Способы контроля взрывобезопасного и противопожарного режима на танкерах
1. Пожарная опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей характеризуется пределами взрываемости их паров в воздухе.
Пределы взрываемости паров нефтепродуктов в воздухе могут быть выражены либо температурой жидкости — температурные пределы, либо концентрациями паров — концентрационные пределы,
2. Для закрытых емкостей нефтеналивных судов, где образуются концентрации паров нефтепродуктов в насыщенном состоянии, на практике удобнее пользоваться температурными пределами взрываемости.
При пользовании температурными пределами достаточно замерить температуру паров нефтепродуктов и иметь данные по температурным пределам взрываемости нефтепродуктов (см. таблицу).
3. Для открытых емкостей и помещений (грузовые танки после выгрузки нефтепродуктов, машинные и помповые отделения, сухогрузные трюмы, каюты и другие помещения), где могут образоваться пары нефтепродуктов в насыщенном состоянии, нужно пользоваться только концентрационными пределами взрываемости.
При пользовании концентрационными пределами взрываемости необходимо отбирать пробы смеси паров с воздухом и производить их анализ с помощью газоанализаторов, сопоставляя полученные данные с таблицами.
4. При перевозке нефтепродуктов на танкерах пользование температурными пределами взрываемости позволяет достаточно быстро и точно определить взрываемость смеси паров нефтепродуктов с воздухом в закрытых танках, груженных нефтегрузом, и принимать соответствующие меры предосторожности.
5. Практические применения температурных пределов взрываемости при перевозке нефтепродуктов на танкерах, приведены в следующих примерах.
Пример 1. Танкер, груженный тракторным керосином с плотностью 0,819 и температурой вспышки +28°С, совершает рейс в широтах с температурой воздуха +30°С и температурой забортной воды +18°С.
Из таблицы, п. 10, находим, что нижний температурный предел взрываемости данного керосина составляет +26°С, а верхний +65°С. Таким образом, при температуре воздуха +30°С насыщенные пары керосина в подпалубном пространстве танков образуют с воздухом взрывоопасную смесь.
Поэтому целесообразно в данных условиях рекомендовать охлаждение палубы забортной водой ниже +26°С.
Пример 2. Танкер, груженный нафталигроином (каталитический) с температурой вспышки +41°С, совершает рейс в южных широтах при температуре воздуха +43°С.
Из таблицы, п. 13, находим, что температурные пределы взрываемости для нафталигроина составляют: нижний +36°С, верхний +71°С.
Таким образом, при температуре воздуха +43°С насыщенные пары нафталигроина в палубном пространстве танкера образуют с воздухом взрывоопасную смесь.
Поэтому, несмотря на то что нафталигроин в обычных условиях относится к нелетучим нефтепродуктам, необходимо в приведенных нами условиях на танкере ввести противопожарный режим, как для судна, перевозящего летучие нефтепродукты.
Пример 3.Танкер после выгрузки бензина был загружен мазутом марки 40. При этом в общем объеме груза бензин составляет 3%, а мазут – 97%. Танкер совершает рейс из южных широт при температуре +36оС в северные широты с температурой воздуха +18оС.
Из таблицы, п. 21., находим, что смесь, состоящая из 97% мазута и 3% бензина имеет температурные пределы взрываемости: нижний +30оС, верхний + 75оС.
Поэтому при плавании в южных широтах при температуре +34оС пары мазута с бензином в смеси с воздухом образуют в танках взрывоопасную смесь, и в соответствии с этим необходимо ввести для судна режим перевозки летучих нефтепродуктов.
№ п.п. | Нефтепродукт | Плотность при t=20oC | Температура самовоспламенения паров в воздухе (метод «капли»), оС | Температура вспышки oC | Температурные пределы взрываемости насыщенных паров в воздухе оС | |
нижний | верхний | |||||
Бензин авиационный (ГОСТ 1012-72) Б 100/130 | 0,728 | - 34 | - 34 | - 34 | ||
Бензин авиационный Б 95/130 (Этилированный) | 0,736 | - 37 | -37 | - 10 | ||
Бензин авиационный Б 91/115 | 0,729 | - 38 | - 38 | - 5 | ||
Бензин авиационный Б 70 | 0,745 | - 34 | - 34 | - 4 | ||
Бензин автомобильный (ГОСТ 2084-67) А-66 | 0,728 | - 39 | - 39 | - 8 | ||
Бензин-растворитель (ГОСТ 433-76) БР-1 | 0,722- 0,730 | - 17 | - 17 | - 10 | ||
Бензин- растворитель (ГОСТ 433-76) БР-2 | 0,700- - 0,730 | -17 | - | - | ||
Бензин (уайт-спирит) (ГОСТ 3134-52) | 0,770 | 33-36 | ||||
Керосин осветительный | 0,810 | |||||
Керосин тракторный | 0,819 | |||||
Керосин тракторный | 0,809 | |||||
Лигроин приборный | 0,770 | |||||
Нафталигроин (каталитический) | 0,861 | |||||
Масло зелёное (ГОСТ 2985-64) | 0,965- -0,970 | |||||
Масло автотракторное ЛК-10 («Автол-10») | 0,930 | |||||
Масло Л для высокоскоростных механизмов (Велосит) | 0,882 | |||||
Масло вазелиновое медицинское (ГОСТ 3164-52) | 0,875- -0,890 | з. т. | ||||
Масло приборное МВП(ГОСТ1805-76) | 0,900 | |||||
Масло турбинное (ГОСТ 32-74) Т22 | 0,900 | эт. т. | ||||
Масло турбинное (ГОСТ 32-14) Т57 | 0,900 | эт. т. | ||||
Мазут (97%) + бензин (3%) | 0,925 | - | ||||
Нефть Карадагская | 0,831 | - 21 | - 21 | |||
Нефть Балаханская, тяжёлая | 0,917 | |||||
Нефть Бибиэйбатская, лёгкая | 0,867 | |||||
Нефть Бинагадинсая | 0,9064 | |||||
Нефть Зольнинская (сырая) | 0,840 | - | - 35 | - 35 | - 14 | |
Нефть Сурханская (масляная) | 0,888 | |||||
Нефть Сурханская отборная | 0,8513 | |||||
Нефть Туймазинская (сырая) | 0,852 | - 21 | - 21 | - 8 | ||
Нефти Западной Сибири (тюменские) | 0,826- -0,890 | - | -22 - 35 | - 21 | - | |
Нефти Венесуэлы Лагуна | 0,980 | - | - | - | ||
Нефти Венесуэлы Тиа Хуана | 0,980 | - | - | - | ||
Нефти Венесуэлы Лагомар | 0,980 | - | - | - | ||
Нефти Венесуэлы Лагомар | 0,868 | - | - | - | ||
Нефти Венесуэлы Лаготреко | 0,868 | - | - | - | ||
Нефти отгружаемые из портов Новороссийск, Туапсе, Одесса | ||||||
Ромашкинская | 0,860 | - 38 | - 38 | |||
Бугурусланская | 0,855 | - | - 20 | - 20 | ||
Кинельская | 0,842 | - | - 20 | - 20 | ||
Шановская | 0,820 | - 35 | - 35 | - 35 | ||
Грозненская | 0,820 | - 30 | - 30 | - 30 | ||
Анастасиевская | 0,900 | - | - 25 | - 25 | ||
Топлива газотурбинные (ГОСТ 10435-75) ТГВК | 0,935 | |||||
ТГ | 0,935 | |||||
Топливо дизельное (ГОСТ 4749-73; 305-73) ДП | 0,864 | |||||
Топливо дизельное ДЗ | 0,831 | |||||
Топливо дизельное ДА | 0,847 | |||||
Топливо дизельное ДС | 0,844 | |||||
Топливо нефтяное (ГОСТ 10585-75) мазут флотский Ф-12 | 0,928 | |||||
Мазут флотский 40 | 0,949 | |||||
Топливо для реактивных двигателей (ГОСТ 10224-62) Т-1 | 0,775 | - 17 | - 17 | |||
Солвент нефтяной | 0,880 |
Приложение 2
Справочное