Техническое обслуживание. Возможные неисправности
Для достижения работоспособного состояния системы охлаждения необходимы: оптимальная температура охлаждающей жидкости (85...95"С) или оптимальная температура масла (55...100°С); хорошая теплопроводностьстенок водяной рубашки и трубок радиатора; наличие регулируемого потока воды и воздуха.
При снижении температуры охлаждающей жидкости на 30...40°С от оптимального значения расход топлива увеличивается на 5... 10 %. В результате длительной работы двигателя с перегревом охлаждающейжидкости нарушается смесеобразование, что приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателя.
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие правила.
В систему жидкостного охлаждения следует заливать чис-тую, желательно .мягкую воду. Признак мягкой воды - способность хорошо мылиться. К наиболее простым способам смягчения жесткой воды, взятой из колодцев, рек, родников, прудов и озер, относятся: предварительное кипячение; добавление соды или антинакипинов (например, 10...12мг тринатрийфосфата на I л воды).
Заполняй, радиатор надо до уровня горловины верхнего бака. Во время работы нельзя допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя нужно постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года в холодный двигатель нельзя заливать слишком горячую воду: от резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины.
Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к образованию трещин на его деталях, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается.
Вследствие этого стенки блоков цилиндров, головки и трубок радиатора разрываются. Поэтому перед длительной стоянкой воду из системы охлаждения необходимо слить.
Следует помнить, что у V-образных двигателей воду слива-юг через три краника (два на блоке цилиндров и один на радиаторе), у рядных - через два (из блока цилиндров и радиатора).
В зимнее время в систему охлаждения желательно заливать антифриз. Самый распространенный из антифризов - Тосол А-40М. Он предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет. При нагревании он расширяется больше, чем вода, поэтому в систему его не доливаю! примерно на 2 л. При понижении уровня антифриза в радиаторе необходимо добавлять воду, так как со временем она испаряется. Прежде чем заливать воду в радиатор, необходимо убедиться,что уровень антифриза понизился естественным путем. В случае утечки антифриза из радиатора через неплотности системы, необходимо устранить неисправности, и только потом добавлять воду.
Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании к желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, курить и принимать пишу во время работы с антифризом.
При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) проверяют уровень воды в радиаторе. Открывая крышку заливной горловины радиатора, перегретого двигателя, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут 'вырваться из горловины. Сильная утечка воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились и их следует заменить.
При ТО-1 смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и нагнетать в нее солидол шприцем (три - четыре впрыскивания).
Затем проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на среднюю часть ремня с усилием 20 Н образуется прогиб в 12 мм.
Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора пли специальным натяжением роликом. Следует иметь в виду, что при чрезмерном натяжении ремня вентилятора возникает преждевременный износ подшипников ремня. Слабое натяжение приводит к перегреву двигателя, что в свою очередь вызывает повышенный износ ремня.
При ТО-3 систему охлаждения необходимо промыть специальным раствором. Для удаления накипи из двигателей с чугунной головкой используют раствор каустической соды (100 г соды и 15г керосина на 1 л воды). Сняв термостат, заполняют систему охлаждения раствором и прогревают двигатель. По истечении 10 ч двигатель снова запускают и, прогрев его на малой частоте вращения коленчатого вала около 15 мин, останавливают. Отсоединив нижний шланг, раствор сливают, систему охлаждения промывают чистой водой для удаления шлама.
В двигателях с воздушным охлаждением нужно очистить защитную сетку вентиля юра и межреберное пространство цилиндров и головок.
При сезонном техническом обслуживании (СТО) проверяю! работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При температуре 70°С отверстие основного клапана термостата начинает открываться, при температуре 85°С открывается полностью. Показания дистанционного термометра сравнивают с показателями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора.
Контрольные вопросы
1 Перечислите основные части жидкостной системы охлаждения Д15С.
2 Почему систему охлаждения ДВС называют закрытой?
3. Какие устройства контролируют и регулируют тепловой режима ДВС'?
4 Каково назначение термостата? Как проверить его работу?
5 Для какой цели служит паровоздушный клапан?
6 Каков рабочий диапазон температуры системы охлаждения ДВС? Назвать причины перегрева охлаждающей жидкости.
7 Как удалить накипь из системы охлаждения?
ЗАНЯТИЕ №3