Построение индикаторной диаграммы

Индикаторные показатели рабочего цикла

1.6.1 Теоретическое среднее индикаторное давление

Для бензиновых двигателей определяется по формуле:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.6.2 Среднее индикаторное давление

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – коэффициент полноты индикаторной диаграммы (принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.6.3 Индикаторный КПД

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – среднее индикаторное давление, МПа;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – плотность заряда, кг/м3;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – коэффициент наполнения.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.6.4 Индикаторный удельный расход топлива

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Эффективные показатели рабочего цикла

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
14
 
1.7 Среднее давление механических потерь

Для бензиновых двигателей с числом цилиндров до шести и отношением S/D<1:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – средняя скорость поршня, м/с (принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ).

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.7.2 Среднее эффективное давление

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.7.3 Механический КПД

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.7.4 Эффективный КПД

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.7.5 Эффективный удельный расход топлива

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.7.6 Часовой расход топлива

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Основные параметры цилиндра и двигателя

1.8.1 Рабочий объем двигателя

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
15
 
1.8.2 Рабочий объем цилиндра

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.8.3 Диаметр поршня

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru .

1.8.4 Ход поршня

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

1.8.5 Действительные параметры двигателя

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
16
 
Разница между расчётным значением эффективной мощности Построение индикаторной диаграммы - student2.ru и её заданной величиной составляет 0,78%, что допустимо (0,78% < 5%).

Разница между расчётным значением средней скорости поршня Построение индикаторной диаграммы - student2.ru и её принятой величиной составляет 4,9%, что допустимо (4,9% < 5%).

Построение индикаторной диаграммы

1.9.1 Индикаторная диаграмма карбюратора (приложении 1)

На оси абсцисс индикаторной диаграммы от ее начала откладывается отрезок ОА, соответствующий объему камеры сгорания:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – отрезок, соответствующий рабочему объему цилиндра в выбранном масштабе, мм.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

От точки А откладывается отрезок АВ. По дынным теплого расчета на диаграмму наносятся характерные точки r, a, c, z, b. Построение политроп сжатия и расширения осуществляется следующим образом. На отрезке АВ намечают несколько точек (в нашем случае 6). Давления для этих точек определяется из уравнений:

для политропы сжатия:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

для политропы расширения:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – давление и объем в точке X;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – масштаб давления, МПа/мм (принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ).

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
17
 
Данные для построения политроп сжатия и расширения сводятся в таблицу 1.2.

Таблица 1.2

№ точки Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru
36,5 3,9 6,5 20,8 0,52 5,5 2,2
56,5 2,5 3,5 11,2 0,28 3,1 1,2
76,5 1,9 2,4 8,0 0,20 2,2 0,9
96,5 1,5 1,8 5,6 0,14 1,7 0,7
116,5 1,2 1,3 4,0 0,10 1,3 0,5
136,5 1,0 1,0 3,2 0,08 1,0 0,4

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
18
 
По индикаторной диаграмме определяют теоретическое среднее индикаторное давление:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – площадь индикаторной диаграммы, мм2 ( Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ).

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Разница между значением Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , найденным по площади индикаторной диаграммы, и её расчётным значением составляет 0,004% < 5%, что допустимо.

Тепловой баланс

1.10.1 Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – низшая теплота сгорания, кДж/кг;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – часовой расход топлива, кг/ч.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru за 100%.

1.10.2 Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru составляет 0,26% от Построение индикаторной диаграммы - student2.ru .

1.10.3 Теплота, передаваемая охлаждающей среде за 1 с

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – коэффициент пропорциональности (принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru );

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – показатель степени (принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru );

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – число цилиндров;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – диаметр цилиндра, см;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – скорость вращения коленчатого вала, мин –1.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru составляет 30,2% от Построение индикаторной диаграммы - student2.ru .

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
19
 
1.10.4 Теплота, унесенная с отработавшими газами за 1 с

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – количество свежей смеси, кмоль;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – количество продуктов сгорания, кмоль;

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном давлении [принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ];

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru – средняя мольная теплоемкость свежей смеси при постоянном давлении [принимаем Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

=20,775 Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ].

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru составляет 32,66% от Построение индикаторной диаграммы - student2.ru .

1.10.5 Теплота, потерянная вследствие химической неполноты сгорания топлива за 1 с

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru составляет 6,99% от Построение индикаторной диаграммы - student2.ru .

1.10.6 Неучтенные потери тепла

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Величина неучтенных потерь тепла Построение индикаторной диаграммы - student2.ru составляет 3,6% от общего количества тепла Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , что допустимо (3,6% < 5%).

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
20
 

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
21
 
2. Кинематика кривошипно-шатунного механизма (КШМ)

Кинематические исследования КШМ необходимы для дальнейшего выяснения сил, действующих на детали и элементы деталей двигателя, основные параметры которых можно определить расчетом. Детальные исследования кинематики КШМ двигателя из-за переменного режима работы двигателя очень сложны. При определении нагрузок на детали двигателя пользуются упрощенными формулами, полученными для условия равномерного вращения кривошипа, которые дают при расчете достаточную точность и существенно облегчают расчет.

При расчете кинематики КШМ необходимо определиться с выбором его схемы. Принимаем смещенную (дезоксиальную) схему кривошипно-шатунного механизма (рисунок 2.1)

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Рисунок 2.1. Схема смещенного (дезоксиального) кривошипно-шатунного механизма

На рисунке 2.1. приведены основные обозначения механизмов:

Sx – текущее перемещение поршня (точка А – ось поршневого пальца);

φ

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
22
 
– угол поворота кривошипа ОВ, отсчитываемый от оси цилиндра (АʹO) в направлении вращения коленчатого вала по часовой стрелке (точка О обозначает ось коленчатого вала; точка В – ось шатунной шейки; точка Аʹ – в.м.т.);

β – угол отклонения шатуна (АВ) от оси цилиндра;

ω – угловая скорость коленчатого вала;

R = OB – радиус кривошипа;

S = 2R = AʹAʺ– ход поршня;

Lш = АВ – длина шатуна;

λʹ = Построение индикаторной диаграммы - student2.ru - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна (принимаем равным 0,27);

R + Lш = AʹO – расстояние от оси коленчатого вала до в.м.т.

Расчет кинематики кривошипно-шатунного механизма сводится к определению пути, скорости и ускорения поршня. При этом принимается, что коленчатый вал вращается с постоянной угловой скоростью Построение индикаторной диаграммы - student2.ru .

2.1. Перемещение поршня.

Перемещение поршня в зависимости от угла поворота кривошипа для двигателя со смещенным кривошипно-шатунным механизмом:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Значение Построение индикаторной диаграммы - student2.ru при Построение индикаторной диаграммы - student2.ru и результаты расчета S представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru S
0,0000
0,1665 0,00809

Продолжение таблицы 2.1.

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru S
0,5975 0,03061
1,13 0,05898
1,5975 0,08431
1,8985 0,101099
2,0000 0,1074
1,8985 0,101099
1,5975 0,08431
1,13 0,05898
0,5975 0,03061
0,1665 0,00809
0,0000

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
23
 
2.2 Скорость поршня

При перемещении поршня скорость его движения является величиной переменной и при постоянной частоте вращения коленчатого вала зависит только от изменения угла поворота кривошипа и отношения λʹ = Построение индикаторной диаграммы - student2.ru :

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Значение Построение индикаторной диаграммы - student2.ru и результаты расчетов приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru
0,000 0,8729
+0,613 +16,135
+0,979 +26,54
+1,000 +27,555
+0,753 +21,18
+0,387 +11,42
0,000 0,87
-0,387 -11,42
-0,753 -21,18
-1,000 -27,555
-0,979 -26,54
-0,613 -16,135
-0,000 0,8729

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
24
 
2.3 Ускорение поршня

Ускорение поршня:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Значение множителя Построение индикаторной диаграммы - student2.ru и результаты расчетов j приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Построение индикаторной диаграммы - student2.ru
+1,260 +17815,36
+0,996 +14306,58
+0,37 +5619,41
-0,26 -4124,11
-0,63 -9295,597
-0,736 -10630,396
-0,740 -10462,988
-0,736 -10630,396
-0,63 -9295,597
-0,26 -4124,11
+0,37 +5619,41
+0,996 +14306,58
+1,260 +17815,36

.

Графики скорости, перемещения и ускорения поршня приведены в приложении.

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
25
 

3. Динамика КШМ

Целью динамического расчета является определение сил, действующих на КШМ для дальнейшего расчета на прочность деталейдвигателя. Результаты расчета выносятся на лист графической части, который должен содержать:

· Индикаторную диаграмму в координатах P – V;

· Развернутую диаграмму по углу поворота коленчатого вала в координатах P – φ;

· Диаграммы: силы инерции Pj, суммарной силы P, силы К, силы, действующей вдоль оси шатуна S, тангенциальной силы Т, нормальной N;

· Полярную диаграмму сил, действующих на шатунную шейку Rшш;

· Диаграмму износа шатунной шейки;

· Диаграмму фаз газораспределения.

3.1. Динамический расчет КШМ

3.1.1. Построение диаграммы силы давления газов Р, в координатах Р – φ (давление – угол поворота коленчатого вала)

Диаграмма силы давления газов строится на основе индикаторной диаграммы и представляет собой график силы давления газов на поршень для различных положений коленчатого вала двигателя. Диаграмму получают путем перестроения индикаторной диаграммы из координат P –V в координаты P – φ.

Для этого необходимо :

· Построить под индикаторной диаграммой окружность радиусом Построение индикаторной диаграммы - student2.ru мм с центром в точке О, где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru - масштаб перемещения поршня, Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ;

· отложить от точки О в сторону мертвой точки отрезок Построение индикаторной диаграммы - student2.ru поправку Брикса;

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
26
 

·

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
27
 
из получено центра Оʹ разбить полуокружность лучами через каждые 30̊ ;

· из точек, полученных на полуокружности, провести вертикальные линии до пересечения с индикаторной диаграммой: перенести ординаты соответствующих точек на координатную сетку P - φ для углов φ = 0…720̊ п.к.в. и соединить их плавной кривой;

· определить максимальное значение силы Pr, находящиеся в диапазоне углов φ = 360…390̊ п.к.в.

3.2 Определение сил, действующих в КШМ

3.2.1. Сила давления газов

Сила давления газов представляет собой избыточное давление газов на поршень

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Pr, P0 – соответственно давление газов в рассматриваемой точке индикаторной диаграммы и атмосферное давления, МПа.

Значение силы давления газов при различных углах п.к.в. приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , МПа φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ,МПа
0,240 7,470
0,180 3,150
0,120 1,920
0,118 1,200
0,109 0,960
0,180 0,930
0,192 0,840
0,198 0,600
0,270 0,450
0,330 0,330

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
28
 
Продолжение таблицы 3.1

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , МПа φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ,МПа
0,750 0,234
1,800 0,240
13,200    

3.2.2. Удельная сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс

Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru - масса возвратно-поступательно движущихся деталей КШМ, кг.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , кг,

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru - масса поршневой группы, кг.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru - конструктивная удельная масса кг/м2 (для бензинового двигателя с D = 94 мм Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ) тогда,

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru - масса шатуна, кг.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru - конструктивная удельная масса кг/м2 (для бензинового двигателя с D = 94 мм Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ) тогда,

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru отсюда,

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Тогда масса возвратно-поступательно движущихся деталей КШМ будет равна:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Удельная сила инерции определяется по формуле:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Значения силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс и удельной силы инерции для различного положения п.к.в. приведены в таблице 3.2.

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
29
 
Таблица 3.2.

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru
-2,661 -2,098
-2,098 -0,766
-0,766 0,565
0,565 1,330
1,330 1,531
1,531 1,530
1,530 1,532
1,532 1,332
1,332 0,567
0,567 -0,764
-0,764 -2,097
-2,097 -2,661
-2,661 - -

3.2.3. Центробежные силы

Центробежная сила вращающихся масс КШМ является результатом двух сил КRK и КRШ и направлена по радиусу кривошипа.

Для V-образных двигателей, имеющих два шатуна на одной шатунной шейке:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
30
 
Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Тогда,

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

3.2.4. Суммарные силы.

Значения суммарных сил необходимо определить для различных положений КШМ в диапазоне углов от 0̊ до 720̊ п.к.в. с шагом Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Результаты расчетов оформляем в виде таблицы.

Удельная суммарная сила, действующая на поршень, рассчитывается по формуле:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Удельная нормальная сила, действующая перпендикулярно оси цилиндра, рассчитывается по формуле:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Удельная сила, действующая вдоль шатуна:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Удельная сила, действующая по радиусу кривошипа:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Удельная тангенциальная сила:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Полная тангенциальная сила:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Полная сила, действующая по радиусу кривошипа:

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Результаты расчетов этих сил приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3

φ̊ P, МПа РN, МПа PS, МПа PK, МПа PT, МПа Т, кН К, кН
-2,421 0,000000 -2,421299 -2,4213 0,000 -16,803
-1,918 -0,261354 -1,935953 -1,53056 -1,18545 -8,227 -10,622
-0,646 -0,155323 -0,664264 -0,18841 -0,63698 -4,421 -1,308
0,682 0,191312 0,708563 -0,19131 0,682248 4,735 -1,328
1,439 0,346037 1,479887 -1,01911 1,073072 7,447 -7,072
1,711 0,233160 1,727112 -1,59861 0,653728 4,537 -11,094
1,722 0,000000 1,721723 -1,72172 2,11E-16 0,000 -11,948
1,730 -0,235768 1,746430 -1,61649 -0,66104 -4,587 -11,218
1,602 -0,385184 1,647303 -1,1344 -1,19447 -8,289 -7,872
0,897 -0,251512 0,931525 -0,25151 -0,89693 -6,224 -1,745
-0,014 0,003337 -0,014270 -0,00405 0,013683 0,095 -0,028
-0,297 0,040478 -0,299835 -0,23705 0,1836 1,274 -1,645
10,539 0,000000 10,538701 10,5387 -2,61315 0,000 73,136
5,372 0,731889 5,421399 4,286145 3,319719 23,038 29,745
2,384 0,573373 2,452128 0,695519 2,351422 16,318 4,827
2,485 0,696731 2,580486 -0,69673 2,484648 17,243 -4,835
2,530 0,608368 2,601788 -1,79169 1,886568 13,092 -12,434
2,491 0,339433 2,514319 -2,32725 0,951693 6,605 -16,151
2,460 0,000000 2,459723 -2,45972 9,041316 0,000 -17,070
2,372 -0,323239 2,394361 -2,21621 -0,90629 -6,289 -15,380
1,932 -0,464547 1,986712 -1,36813 -1,44057 -9,997 -9,495
1,017 -0,285161 1,056154 -0,28516 -1,01693 -7,057 -1,979
-0,434 0,104344 -0,446245 -0,12657 0,427918 2,970 -0,878
-1,863 0,253841 -1,880303 -1,48656 1,151378 7,990 -10,316
-2,421 0,000000 -2,421299 -2,4213 1,191315 0,000 -16,803

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
31
 
Графики удельных сил приведены в приложении.

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
32
 
Построив графики удельных сил, необходимо произвести проверку правильности выполнения расчетов. Для этого следует графическим способом определить среднее значение тангенциальной силы за цикл.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Среднее значение тангенциальной силы Тср, полученное графическим путем, необходимо сравнить со средним значением этой силы по данным теплового расчета.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Ошибка, допущенная при выполнении расчетов составляет 2,8%, что допустимо.

3.2.5. Крутящие моменты цилиндра и двигателя

Крутящий момент одного цилиндра

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Для определения среднего значения крутящего момента двигателя необходимо построить график суммарного крутящего момента двигателя. С этой целью необходимо произвести суммирование крутящих моментов отдельных цилиндров, для чего на график изменения крутящего момента Построение индикаторной диаграммы - student2.ru одного цилиндра накладывают аналогичные графики для других цилиндров с учетом сдвига по фазе рабочих процессов.

Последовательность построения графика Построение индикаторной диаграммы - student2.ru :

· график Построение индикаторной диаграммы - student2.ru поделить на Построение индикаторной диаграммы - student2.ru равных частей;

· нанести на новую координатную сетку каждую из полученных частей графика Построение индикаторной диаграммы - student2.ru ;

· преобразовать график Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , для чего сместить ось ординат вправо на угол Построение индикаторной диаграммы - student2.ru . Перенести отсеченную новой осью ординат начальную часть графика в конец исходного графика.

·

Изм.
Лист
№ документа документа_
Подпись _
Дата Дата _
Лист_
33
 
преобразовать график Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , вновь поделить на Построение индикаторной диаграммы - student2.ru равных частей и перенести на ту же новую координатную сетку в дополнение к трем ранее перенесенным частям исходного графика;

· просуммировать все i – части исходного и преобразованного графика на новой координатной сетке через каждые 10̊ . Построить график Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

· Графоаналитическим способом определить среднее значение суммарного крутящего момента двигателя с неравномерным чередованием вспышек Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Для проверки правильности построения этого графика необходимо полученное значение Построение индикаторной диаграммы - student2.ru сравнить со значением среднего крутящего момента по данным теплового расчета.

Значения Построение индикаторной диаграммы - student2.ru приведены в таблице 3.4

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , Построение индикаторной диаграммы - student2.ru φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , Построение индикаторной диаграммы - student2.ru
0,000 1028,652
-367,326 728,614
-197,376 769,896
211,402 584,574
332,503 294,893
202,565 0,000
0,000 -280,823
-204,831 -446,378
-370,119 -315,107
-277,923 132,595
4,240 356,767
56,890 0,000
0,000 -- -

Графики крутящего момента одного цилиндра и суммарного момента приведены в приложении.

3.2.6. Результирующая сила, действующая на шатунную шейку коленчатого вала от одного шатуна

Результирующая сил Rшш, действующая на шатунную шейку, определяется как графическим сложением сил, так и аналитически.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

где Построение индикаторной диаграммы - student2.ru - суммарная сила, действующая на шатунную шейку по оси кривошипа, кН.

Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Рисунок 3.1. Силы, действующие на шатунную шейку

Значения сил Rшш и Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , вычисленные для различных положений КШМ

приведены в таблице 3.5

Таблице 3.5

φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Rшш , Построение индикаторной диаграммы - student2.ru φ̊ Построение индикаторной диаграммы - student2.ru Rшш, Построение индикаторной диаграммы - student2.ru
-24,182 24,182 22,366 32,109
-18,001 19,791 -2,552 16,517
-8,686 9,746 -12,214 21,131
-8,707 9,911 -19,813 23,748
-14,451 16,257 -23,529 24,439
-18,473 19,022 -24,449 24,449
-19,327 19,327 -22,759 23,612
-18,597 19,154 -16,873 19,613
-15,251 17,358 -9,358 11,721
-9,124 11,045 -8,257 8,775
-7,407 7,408 -17,695 19,416
-9,024 9,113 -24,182 24,182
65,757 65,757 --   -

3.3. Построение диаграмм износа шатунной шейки коленчатого

вала

Диаграмма износа шатунной шейки позволяет определить положение наименее нагруженного участка шейки вала, в котором необходимо расположить канал подвода масла к шатунному подшипнику. Предполагается, сто износ шейки пропорционален действующей силе и распространяется равномерно на дуге 60º по окружности шейки в обе стороны от точки приложения этой силы.

Для построения диаграммы необходимо провести окружность произвольного радиуса, изображающую шатунную шейку, и разбить эту окружность на 12 частей. Для каждого из лучей Ош1, Ош2,…, Ош12 нужно определить сумму всех результирующих сил Построение индикаторной диаграммы - student2.ru , попадающих в сектор, равный 120º. Указанную сумму сил определяют следующим образом:

· переносят лучи с диаграммы износа на полярную диаграмму в центр Ош;

· в обе стороны от луча отложить по 60 и в полученном секторе определить, какие точки полярной диаграммы попали в данный сектор;

· просуммировать все результирующие силы для отмеченных точек, получив Построение индикаторной диаграммы - student2.ru для данного j-луча; Построение индикаторной диаграммы - student2.ru

Полярная диаграмма приведена в приложении.

Список использованной литературы

1. Автомобильные двигатели, Березин А.С., ГУ КузГТУ, 2009 г.

Наши рекомендации