Способы контроля взрывобезопасного и противопожарного режима на танкерах

1. Пожарная опасность легковоспламеняющихся и горючих жидко­стей характеризуется пределами взрываемости их паров в воздухе.

Пределы взрываемости паров нефтепродуктов в воздухе могут быть выражены либо температурой жидкости — температурные пределы, ли­бо концентрациями паров — концентрационные пределы,

2. Для закрытых емкостей нефтеналивных судов, где образуются концентрации паров нефтепродуктов в насыщенном состоянии, на прак­тике удобнее пользоваться температурными пределами взрываемости.

При пользовании температурными пределами достаточно замерить температуру паров нефтепродуктов и иметь данные по температурным пределам взрываемости нефтепродуктов (см. таблицу).

3. Для открытых емкостей и помещений (грузовые танки после вы­грузки нефтепродуктов, машинные и помповые отделения, сухогрузные трюмы, каюты и другие помещения), где могут образоваться пары нефтепродуктов в насыщенном состоянии, нужно пользоваться только концентрационными пределами взрываемости.

При пользовании концентрационными пределами взрываемости необ­ходимо отбирать пробы смеси паров с воздухом и производить их ана­лиз с помощью газоанализаторов, сопоставляя полученные данные с таблицами.

4. При перевозке нефтепродуктов на танкерах пользование темпера­турными пределами взрываемости позволяет достаточно быстро и точно определить взрываемость смеси паров нефтепродуктов с воздухом в за­крытых танках, груженных нефтегрузом, и принимать соответствующие меры предосторожности.

5. Практические применения температурных пределов взрываемости при перевозке нефтепродуктов на танкерах, приведены в следующих примерах.

Пример 1. Танкер, груженный тракторным керосином с плотностью 0,819 и температурой вспышки +28°С, совершает рейс в широтах с тем­пературой воздуха +30°С и температурой забортной воды +18°С.

Из таблицы, п. 10, находим, что нижний температурный предел взры­ваемости данного керосина составляет +26°С, а верхний +65°С. Таким образом, при температуре воздуха +30°С насыщенные пары керосина в подпалубном пространстве танков образуют с воздухом взрывоопас­ную смесь.

Поэтому целесообразно в данных условиях рекомендовать охлажде­ние палубы забортной водой ниже +26°С.

Пример 2. Танкер, груженный нафталигроином (каталитический) с температурой вспышки +41°С, совершает рейс в южных широтах при температуре воздуха +43°С.

Из таблицы, п. 13, находим, что температурные пределы взрываемо­сти для нафталигроина составляют: нижний +36°С, верхний +71°С.

Таким образом, при температуре воздуха +43°С насыщенные пары нафталигроина в палубном пространстве танкера образуют с воздухом взрывоопасную смесь.

Поэтому, несмотря на то что нафталигроин в обычных условиях отно­сится к нелетучим нефтепродуктам, необходимо в приведенных нами условиях на танкере ввести противопожарный режим, как для судна, перевозящего летучие нефтепродукты.

Пример 3.Танкер после выгрузки бензина был загружен мазутом марки 40. При этом в общем объеме груза бензин составляет 3%, а мазут – 97%. Танкер совершает рейс из южных широт при температуре +36оС в северные широты с температурой воздуха +18оС.

Из таблицы, п. 21., находим, что смесь, состоящая из 97% мазута и 3% бензина имеет температурные пределы взрываемости: нижний +30оС, верхний + 75оС.

Поэтому при плавании в южных широтах при температуре +34оС пары мазута с бензином в смеси с воздухом образуют в танках взрывоопасную смесь, и в соответствии с этим необходимо ввести для судна режим перевозки летучих нефтепродуктов.

№ п.п. Нефтепродукт Плотность при t=20oC Температура самовоспламенения паров в воздухе (метод «капли»), оС Температура вспышки oC Температурные пределы взрываемости насыщенных паров в воздухе оС  
нижний верхний
Бензин авиационный (ГОСТ 1012-72) Б 100/130 0,728   - 34 - 34 - 34
Бензин авиационный Б 95/130 (Этилированный) 0,736 - 37 -37 - 10
Бензин авиационный Б 91/115 0,729   - 38 - 38 - 5
Бензин авиационный Б 70 0,745 - 34 - 34 - 4
Бензин автомобильный (ГОСТ 2084-67) А-66 0,728 - 39 - 39 - 8
Бензин-растворитель (ГОСТ 433-76) БР-1 0,722- 0,730 - 17 - 17 - 10
Бензин- растворитель (ГОСТ 433-76) БР-2 0,700- - 0,730 -17 - -
Бензин (уайт-спирит) (ГОСТ 3134-52) 0,770 33-36
Керосин осветительный 0,810
Керосин тракторный 0,819
Керосин тракторный 0,809
Лигроин приборный 0,770
Нафталигроин (каталитический) 0,861
Масло зелёное (ГОСТ 2985-64) 0,965- -0,970
Масло автотракторное ЛК-10 («Автол-10») 0,930
Масло Л для высокоскоростных механизмов (Велосит) 0,882
Масло вазелиновое медицинское (ГОСТ 3164-52) 0,875- -0,890 з. т.
Масло приборное МВП(ГОСТ1805-76) 0,900
Масло турбинное (ГОСТ 32-74) Т22 0,900 эт. т.
Масло турбинное (ГОСТ 32-14) Т57 0,900 эт. т.
Мазут (97%) + бензин (3%) 0,925 -
Нефть Карадагская 0,831 - 21 - 21
Нефть Балаханская, тяжёлая 0,917
    Нефть Бибиэйбатская, лёгкая   0,867        
Нефть Бинагадинсая 0,9064
Нефть Зольнинская (сырая) 0,840 - - 35 - 35 - 14
Нефть Сурханская (масляная) 0,888
Нефть Сурханская отборная 0,8513
Нефть Туймазинская (сырая) 0,852 - 21 - 21 - 8
Нефти Западной Сибири (тюменские) 0,826- -0,890 - -22 - 35 - 21 -
Нефти Венесуэлы Лагуна 0,980 - - -
Нефти Венесуэлы Тиа Хуана 0,980 - - -
Нефти Венесуэлы Лагомар 0,980 - - -
Нефти Венесуэлы Лагомар 0,868 - - -
Нефти Венесуэлы Лаготреко 0,868 - - -
  Нефти отгружаемые из портов Новороссийск, Туапсе, Одесса          
Ромашкинская 0,860 - 38 - 38  
Бугурусланская 0,855 - - 20 - 20  
Кинельская 0,842 - - 20 - 20  
Шановская 0,820 - 35 - 35 - 35  
Грозненская 0,820 - 30 - 30 - 30  
Анастасиевская 0,900 - - 25 - 25  
Топлива газотурбинные (ГОСТ 10435-75) ТГВК 0,935
ТГ 0,935
Топливо дизельное (ГОСТ 4749-73; 305-73) ДП 0,864
    Топливо дизельное ДЗ   0,831        
Топливо дизельное ДА 0,847
Топливо дизельное ДС 0,844
Топливо нефтяное (ГОСТ 10585-75) мазут флотский Ф-12 0,928
Мазут флотский 40 0,949
Топливо для реактивных двигателей (ГОСТ 10224-62) Т-1 0,775 - 17 - 17
Солвент нефтяной 0,880

Приложение 2

Справочное

Наши рекомендации