Выбор материалов и расчет допускаемых напряжений
Основными материалами для изготовления зубчатых колес являются термически или химико-термически обработанные стали.
Известно, что габариты и стоимость редуктора существенно зависят от размеров и стоимости зубчатых колес. Размеры и стоимость зубчатых колес определяется, главным образом, твердостью, рабочих поверхностей зубьев. Для снижения массы и габаритов редуктора целесообразно использовать материалы и виды термической или химико-термической обработки, позволявшие получить высокую твердость рабочих поверхностей зубьев, Вместе с тем, применение сталей, термически обработанных до высокой твердости, предполагает использование дорогостоящих материалов, усложняет технологию изготовления и следовательно, повышает стоимость изделия.
Поэтому выбор материалов и термообработки приходится решать с учетом назначения и характера эксплуатации конкретной конструкции, а также экономической целесообразности использования данной марки стали. Для изготовления зубчатых колес можно рекомендовать нормализованные и улучшенные стали с твердостью рабочих поверхностей 180 … 350 НВ. Если к габаритам и массе редуктора не предъявляют строгих требований. При необходимости уменьшения габаритов и массы (передачи летательных аппаратов, транспортных машин и т. п.) следует назначать стали с высокой твердостью рабочих поверхностей зубьев H2 >350 HB (38 … 63 HRC, 500 … 700 HV).
С целью сокращения номенклатуры материалов, технологического оборудования и инструмента, желательно по возможности выбирать для зубчатых колес стали одной марки.
Механические характеристики некоторых сталей, применяемых для изготовления зубчатых колес, приведены в приложении (таблица П.1)
В таблице П.3 приложения, составленной в соответствии с ГОСТ 21354-87, приведены формулы определения предела контактной выносливости зубьев и предела выносливости зубьев при изгибе , соответствующие базовому числу циклов перемены напряжений, а также коэффициенты безопасности и .
Данные таблицы П.3 позволяет рассчитать допускаемые напряжения на контактную прочность и на изгиб .
,
, ,
где , - коэффициенты долговечности (для длительно работающих передач при непостоянной нагрузке );
- коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки (при одностороннем приложении , при двухстороннем - ).
При твердости рабочих поверхностей зубьев колеса меньшей или равной 350 НВ, твердость шестерни Н1 следует назначать больше твердости колеса Н2. Н1 = Н2 + (10 … 40).
В противном случае, то есть, если Н2>350 НВ, выбирают материалы колес и термообработку зубьев так, чтобы Н1 = Н2.
Как отмечалось выше, выбор электродвигателя, распределение общего передаточного отношения редуктора по ступеням, а также выбор материала и твердости с целью наивыгоднейшего решения по габаритам, массе и стоимости редуктора и всего привода в целом, является многовариантной задачей и, следовательно, требует трудоемких расчетов, сопоставления получаемых в них результатов при выборе оптимального варианта.
Оптимизация варианта конструкции может оцениваться различными критериями, например, условием смазки, габаритами, массой, стоимостью, размерами или соотношением размеров установочной площади и т.п.
За критерий оптимизации можно например, принять установочные размеры В и L (рис. 1.2). В этом случае выбор электродвигателя и определение твердости материала зубчатых колес удобно выполнять с помощью номограммы, представленной на развороте (рис. 5.1). Использование предлагаемого графического метода с целью получения заданных габаритов редуктора, исключает необходимость многовариантных расчетов. Номограмма построена для двухступенчатых редукторов, схемы которых представлены на рис 1.2.
Для формализации ввода в ЭВМ приняты следующие обозначения типов редукторов (идентификатор TIP) в зависимости от комбинации элементарных передач, составляющих редуктор, и вида зубьев:
1 - коническо-цилиндрический, обе ступени - прямозубые;
2 - коническо-цилиндрический, коническая ступень - прямозубая, цилиндрическая - косозубая;
3 - простой трехосный, обе ступени - прямозубые;
4 - простой трехосный, обе ступени - косозубые;
5 - простой трехосный, быстроходная ступень - косозубая, тихоходная - прямозубая
6 - соосный, обе ступени - прямозубые
7 - соосный. обе ступени - косозубые.
8 - соосный, быстроходная ступень - косозубая, тихоходная -прямозубая.
9 - трехосный с раздвоенной быстроходной ступенью, обе ступени - косозубые;
10 - трехосный с раздвоенной быстроходной ступенью, быстроходная ступень - косозубая, тихоходная - прямозубая;
11 - трехосный с раздвоенной быстроходной ступень, быстроходная ступень - косозубая, тихоходная ступень составлена из шевронных колес.
Номограммой пользуются следующим образом. Через точку , шкалы проводят вертикаль до встречи с горизонталью, соответствующей типу редуктора, и продолжают ее до пересечения с ближайшей наклонной прямой, соответствующей синхронной частоте вращения электродвигателя. По предварительно рассчитанной потребной мощности Р (1.1.1) и синхронному числу оборотов выбирают тип электродвигателя (таблица 1.1). Через точку пересечения вертикали и наклонной линии проводят горизонталь до пересечения с кривой (в правой нижней четверти), соответствующей типу редуктора. Через точку встречи проводят вертикаль в зону кривых твердости (в правой верхней четверти). Далее через точку потребной мощности Р шкалы Р номограммы проводят горизонталь до встречи с наклонной линией, соответствующей синхронной частоте вращения выбранного двигателя, а через нее - вертикаль до встречи с наклонной прямой (в левой верхней четверти), соответствующей выбранному значению коэффициента расчетной ширины зубчатого венца тихоходной ступени . Затем через эту точку проводят горизонталь в верхнюю правую четверть до пересечения с ранее проведенной вертикалью в зону кривых твердости материала колеса. Значение рекомендуемой твердости следует, по возможности, принимать по кривой, расположенной над точкой пересечения горизонтали и вертикали.
Пример.
Дано. Частота вращения исполнительного устройства =96 об/мин, потребная мощность двигателя Р=6,2 кВт, редуктор - простой трехосный, обе ступени - прямозубые.
Решение. Электродвигатель марки 4A132S4, номинальная мощность кВт, частота вращения двигателя об/мин, диаметр и длина выходного конца вала мм, мм. Тип редуктора - 03. Рекомендуемое значение твердости колеса соответствует кривой 240 HB (рис. 5.1 на развороте показывает поясняющие построения).
На таблице П.1 выбирают марку стали и режим термообработки, при которой среднее значение твердости колеса HBср на указанного в таблице интервала примерно равно найденному значению по номограмме. Так, найденная твердость (240 НВ) позволяет выбрать, например, сталь марки 45 с режимом термообработки - закалка в воду при температуре (810 … 840)° С с последующим отпуском при температуре (400 … 450)° С с твердостью Н2 = (236 … 263) НВ. Н2СР = 0.5(236+263) = 249.5 НВ или сталь 40Х с режимом термообработки - закалка в масло при температуре (920 … 850)° С и отпуск при температуре (600 … 660)° С с твердостью Н2 = (230 … 257) НВ. Н2СР = 0.5(230+257) = 243.5 НВ.
1.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ НАГРУЗКИ KН И КF
Нагрузка на зубья зубчатых колес складывается из номинальной, то есть нагрузки, необходимой для нормального функционирования ИУ, и дополнительной, обусловленной неравномерностью распределения нагрузки между зубьями колеса, одновременно участвующими в зацеплении, неравномерностью распределения нагрузки по длине контактных линий и дополнительной динамической нагрузки, обусловленной неравномерностью вращения зубчатых колес в результате погрешностей окружного шага.
Перечисленные дополнительные нагрузки учитывают введением в расчетные формулы коэффициентов при расчете на контактную прочность и при расчете на изгиб.
Коэффициенты и .
Коэффициенты и учитывают неравномерность распределения нагрузки между зубьями (соответственно при расчете на контактную прочность и при расчете на изгиб).
При расчете прямозубых передач принимают равным 1.0.
Для косозубых колес коэффициент рассчитывают по формуле
1.4.1 |
Значения коэффициентов и выбирают из таблицы 1.4 в зависимости от степени точности передачи и окружной скорости вращения зубчатых колес. Степень точности назначают по таблице 1.5 в зависимости от типа зубьев, их твердости и величины окружной скорости.
Таблица 1.4 | ||||
Значения коэффициентов и . | ||||
Степень точности | ||||
μ | 0.00244 | 0.00508 | 0.00814 | 0.0122 |
λ | 1.0034 | 1.02 | 1.051 | 1.1 |
Таблица 1.5 | ||||||
Ступени точности зубчатых передач | ||||||
Тип зубьев | Твердость зубьев, НВ | Окружная скорость колес, м/c | ||||
до 2.0 | св. 2.0 до 3.5 | св. 3.5 до 6.0 | св. 6.0 до 10.0 | св. 10 до 15 | ||
Прямые | ≤350 | |||||
>350 | ||||||
Непрямые | ≤350 | |||||
>350 |
При расчете на изгиб прямозубых колес и узких косозубых, для которых , принимают равным 1.0.
Для остальных косозубых колес коэффициент КFα рассчитывают по формуле 1.4.2, справедливой при условии, что осевой коэффициент перекрытия , .
1.4.2 |
где - степень точности передачи;
- коэффициент торцевого перекрытия.
1.4.3 |
Коэффициенты и .
Коэффициенты и учитывают неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий (соответственно при расчете на контактную прочность и при расчете на изгиб). Их рассчитывает по формулам:
, | 1.4.4 |
1.4.5 |
Значения вспомогательных коэффициентов , , и выбирают на таблицы 1.6 в зависимости от типа редуктора, рассчитываемой ступени и твердости рабочих поверхностей зубьев.
Таблица 1.6 | |||||||||
Значения коэффициентов , , и | |||||||||
Тип редуктора | Ступень | H1 или H2 ≤ 350 | H1 или H2 > 350 | ||||||
3, 4, 5 | Б | 0.157 | 1.29 | 0.336 | 1.26 | 0.384 | 1.225 | 0.579 | 1.29 |
Т | 0.0805 | 1.42 | 0.162 | 1.37 | 0.192 | 1.47 | 0.29 | 1.76 | |
6, 7, 8 | Б | 0.0805 | 1.42 | 0.162 | 1.37 | 0.192 | 1.47 | 0.29 | 1.76 |
Т | 0.103 | 1.29 | 0.234 | 1.38 | 0.275 | 1.29 | 0.395 | 1.65 |
При выполнении предварительных расчетов на контактную прочность коэффициент рассчитывают по формуле 1.4.6.
, | 1.4.6 |
Коэффициенты и .
Коэффициенты и учитывает дополнительную динамическую нагрузку (соответственно при расчете на контактную прочность и при расчете на изгиб).
При выполнении предварительных расчетов на контактную прочность коэффициент выделяют по формуле
, | 1.4.7 |
При выполнении проверочных расчетов коэффициенты и вычисляют по формулам 1.4.8 и 1.4.9, предварительно уточнив степень точности и пересчитав коэффициенты и .
, | 1.4.8 |
, | 1.4.9 |
и - коэффициенты, учитывающие влияние типа зубьев и модификации профиля, их значения выбирают ив таблицы 1.7;
- коэффициент, учитывающий влияние равности шагов сопряженных зубчатых колес, его значение выбирают из таблицы 1.8 (при выполнении предварительных расчетов полагают, что модуль менее 3.55 мм).
Таблица 1.7 | ||||
Значение коэффициентов и | ||||
Тип зубьев | H1 или H2 ≤ 350 | H1 или H2 > 350 | ||
δH | δF | δH | δF | |
Прямые без модификация | 0.006 | 0.016 | 0.014 | 0.016 |
Прямые c модификацией | 0.004 | 0.011 | 0.010 | 0.011 |
Непрямые | 0.002 | 0.006 | 0.004 | 0.006 |