генератора (см. рис.1б):

хd = хad + хs

хq = хаq + хs

Для случая НЯП СМ (рис. 1а) определение всех составляющих и построение векторной диаграммы очевидно и не вызывает затруднений.

Для случая ЯП СМ (рис. 1б) затруднение вызывает необходимость разложения полного тока якоря на две составляющие относительно вектора Е0: активную или поперечную Iq и индуктивную или продольную Id для чего необходимо определить положение линии, на которой находится вектор ЭДС холостого хода СГ (Е0).

Для определения положения этой линии необходимо из вершины вектора U провести перпендикулярно к вектору полного тока якоря I отрезок BD (рис. 1б), длина которого равна произведению действующего значения полного тока I на индуктивное сопротивление по поперечной оси хq, то есть:

BD = Iхq

После того, как будет определено положение прямой OD, по которой направлен вектор ЭДС Е0 вектор полного тока якоря I можно разложить на поперечную Iq (совпадает по фазе с вектором Е0) и индуктивную или продольную Id (отстаёт от вектора Е0 на 900) .

Дальнейшие расчеты и построения не вызывают никаких затруднений: если к вектору U прибавить последовательно вектора Iqхq и Idхd, то получим вектор Е0, завершающий векторную диаграмму ЯП СГ.

SH=m×UH×IH

IH= SH/ m×UH=375×103/3×400=312,5 А.

BD= IH× Xd=312,5×1,6=500

U×cosφ=230×0,9=207; U×sinφ=230×0,436=100,28

DI= BD + U×sinφ =500+100,28=600.28

tgψ=600.28/100.28=6

arctg6=80,50

ψ=80,50

cosφ=0,9; arccos0,9=25,840; φ=25,840

ϴ= ψ- φ=80,50-25,840=54,660

OA=U+j×Iq×Xq

Iq×Xq=312.5×cos80,50×0,8=41,26

__________

ǀOAǀ=√2302+41,262=233,672

Id×Xd=312.5×sin80,50×1,6=493,14

E0=233,672+493,14=726,812

2. Построение угловой характеристики ЯПСГ в виде зависимости электромагнитного момента Мψ от угла нагрузки Θ при номинальных значениях параметров питания и сопротивлений выполняем на основании следующего уравнения, задаваясь произвольными значениями угла Θ от 0 до 1800:

Пусковой реостат подбирается из следующих соображений - student2.ru

При этом расчеты вести удобно отдельно для активной составляющей момента МΘ и реактивной составляющей момента М2 Θ, занося данные расчета сначала в 2 отдельные строки таблицы (табл. 3), а затем суммируя значения моментов для одних и тех же значений угла Θ определить суммарную угловую характеристику (рис. 2).

Для определения запаса устойчивости по моменту и углу нагрузки необходимо определить по исходным данным значение номинального электромагнитного момента и нанести его значение на график угловой характеристики.

Разность между Мψmax и значением номинального электромагнитного момента даст искомое значение запаса статической устойчивости СМ по моменту.

Разность между Θmax, соответствующим Мψmax и значением Θн, соответствующим номинальному электромагнитному моменту даст искомое значение запаса статической устойчивости СМ по углу нагрузки.

Пусковой реостат подбирается из следующих соображений - student2.ru

Отношение короткого замыкания (ОКЗ) СГ имеет важное значение для эксплуатационных свойств СГ, так как отражает перегрузочную способность СМ (см. выше уравнение угловой характеристики).

Обычно ОКЗ определяют как отношение установившегося тока симметричного короткого замыкания СГ к его номинальному току. Так как установившийся ток короткого замыкания:

Iкз уст = Uнd

то:

ОКЗ = Uн/Iнхd = 1/ хd*

ОКЗ=1/1,6=0,625

где хd* - относительное значение индуктивного сопротивления по продольной оси (задано в таблице исходных данных).

для НЯП СГ вместо хd* используется сопротивление хсн*.

ОКЗ=1/1,7=0,588

Задание 4

Машины постоянного тока

На основании исходных данных машины постоянного тока:

1.1. Построить механическую характеристику для двигательного режима.

1.2. Подобрать пусковой реостат , чтобы в момент пуска ток якоря не

превышал предельного значения для данного двигателя.

1.3. Найти коэффициент полезного действия двигателя ηнпри

номинальной нагрузке.

1.4. Рассчитать сопротивление RВД, которое надо ввести в цепь обмотки

возбуждения для того, чтобы увеличить частоту вращения двигателя при

номинальном токе якоря на 10%. Какова при этом величина электромагнитного

момента, развиваемая двигателем?

1.5. Рассчитать сопротивление, которое надо ввести в цепь обмотки якоря,

чтобы уменьшить частоту вращения на 10% при номинальном моменте

сопротивления на валу. Какова при этом будет величина тока якоря?

1.6. Определить частоту вращения, с которой необходимо вращать вал

рассмотренной выше МПТ чтобы она, работая в режиме генератора с

параллельным возбуждением, обеспечивала на выходе номинальное

напряжение при номинальном токе якоря.

Таблица- Технические данные машин постоянного тока для двигательного режима.

Рн, кВт Iн, А Rа, Ом Rв, Ом kI  
nН = 3000 об /мин
7,5 44, 1 0,270 1,8

Таблица - Характеристика холостого хода

IВ *, о.е. 0, 20 0, 40 0, 60 0, 80 1, 00 1, 20 1, 50
Еа*, о.е. 0,05 0, 45 0, 73 0, 88 0, 95 1, 00 1, 03 1, 07

Rп - пусковой реостат, должен быть полностью введен при пуске и полностью выведен при отключенном пуске.

Яд - якорная обмотка исследуемого двигателя

Янг - якорная обмотка нагрузочного генератора

ОВд - обмотка возбуждения двигателя

ОВнг - обмотка возбуждения нагрузочного генератора

А1- амперметр для измерения полного тока потребляемого в сети

А2 - амперметр для измерения тока возбуждения

Так – тахометр

КН И RH - нагрузочные устройства

RpEr - регулировочный реостат

Решение

1. Так как механическая характеристика (МХ) двигателя постоянного тока (ДПТ) параллельного возбуждения представляет собой прямую линию, то для выполнения п.1 Задания достаточно найти две точки, через которые проходит МХ ДПТ. Это могут быть, например, точки соответствующие номинальному режиму и режиму холостого хода. Для номинального режима частота задана в таблице. Момент же можно найти из формулы для механической мощности:

Р2= М2ω2=2π n2 М2 /60

Откуда для номинального режима (М 2 = М н (Нм); Р2 = Рн (Вт); n2 = nн (об/мин):

Мн = 9,55 Рн / nн

Мн = 9,55×7500/3000=23,875 H×м

Для второй точки МХ необходимо определить лишь частоту вращения n0 для режима идеального холостого хода, для которого Iа = 0, Мэм= 0.

В этом случае, на основании уравнения электромеханической характеристики (ЭМХ) ДПТ:

n = (U - Iа Rа )/СеФ

имеем:

n0 = U/ СеФ

где величину СеФ можно определить, подставив данные номинального режима :

Пусковой реостат подбирается из следующих соображений - student2.ru

Откуда, после подстановки окончательно имеем для естественной МХ:

n0 = nн Uн/(Uн - Iан Rа )

n0 =3000×220/(220-44,1×0,27)=3172 об/мин

Построим механическую характеристику ДПТ:

Пусковой реостат подбирается из следующих соображений - student2.ru

Пусковой реостат подбирается из следующих соображений.

Ток якорной цепи ДПТ определяется следующим соотношением:

Iа = (Uа – Eа)/ Rа

где:

Eа = СеФn

При n = 0 Ea = 0, поэтому:

Ia пуск = U/ Ra

Ia пуск=220/0,27=814,81 А.

Так как естественное сопротивление якорной цепи машин постоянного тока очень мало, то при пря­мом подключении двигателей на полное номинальное напряжение сети бросок ток якоря достигает недопустимых величин. Вследствие этого прямой пуск применяется только для двига­телей мощностью до нескольких сотен Ватт, у которых Raотноси­тельно велико.

Самым распространенным является пуск с помощью дополнительных пусковых сопротивлений RП, включаемых последовательно в цепь якоря. При этом в начальный момент пуска, при n = 0 имеем:

Ia пуск = U/ (Ra + RП)

Ia пуск=220/(0,27+2.5)=79,42 А.

где Rп — величина пускового сопро­тивления. Величина Rпподбирается так, чтобы в начальный момент пуска:

Iа пуск = kI IН

Для того, чтобы это обеспечить необходимо в цепь якоря включить пусковое сопротивление следующей величины:

RП = (U/ kI IН) - Ra

RП=(220/1,8×44.1)- 0,27=2.5Ом

3. Как известно КПД это отношение полезной механической мощности Р2, развиваемой двигателем на валу ко всей электрической мощности Р1, потребляемой двигателем из сети.

Полезная мощность двигателя в номинальном режиме указана в
таблице 1 (в кВт): при этом Р = РН (не забудьте перевести в ватты!).

Затрачиваемую мощность можно найти по известной формуле
мощности постоянного тока: Р= UН IН. В этом случае КПД двигателя ηн для номинального режима:

ηн = РН/ UН IН

ηн =7500/220×44.1=0,773

Вводя сопротивление в цепь обмотки возбуждения, мы уменьшаем ток возбуждения, а значит, и рабочий магнитный поток двигателя. За счет этого уменьшится ЭДС якоря. Уменьшение ЭДС приведет к росту тока якоря и появлению избыточного вращающего электромагнитного момента, под действием которого двигатель начнет ускоряться. Рост частоты вращения будет продолжаться до тех пор, пока пропорциональная частоте вращения ЭДС якоря уменьшит ток якоря до уровня, при котором электромагнитный момент снова уравновесит момент нагрузки на валу (момент сопротивления). Если момент сопротивления останется неизменным, то новый установившийся режим возникнет при большем значении тока якоря (из-за уменьшения магнитного потока) и большем значении частоты вращения вала.

Для определения величины сопротивления, которое нужно ввести в цепь возбуждения для выполнения п.4 задания, необходимо рассмотреть уравнение естественной электромеханической характеристики ДПТ:

nе = (Uа - Iа Rа )/СФе

и уравнение искусственной электромеханической характеристики ДПТ при ослабленном магнитном потоке Фи:

nи = (Uа - Iа Rа ) /СФи

По условиям задания, отношение частоты вращения на искусственной характеристике nи к частоте вращения на естественной характеристике nе должно быть:

nи/ nе = 1,1

откуда:

nи/ nе= Фе / Фи = 1,1

откуда:

Фи = 0, 91 Фе

Определим по ХХХ значение тока возбуждения IВИ, которое соответствует величине требуемого магнитного потока Фи на искусственной ЭМХ двигателя (в относительных единицах величины потока и ЭДС равны между собой):

IВ И = 0, 7 IВ Н

где:

IВ Н = U Н / RВ

IВ И = U Н / (RВ + RВД)

IВ Н=220/180=1.22 А.

IВ И= 0, 7×1.22=0,856 А.

Откуда значение добавочного сопротивления в цепи возбуждения:

RВД = (U Н / IВ И) - RВ

RВД =(220/0,856)- 180=77 Ом.

Так как по условию задания ток якоря остался номинальным, то электромагнитный момент, соответствующий новому установившемуся режиму на искусственной характеристике уменьшится пропорционально значению магнитного потока, то есть:

МИ = МНН/ Фе) = 0, 91 МН

5. Для расчета величины добавочного сопротивления Rад, вводимого в цепь якоря при номинальном напряжении Uн, номинальном токе якоря Iн и номинальном потоке Фн (см п. 4 «Задания») с целью уменьшения скорости вращения двигателя до величины nИ = 0,9 nН можно воспользоваться уравнением ЭМХ (11):

nИ = [Uн – Iн (R а + R ад)] /СФн

nН = (Uн – Iн R а ) /СФн

Разделив уравнение получим:

nИ/ nН = [Uн – Iн (R а + R ад)] / (Uн – Iн R а )

откуда, при условии nИ/ nН = 0,9:

Uн – Iн (R а + R ад) = 0,9 (Uн – Iн R а )

Или окончательно:

R а + R ад = [Uн – 0,9 (Uн – Iн R а )] / Iн

R ад=[220-0,9(220-44,1×0,27)]/ 44,1=0,74 Ом.

Очевидно, что ток якоря в новом установившемся режиме работы ДПТ (который характеризуется равенством электромагнитного момента М эм = СIаФ и момента сопротивления Мс) после введения в цепь якоря дополнительного сопротивления R ад и неизменном моменте сопротивления на валу не изменится, так как магнитный поток двигателя при этом остался неизменным.

Так как выходное напряжение, обеспечиваемое МПТ в режиме генератора параллельного возбуждения, должен быть номинальным то ток в его обмотке возбуждения и его магнитный поток будут также номинальными.

Для расчета необходимой частоты вращения nГ якоря генератора используем формулы для генераторного режима (Uа < Eа), откуда следует:

EаГ = Uн + Iн Rа

EаГ = СеФнnГ

или:

nГ = (Uн + Iн Rа ) / СеФн

где значение СеФн можно рассчитать по номинальным данным:

СФн = (Uн – Iн R а ) / nН

И окончательно:

nГ = nН (Uн + Iн Rа ) / (Uн – Iн R а )

nГ =3000×(220+44,1×0,27)/(220-44.1×0,27)=3343,32об/мин.

Наши рекомендации