Обмывая якорную цепь с помощью шланга во время выборки якоря, следует стоять сбоку на расстоянии не ближе-1 м от якорной цепи.
2.3.15. Если необходимо послать людей в цепной ящик для очистки якорной цепи, работа брашпиля должна быть прекращена, а якорная цепь взята на ленточный тормоз и винтовой стопор. На пусковом устройстве брашпиля (шпиля) должен быть вывешен знак безопасности «Не включать — работают люди». Работать с якорной цепью в цепном ящике и на палубе нужно при помощи специальных крючьев.
2.3.16. Работы по очистке якоря и якорной цепи должны проводиться под руководством 1-го штурмана (1-го пом. капитана).
2.3.17. Выбирая якорь с помощью швартовного барабана, следует накладывать на барабан не менее трех шлагов или канатов якорной цепи. Если при подъеме якоря цепь или канат начинает проскальзывать, то следует немедленно прекратить выбирать якорь и увеличить число шлагов на барабане.
При поддержке ходового конца цепи или каната запрещается держать руки ближе 1 м от барабана механизма, а также выправлять цепи или канат при выбирании якоря.
При выборке якоря с помощью дректова якорную цепь следует выбирать после того, как дректов будет закреплен бушпритным стопором или временно на кнехтах.
При выбирании якоря наблюдающий за положением его и якорной цепи должен размещаться в безопасном месте и не перегибаться ,нерез фальшборт.
2.3.20. После подъема якоря якорную цепь следует прочно закрепить ленточным тормозом и палубным стопором, а цепную звездочку отключить от силового привода якорного устройства. При электрическом приводе отключить электродвигатель от источника энергии, а при ручном приводе после подъема якоря ручки и вымбовки должны быть сняты и убраны на штатные места.
Эксплуатация судовых шлюпок (лодок) и спасательных средств
2.4.1. Суда внутреннего плавания в соответствии с Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания Речного Регистра РСФСР, а суда смешанного плавания в соответствии с нормами и правилами Регистра СССР должны быть снабжены спасательными шлюпками, спасательными приборами и принадлежностями, которые должны размещаться на штатных местах, доступных для пользования и известных личному составу, не запираться на замок и содержаться в исправности. Запрещается использовать спасательные шлюпки для судовых надобностеи: выезда команды на берег, доставки продуктов с берега на судно и других целей. Спасательные шлюпки и рабочие лодки и их оборудование должны соответствовать требованиям РТМ 212.0038—75 «Требования безопасности к спасательным шлюпкам и рабочим лодкам» и дополнение к РТМ.
2.4.2. Для выезда команды на берег, выполнения различных судовых работ, промера глубин и др. суда должны обеспечиваться рабочими лодками.
Содержание на судне личных и нештатных лодок запрещается.
Примечание. Рабочие лодки должны предусматриваться на всех судах длиной более 25 м, кроме скоростных пассажирских и пассажирских судов внутригородских линий, а также на несамоходных без команд.
2.4.3. На бортах рабочих шлюпок (лодок) должны быть спасательные лееры, а на ширстреке у форштевня нанесена несмываемой краской надпись с указанием владельца и названия
Судна.
2.4.4. Надводный борт рабочей шлюпки (лодки) при полной нагрузке должен составлять не менее 0,3 высоты борта.
2.4.5. Рабочие шлюпки (лодки) в зависимости от типа должны иметь снабжение (табл. 2.4.1).
Таблица 2.4.1
(Извлечение из РТМ 212.0038—75)
Типы шлюпок и | Типы шлюпок | ||||
лодок | и лодок | ||||
Инвентарь | РШ-3, 5; | РШ-4, 5; | Инвентарь | РШ-3.5; | РШ-4,5; |
РЛ-1 | РЛ-2 | РЛ-1 | РЛ-2 | ||
количество, шт. | количество, шт. | ||||
Весло | Якорь-кошка* | ||||
Уключина со | Чехол на шлюпку | ||||
штертом | Рупор 425 (ГОСТ | ||||
Крючок отпорный | 234—73) | ||||
Черпак | I | Флаг-отмашка | |||
Фонарь сигналь | Стойка для сиг- | ||||
ный | нального огня | ||||
Фалинь длиной | /.= 1200 мм, d= | ||||
15 м | = 30 мм | ||||
Пробка спускно- | Подвеска-строп | ||||
го отверстия с це- | |||||
почкой |
* Рабочие шлюпки могут снабжаться якорем, но не обязательно.
2.4.6. Шлюпочное устройство должно быть исправно и испытано. На право его эксплуатации должно иметься действующее свидетельство Речного Регистра РСФСР (Регистра СССР).
2.4.7. Спасательные шлюпки должны быть полностью укомплектованы, закрыты чехлами и содержаться в состоянии готовности к немедленному использованию. Отверстия для стока воды должны быть открыты, а пробки от них привязаны к кольцу, ввернутому рядом с отверстием.
2.4.8. Каждая спасательная шлюпка должна быть закреплена за одним из членов судовой команды, на которого возлагается обязанность постоянного наблюдения за ее состоянием, уход за шлюпкой и управление ею после спуска на воду по сигналу тревоги.
2.4.9. Капитан перед вводом судна в эксплуатацию, а в период эксплуатации не реже одного раза в месяц, обязан проверять исправность шлюпочных устройств, спасательных шлюпок И рабочих „лодок.
2.4.10. К управлению судовыми моторными лодками (шлюпками) допускаются члены экипажа, имеющие дипломы (свидетельства) на право управления судами, земснарядами, другими моторными плавсредствами. Остальные члены экипажа при необходимости могут быть додущены к управлению моторными лодками (шлюпками) после обучения по программе, разработанной предприятием-судовладельцем, сдачи экзамена комиссии, назначаемой руководителем предприятия, получения соответствующего удостоверения (в редакции телеграммы Минречфлота РСФСР и УК профсоюза рабочих морского и речного флота).
2.4.11. Перед спуском и подъемом шлюпки необходимо проверить исправность лебедки, тормозов и регулировку подъемно-спускного устройства шлюпки. Запрещается спускать и поднимать шлюпку, если в лебедке, тормозах и подъемно-спусковом устройстве обнаружены дефекты или неисправности, а также запутаны или перекручены шлюп-тали.
Запрещается выход в рейс без наличия в шлюпке аварийно-спасательного снабжения.
2.4.12. В тех случаях, когда спуск шлюпок не механизирован, лопари шлюп-талей должны быть разнесены на палубе.