Особенности использования однопроводных систем распределения электроэнергии

26.2.1 При использовании судов с однопроводной системой распределения электроэнергии для предотвращения короткого замыкания необходимо тщательно следить за состоянием изоляции всех проводов и кабелей. Любое касание неизолированным проводом корпуса судна или связанной с ним металлической конструкции является коротким замыканием между двумя полюсами электрической сети.

26.2.2 Результаты измерения сопротивления изоляции необходимо сравнить с результатом предыдущих замеров и рекомендациями приложения А настоящих правил. Из результатов сравнения следует делать вывод о необходимости принятия мер для повышения сопротивления изоляции.

Сопротивление изоляции и защитные заземления

27.1 Сопротивления изоляции судового ЭО в нагретом состоянии, измеренные относительно корпуса судна, должны быть не менее величин, указанных в [2], [4], [5], приложении А или в инструкциях по эксплуатации.

27.2 Измерения общего сопротивления изоляции судовых сетей щитовыми приборами должны производиться не реже одного раза в сутки.

27.3 Независимо от ежедневного измерения сопротивления изоляции щитовыми приборами необходимо не реже одного раза в месяц измерять переносным мегаомметром сопротивления изоляции всего ЭО с занесением результатов в журнал учета технического состояния.

27.4 Измерения сопротивлений изоляции ЭО, в состав которого входят элементы электроники, необходимо выполнять приборами, рекомендованными инструкцией по эксплуатации конкретного ЭО, а также в соответствии с учетом 9.2.4 - 9.2.6.

27.5 Электрические машины, аппараты, кабели и другое ЭО с сопротивлением изоляции ниже нормы должны быть выведены из действия, после чего необходимо принять меры к повышению сопротивления их изоляции. Ввод в действие ЭО, имеющего сопротивление изоляции ниже нормы, запрещается.

27.6 Устройства автоматического контроля сопротивления изоляции должны быть постоянно включены. При срабатывании устройств следует отключать только звуковой сигнал, который сразу после отключения участка с пониженным сопротивлением изоляции должен быть снова включен.

27.7 Рекомендуется постоянное включение встроенных электрообогревателей неработающего ЭО.

27.8 Использование аппаратов для поддержания и восстановления сопротивления изоляции ЭО, основанных на наложении разности потенциалов между токоведущими частями и корпусом, должно производиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации.

27.9 Защитные заземления стационарного, передвижного и переносного ЭО должны соответствовать требованиям [1], [2], [5], РД 31.81.10 и [7]. Исправность защитных заземлений должна проверяться во время осмотров и ТО ЭО. Заземляющие контакты рекомендуется зачищать до металлического блеска и смазывать техническим вазелином.

Подготовка электрооборудования к зимнему отстою судов

28.1 При подготовке судна к зимнему отстою необходимо:

а) провести предремонтную дефектацию ЭО и при необходимости подготовить его и сдать в ремонт;

б) в установленные сроки сдать на поверку электроизмерительные приборы согласно 12.3.2;

и) сдать на испытание диэлектрические средства защиты от поражения током;

г) законсервировать не подлежащее ремонту ЭО.

28.2 Консервации подлежат следующие виды ЭО:

а) электрические машины;

б) аккумуляторы;

в) аппаратура управления и защиты;

г) кабели и провода оборудования, снятого для ремонта.

28.3 Консервацию и расконсервацию необходимо производить в соответствии с действующими инструкциями по консервации и расконсервации данного вида ЭО.

28.4 Перед вводом судна в эксплуатацию после зимнего отстоя необходимо произвести проверку сопротивления изоляции и работоспособности ЭО.

Приложение А (справочное)

Нормы сопротивления изоляции электрооборудования судов

Таблица А.1

Вид электрооборудования Сопротивление изоляции в нагретом состоянии, МОм
Морское судно Речное судно
номинальное минимальное предельно допустимое минимальное предельно допустимое
Электрические машины при номинальном напряжении до 500 В 0,7 и выше 0,2 0,5
Магнитные станции 0,5 и выше 0,2 0,5
Распределительные устройства и пульты управления при отключенных внешних цепях, сигнальных лампах указателей заземления, вольтметрах и др. при напряжении: до 100 (125) В * от 100 (125) В до 500 В     0,3 и выше 1,0 и выше     0,06 0,2     0,3 1,0
Аккумуляторные батареи при отключенных потребителях и номинальном напряжении: до 25 В от 25 В до 220 В     0,1 и выше 0,5 и выше     0,02 0,1     0,1 0,5
Фидер кабельной сети: освещения до 100 В то же, от 100 В до 220 В силовой, от 100 В до 500 В силовой и освещения: до 125 В от 125 В до 500 В   0,3 и выше 0,5 и выше 1,0 и выше   – –   0,06 0,2 0,2   – –   – – –   0,3 1,0
Цепи управления, сигнализации и контроля, коммутационная аппаратура, измерительные приборы, приборы связи и сигнализации и т.п. при напряжении: до 100 (125) В от 100(125) В до 500 В Изолированный подшипник     0,3 1,0 –     0,06 0,2 0,1     0,3 1,0 –

Приложение Б (справочное)

Допустимые температуры нагревания изоляционных материалов для длительной работы

Таблица Б.1

Класс изоляции Допустимая температура, °С
А
Е
В
F
Н
С Свыше 180

Приложение В (справочное)

Оценка степени искрения коллекторов электрических машин

Таблица В.1

Степень искрения Характеристика степени искрения Состояние коллектора и щеток
Искрения нет (темная коммутация) Отсутствует почернение на коллекторе и следы нагара на щетках
1 ¼ Слабое искрение под небольшой частью края щетки То же
1 ½ Слабое искрение под большей частью края щетки Появление следов почернения на коллекторе, легко устраняемых протиранием его поверхности бензином, а также следов нагара на щетках
Искрение под всем краем щетки. Допускается только при кратковременных толчках нагрузки и перегрузки Появление следов почернения на коллекторе, не устраняемых протиранием его поверхности бензином, а также следов нагара на щетках
Значительное искрение под всем краем щетки с наличием крупных и вылетающих искр Допускается только для моментов прямого (без реостатных ступеней) включения или реверсирования машин если при этом коллектор и щетки остаются в состоянии, пригодном для дальнейшей работы Значительное почернение на коллекторе, не устраняемое протиранием его поверхности бензином, а также подгар и частичное разрушение щеток

Приложение Г (справочное)

Защитное исполнение электрооборудования напряжением до 1000 В

Таблица Г.1

Исполнение по защите персонала от прикосновения к находящимся под напряжением и движущимся частям Исполнение по защите от проникновения воды
Незащищенное Каплезащищенное Брызгозащищенное Водозащищенное Погружное
Вид защиты Степень защиты (вторая цифра) Степень защиты (третья цифра)
Незащищенное 1Р00 1Р01 - - - - - - -
Защищенное от прикосновения и попадания посторонних тел 1Р10 1Р11 1Р12 1Р13 - - - - -
1Р20 1Р21 1Р22 1Р23 - - - - -
1Р30 1Р31 1Р32 1Р33 1Р34 - - - -
1Р40 1Р41 1Р42 1Р43 1Р44 - - - -
1Р50 1Р51 - - 1Р54 1Р55 1Р56 - -
1Р60 - - - - 1Р65 1Р66 1Р67 1Р68
                         

Примечания:

1. Электрооборудование исполнения 1Р00 называется открытым

2. Электрооборудование исполнения 1Р60, 1Р65, 1Р66, 1Р67 и 1Р68 называется герметичным.

Приложение Д (справочное)

Климатические исполнения изделий, допускаемые к установке на морские суда

Таблица Д.1

Исполнение Обозначение
принятые в странах СНГ принятые в других зарубежных странах
Для судов, предназначенных для эксплуатации в районах с умеренно холодным морским климатом * М М
Для судов, предназначенных для эксплуатации только в районах с тропическим морским климатом ** TM MT
Для судов неограниченного района плавания OM MU
Для всех климатических районов на суше и на море B W

* К этим районам относятся моря и океаны, расположенные севернее 30° северной широты и южнее 30° южной широты.

** К этим районам относятся моря и океаны, расположенные между 30° северной широты и 30° южной широты.

Приложение Е (справочное)

Обозначение изделий по климатическим категориям размещения и размещение этих изделий на судах

Таблица Е.1

Категория Место установки электрического оборудования размещения
На открытых палубах
В металлических помещениях надстроек и рубок без теплоизоляции, в помещениях под палубой переборок без теплоизоляции, на открытых палубах, но в местах, недоступных прямому воздействию солнечной радиации, атмосферных осадков и обливанию или обрызгиванию морской водой
В помещениях с теплоизоляцией, с естественной вентиляцией, отсутствует роса и прямое воздействие солнечной радиации
В помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями
В помещениях с повышенной влажностью (особенно в сырых), в которых возможно длительное наличие воды или частая конденсация влаги на переборках и подволоках

Приложение Ж (справочное)

Рекомендуемые критерии замены подшипников.

При обнаружении в подшипниках качения трещин в обоймах, поврежденных шариков, износа обойм, раковин, люфта и других дефектов подшипники должны быть замены новыми.

При смене подшипника его насаживают на вал так, чтобы марка была обращена в сторону торца вала.

Допустимые радиальные зазоры для шарико- и роликоподшипников приведены в таблице Ж.1.

Таблица Ж.1

Внутренний Радиальные зазоры, мм
диаметр подшипника, мм в новых шарикоподшипниках в новых роликоподшипниках максимально допустимые при износе подшипников
10 - 18 0.008 - 0.02 - -
20 - 30 0.01 - 0.02 0.03 - 0.05 0.1
35 - 50 0.01 - 0.02 0.05 - 0.07 0.2
55 -80 0.01 - 0.02 0.06 - 0.08 0.2
85 - 120 0.02 - 0.03 0.08 - 0.1 0.3
130 - 150 0.02 - 0.04 0.1 -0.12 0.3

Осевое смещение одного кольца подшипника качения относительно другого в обе стороны не должно превышать 0,8 мм.

Для замены импортного подшипника качения отечественным замеряют основные его параметры:

- внутренний диаметр внутреннего кольца, наружный диаметр наружного кольца, ширину наружного кольца и определяют серию подшипника (шариковый или роликовый, одно или двухрядный).

По полученным данным из каталога подбирают соответствующий подшипник. Диаметр буксы под подшипник проверяют с помощью калибра. Если непроходная сторона калибра П (плотная посадка) проходит в буксу, то буксу надо наварить или металлизировать с последующей обработкой.

При дефектации подшипников скольжения следует обращать внимание на их посадку в подшипниковом щите, состояние заливки антифрикционным металлом, зазор между валом и подшипником. Зазоры в подшипниках скольжения замеряют при неподвижном вале между его верхней точкой и вкладышем, т.е. в месте наибольшего зазора.

Допустимые величины зазоров в подшипниках скольжения приведены в таблице Ж.2.

Таблица Ж.2

Диаметр вала, мм Зазоры, мм, при частоте вращения вала, мин -1
до 1000 1000 - 1500 более 1500
18 - 30 0,04 - 0,093 0,06 - 0,13 0,14 - 0,28
30 - 50 0,05 - 0,112 0,075 - 0,16 0,17 - 0,34
50 - 80 0,065 - 0,135 0,095 - 0,195 0,2 - 0,4
80 - 120 0,08 - 0,16 0,12 - 0,235 0,23 - 0,46
120 - 180 0,1 - 0,195 0,15 - 0,285 0,26 - 0,53
180 - 260 0,12 - 0,225 0,18 - 0,33 0,3 - 0,6
260 - 360 0,14 - 0,25 0,21 - 0,38 0,34 - 0,68

Приложение К (справочное)

Указания по консервации электрооборудования при подготовке к зимнему отстою судов или длительному ремонту

Общие положения

Консервацию ЭО производят на месте его установки. Если ЭО находится на открытой палубе, то консервацию можно производить только в сухую погоду при положительной температуре воздуха.

Перед консервацией неисправное ЭО необходимо отремонтировать. Консервация неисправного ЭО запрещена.

Консервацию ЭО следует производить в условиях, препятствующих его загрязнению.

Основными условиями сохранности ЭО при консервации является возможно полная герметизация его и создание внутри герметизированных объемов атмосферы, препятствующей окислительным процессам.

При подготовке аппаратуры к консервации необходимо установить в отключенное положение кнопки, ручки, пружины, выключатели и т.д., произвести тщательный осмотр всех модулей и блоков. Металлические поверхности тщательно очистить от механических загрязнений (продуктов коррозии), обезжирить и просушить.

Запрещается прикасаться к обработанным поверхностям нотными руками.

Неокрашенные металлические поверхности ЭО следует покрыть смазкой.

Для предохранения смазки от загрязнений и повреждений при хранении ЭО на открытых местах на смазку требуется наклеивать парафинированную бумагу.

Применение смазки, содержащей воду, категорически запрещается.

Запрещается во время консервации покрывать смазкой:

а) коллекторы (контактные кольца) электрических машин;

б) контакты и контактные соединения;

в) детали, изготовленные из электроизоляционных материалов;

г) резисторы;

д) детали из меди и ее сплавов, защищенные металлическими покрытиями: никелированные, хромированные, оцинкованные, луженые, кадмированные;

е) все детали, защищенные лакокрасочными покрытиями.

Наши рекомендации