Гребные электрические установки. Техническое использование и обслуживание
15.1 Использование ГЭУ должно выполняться с учетом требований правил технической эксплуатации (общие требования), инструкции по эксплуатации и указания судовладельца.
15.2 При получении распоряжения о подготовке ГЭУ к действию ВЭМ должен:
а) тщательно осмотреть главные генераторы, гребные ЭД, агрегаты возбуждения, РУ, ПУ и посты управления; отключить обогрев электрических машин;
б) измерить сопротивления изоляции всех электрических машин, цепей главного тока, возбуждения и управления ГЭУ;
в) проверить в действии совместно с ВМХ системы смазки, охлаждения и вентиляции ГЭУ;
г) провернуть валоповоротным устройством гребные ЭД с разрешения ВП. После проворачивания валоповоротное устройство должно быть разобщено;
д) ввести в действие агрегаты возбуждения;
е) набрать заданную схему ГЭУ по готовности всех первичных двигателей, электрических машин, РУ и ПУ;
ж) предупредить ВМХ и вахтенного электрика отделения гребных ЭД о предстоящем опробовании ГЭУ;
з) опробовать ГЭУ в действии из ЦПУ с разрешения ВП при минимальной частоте вращения винтов вперед и назад;
и) доложить ВП о готовности ГЭУ к работе и передать управление ГЭУ на мостик; ВП должен проверить ГЭУ в действии с мостика и о результатах сообщить ВЭМ.
15.3 При использовании ГЭУ ВЭМ обязан:
а) следить за работой главных генераторов, гребных ЭД, агрегатов возбуждения, РУ, ПУ и постов управления, систем вентиляции, контроля и сигнализации о работе ГЭУ; за работой электростанции, ЭО и ЭСА;
б) обеспечивать заданный режим работы ГЭУ и следить за заданной нагрузкой главных генераторов и гребных ЭД;
в) контролировать показания приборов;
г) следить за средствами сигнализации и в случае появления тревожных сигналов принимать меры к немедленному устранению неисправности; если устранить неисправность без вывода ГЭУ из действия не представляется возможным, сообщить ВМХ и ВП о необходимости ее вывода;
д) контролировать температуры нагрева обмоток электрических машин, а также входящего и выходящего воздуха, вентилирующего электрические машины, которые не должны превышать величин, рекомендованных инструкциями по эксплуатации;
е) контролировать температуру и давление воды и отсутствие протечек в воздухоохладителях;
ж) контролировать давление в трубопроводе смазки подшипников;
з) контролировать температуру нагрева подшипников электрических машин.
Примечание - Порядок контроля по перечислениям е, ж, з определяется должностной инструкцией для лиц вахтенной службы исходя из особенностей эксплуатации конкретного ГЭУ.
и) в установившемся режиме работы ГЭУ делать обход с осмотром работающего ЭО не менее двух раз за вахту с уведомлением ВМХ;
к) вести электромеханический журнал;
л) следить за чистотой наружных поверхностей ЭО;
15.4 Переход на другой режим работы ГЭУ производится ВЭМ только по указанию капитана или ВП по согласованию с ВМХ. В случае неисправности ГЭУ ВЭМ совместно с ВМХ могут перейти на другой режим, предварительно получив на это разрешение ВП с уведомлением СТМ и ЭМХ. В экстренных случаях ВЭМ действует самостоятельно.
15.5 Техническое обслуживание ЭО ГЭУ должно выполняться в соответствии с настоящими правилами, инструкциями по эксплуатации, ПГТО, указаниями судовладельца, РД 31.00.73.
15.6 Ответственными за ТО электрооборудования ГЭУ являются ЭМХ по заведованиям.
Электроприводы. Техническое использование
Общие указания
16.1.1 При вводе в действие и ТИ ЭП необходимо выполнять требования 6.1, 6.6, 13.2 и 23.6, а также руководствоваться указаниями соответствующих правил технической эксплуатации в части ТИ вспомогательных судовых технических средств.
16.1.2 При использовании ЭП не реже одного раза за вахту лицам вахтенной службы необходимо проверять:
а) работу электродвигателей в соответствии с 6.6.3;
б) действие электронагревательных приборов для подогрева масла в электрогидравлических приводах (при наличии);
в) состояние электрической аппаратуры, электромагнитных клапанов и других ЭСА ЭП;
г) чистоту ЭО;
16.1.3 При проверках в действии шлюпочных лебедок не реже одного раза в месяц необходимо проверять правильность срабатывания аварийных выключателей безопасности.
16.1.4 Рекомендуется не реже одного раза в год проверять:
а) состояние электромагнитных муфт в ЭП всех назначений;
б) правильность действия устройств регулирования скорости вытравливания и регистрации длины вытравленной якорной цепи;
в) исправность взвешивающих устройств в ЭП автоматических швартовных и буксирных лебедок;
г) правильность действия средств сигнализации о положении и автоматического управления положением аппарелей;
д) исправность сигнализации об уменьшении кратности обмена воздуха в грузовых помещениях;
е) правильность действия средств автоматического управления системами успокоения качки судна на волнении, выравнивании крена и дифферента, точность измерителей и сигнализаторов уровня воды в танках; действие систем в режиме ручного управления (откренивания и т.п.);
ж) исправность средств дистанционного отключения общесудовой вентиляции, пожарных и других насосов.
16.1.5 В ЭП с автоматическими системами управления особое внимание необходимо уделять проверке работы датчиков и реле, в ЭП палубных устройств и механизмов - обеспечению надежной работы тормозов, в электрогидравлических приводах - проверке работы электромагнитных клапанов.
16.1.6 При использовании электрогидравлических приводов всех назначений ввод их в действие и обеспечение исправности гидравлической части, трубопроводов и гидравлических средств управления и автоматизации осуществляются МХЗ.
16.1.7 Отключение ЭП ответственных устройств допускается только с разрешения ВМХ, кроме случаев, когда промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай, В таких случаях ВМХ должен быть немедленно извещен о выполненном отключении.
16.1.8 ЭП, имеющие продолжительные нерабочие периоды, должны содержаться в постоянной готовности к действию. Не реже одного раза в месяц необходимо производить их осмотр, проворачивание электрических машин и измерение сопротивления изоляции ЭО. Во избежание наклепа подшипников проворачивание электрических машин, установленных в местах повышенной вибрации, рекомендуется выполнять чаще.