Расчет допускаемой тормозной силы по условию недопущения юза колес вагона
Для тормозов, основанных на использовании сцепления колес с рельсами, реализуемая тормозная сила не должна превышать силу сцепления, так как при этом возможно заклинивание и повреждение колесных пар, а возникающий юз приводит к увеличению тормозного пути.
Рис.1.1. Силы, действующие на колесо при торможении вагона.
Условием недопущения юза колесной пары при торможении является выполнение неравенства:
где: ВТ – реализуемая тормозная сила колесной пары, Н;
Вс – предельное значение силы сцепления рельса с колесом или допускаемая тормозная сила по сцеплению, Н; Вс=[ВТ];
y – коэффициент сцепления колеса и рельса;
q – статическая осевая нагрузка единицы подвижного состава, Н;
Кс –расчетный коэффициент запаса по сцеплению.
Определим среднюю допускаемую удельную тормозную силу по сцеплению для цистерны.
Вес брутто вагона 93,5 т., конструкционная скорость – 100 км/ч.
Расчетный коэффициент сцепления:
В новой редакции типового тормозного расчета вагонов значение функции скорости предлагается определять по следующей зависимости.
Для подвижного состава на грузовых тележках модели 18-100
Допускаемая тормозная сила:
Результаты расчетов и соответствующие скоростям движения цистерны от 100 км/ч до полной остановки, сводим в таб. 1.1.
На основании полученных данных строим графическую зависимость удельной тормозной силы от скорости движения
Расчетные значения и для цистерны
Таблица 1.1
V, км/ч | , Н/т | ||
0,564 | 0,081 | ||
0,590 | 0,084 | ||
0,627 | 0,090 | ||
0,684 | 0,098 | ||
0,783 | 0,112 | ||
0,143 |
График зависимости допускаемой удельной тормозной силы от скорости
движения вагона.
Определим среднее значение допускаемой удельной тормозной силы:
Вывод:
1) Потребная тормозная сила (bтс=475,5 Н/т) меньше допускаемой по сцеплению ([bтс]=843 Н/т). В этом случае параметры тормозной системы следует выбирать из допускаемой тормозной силы. Целесообразно использование колодочного тормоза с пневматическим управлением.
2) При bтс=475,5 Н/т и замедление аm=0,402 м/с2 соблюдается необходимая безопасность движения цистерны в составе поезда и обеспечиваются условия сохранности груза.