Обмывая якорную цепь с помощью шланга во время выборки якоря, следует стоять сбоку на расстоянии не ближе-1 м от якорной цепи.

2.3.15. Если необходимо послать людей в цепной ящик для очистки якорной цепи, работа брашпиля должна быть прекра­щена, а якорная цепь взята на ленточный тормоз и винтовой стопор. На пусковом устройстве брашпиля (шпиля) должен быть вывешен знак безопасности «Не включать — работают люди». Работать с якорной цепью в цепном ящике и на палубе нужно при помощи специальных крючьев.

2.3.16. Работы по очистке якоря и якорной цепи должны проводиться под руководством 1-го штурмана (1-го пом. ка­питана).

2.3.17. Выбирая якорь с помощью швартовного барабана, сле­дует накладывать на барабан не менее трех шлагов или кана­тов якорной цепи. Если при подъеме якоря цепь или канат на­чинает проскальзывать, то следует немедленно прекратить вы­бирать якорь и увеличить число шлагов на барабане.

При поддержке ходового конца цепи или каната запрещает­ся держать руки ближе 1 м от барабана механизма, а также выправлять цепи или канат при выбирании якоря.

При выборке якоря с помощью дректова якорную цепь следует выбирать после того, как дректов будет закреплен бушпритным стопором или временно на кнехтах.

При выбирании якоря наблюдающий за положением его и якорной цепи должен размещаться в безопасном месте и не перегибаться ,нерез фальшборт.

2.3.20. После подъема якоря якорную цепь следует прочно закрепить ленточным тормозом и палубным стопором, а цеп­ную звездочку отключить от силового привода якорного уст­ройства. При электрическом приводе отключить электродвига­тель от источника энергии, а при ручном приводе после подъе­ма якоря ручки и вымбовки должны быть сняты и убраны на штатные места.

Эксплуатация судовых шлюпок (лодок) и спасательных средств

2.4.1. Суда внутреннего плавания в соответствии с Правила­ми классификации и постройки судов внутреннего плавания Речного Регистра РСФСР, а суда смешанного плавания в со­ответствии с нормами и правилами Регистра СССР должны быть снабжены спасательными шлюпками, спасательными при­борами и принадлежностями, которые должны размещаться на штатных местах, доступных для пользования и известных лич­ному составу, не запираться на замок и содержаться в исправ­ности. Запрещается использовать спасательные шлюпки для су­довых надобностеи: выезда команды на берег, доставки продук­тов с берега на судно и других целей. Спасательные шлюпки и рабочие лодки и их оборудование должны соответствовать тре­бованиям РТМ 212.0038—75 «Требования безопасности к спаса­тельным шлюпкам и рабочим лодкам» и дополнение к РТМ.

2.4.2. Для выезда команды на берег, выполнения различных судовых работ, промера глубин и др. суда должны обеспечи­ваться рабочими лодками.

Содержание на судне личных и нештатных лодок запре­щается.

Примечание. Рабочие лодки должны предусматриваться на всех су­дах длиной более 25 м, кроме скоростных пассажирских и пассажирских су­дов внутригородских линий, а также на несамоходных без команд.

2.4.3. На бортах рабочих шлюпок (лодок) должны быть спасательные лееры, а на ширстреке у форштевня нанесена не­смываемой краской надпись с указанием владельца и названия

Судна.

2.4.4. Надводный борт рабочей шлюпки (лодки) при пол­ной нагрузке должен составлять не менее 0,3 высоты борта.

2.4.5. Рабочие шлюпки (лодки) в зависимости от типа долж­ны иметь снабжение (табл. 2.4.1).

Таблица 2.4.1

(Извлечение из РТМ 212.0038—75)

  Типы шлюпок и   Типы шлюпок
  лодок   и лодок
Инвентарь РШ-3, 5; РШ-4, 5; Инвентарь РШ-3.5; РШ-4,5;
  РЛ-1 РЛ-2   РЛ-1 РЛ-2
  количество, шт.   количество, шт.
Весло Якорь-кошка*
Уключина со Чехол на шлюпку
штертом     Рупор 425 (ГОСТ
Крючок отпорный 234—73)    
Черпак I Флаг-отмашка
Фонарь сигналь Стойка для сиг-
ный     нального огня    
Фалинь длиной /.= 1200 мм, d=    
15 м     = 30 мм    
Пробка спускно- Подвеска-строп
го отверстия с це-          
почкой          

* Рабочие шлюпки могут снабжаться якорем, но не обязательно.

2.4.6. Шлюпочное устройство должно быть исправно и испы­тано. На право его эксплуатации должно иметься действующее свидетельство Речного Регистра РСФСР (Регистра СССР).

2.4.7. Спасательные шлюпки должны быть полностью уком­плектованы, закрыты чехлами и содержаться в состоянии го­товности к немедленному использованию. Отверстия для стока воды должны быть открыты, а пробки от них привязаны к коль­цу, ввернутому рядом с отверстием.

2.4.8. Каждая спасательная шлюпка должна быть закреп­лена за одним из членов судовой команды, на которого возла­гается обязанность постоянного наблюдения за ее состоянием, уход за шлюпкой и управление ею после спуска на воду по сигналу тревоги.

2.4.9. Капитан перед вводом судна в эксплуатацию, а в пе­риод эксплуатации не реже одного раза в месяц, обязан прове­рять исправность шлюпочных устройств, спасательных шлюпок И рабочих „лодок.

2.4.10. К управлению судовыми моторными лодками (шлюп­ками) допускаются члены экипажа, имеющие дипломы (свиде­тельства) на право управления судами, земснарядами, другими моторными плавсредствами. Остальные члены экипажа при необ­ходимости могут быть додущены к управлению моторными лодками (шлюпками) после обучения по программе, разработан­ной предприятием-судовладельцем, сдачи экзамена комиссии, назначаемой руководителем предприятия, получения соответ­ствующего удостоверения (в редакции телеграммы Минречфлота РСФСР и УК профсоюза рабочих морского и речного флота).

2.4.11. Перед спуском и подъемом шлюпки необходимо про­верить исправность лебедки, тормозов и регулировку подъем­но-спускного устройства шлюпки. Запрещается спускать и под­нимать шлюпку, если в лебедке, тормозах и подъемно-спуско­вом устройстве обнаружены дефекты или неисправности, а так­же запутаны или перекручены шлюп-тали.

Запрещается выход в рейс без наличия в шлюпке аварий­но-спасательного снабжения.

2.4.12. В тех случаях, когда спуск шлюпок не механизиро­ван, лопари шлюп-талей должны быть разнесены на палубе.

Наши рекомендации