Подсистема уборки и выпуска шасси
Лекция 4
Тема 1.5. Функциональные подсистемы шасси
Подсистема уборки и выпуска шасси
Уборка и выпуск шасси (УВШ) относится к одной из основных функций, которая обеспечивается гидравлической системой самолета. При этом следует выделить ряд общих закономерностей, реализованных в подсистемах УВШ современных самолетов.
1. Подсистема уборки шасси работает только от основной гидросистемы, не резервируется и аварийная уборка шасси не предусмотрена.
2. Подсистема выпуска шасси обычно резервируется и предусматривается аварийный выпуск шасси, в том числе и от альтернативных источников энергии.
3. В убранном и выпущенном положении стойка фиксируется специальными замками, управление которыми осуществляется с помощью гидромеханической системы.
4. Ниши шасси оборудованы специальными створками, которые закрываются как в убранном, так и выпущенном положении. Створки обычно разрезные и могут состоять из передних, средних и задних створок. Открытие и закрытие створок осуществляется специальными гидроцилиндрами, либо посредством тяг и качалок, кинематически связанных со стойкой шасси.
5. При уборке и выпуске шасси необходимо обеспечить заданную последовательность срабатывания агрегатов для предотвращения их разрушения: открыть замки створок; открыть створки; открыть замки убранного положения; выпустить стойки; закрыть замки выпущенного положения; закрыть створки; закрыть замки створок. При уборке система работает в обратной последовательности. Для обеспечения заданной последовательности срабатывания агрегатов используются системы концевых выключателей (на современных самолетах бесконтактных датчиков), либо электрические и гидравлические системы управления.
6. Усилия, создаваемые основными цилиндрами уборки и выпуска, должны быть достаточными для преодоления аэродинамического сопротивления (шарнирного момента), а также массовых и инерционных нагрузок.
7. В конструкции системы и ее агрегатов должна быть предусмотрена возможность плавного (безударного) срабатывания всех элементов.
8. Целесообразно выбирать такие компоновочные схемы шасси, при которых его выпуск может осуществляться под собственным весом в аварийных ситуациях, а замки убранного положения открываются летчиком через механическую проводку.
9. Управление агрегатами подсистемы уборки и выпуска шасси обычно осуществляется посредством электродистанционной системы управления от специальных ручек. При этом предусмотрена сигнализация о положении опор шасси в кабине экипажа.
10. На самолетах предусмотрена блокировка системы уборки шасси при обжатых амортизаторах.
На современных самолетах обычно используется трехопорная схема шасси с передней опорой, при этом как передние, так и основные опоры могут иметь несколько стоек.
Рассмотрим принципы работы подсистемы уборки и выпуска на примере передней опоры шасси (ПОШ) самолета Ил-76.
Электрическая схема управления уборкой-выпуском шасси самолета обеспечивает:
-необходимую последовательность срабатывания агрегатов (последовательность срабатывания электрогидрокранов обеспечивается автоматически переключением концевых выключателей, механически связанных с элементами конструкции опор и их створок);
-выпуск и уборку шасси;
-блокировку уборки опор при обжатых амортизаторах передней левой и задней правой основных опор шасси;
-подтормаживание колес передней опоры при уборке шасси.
Сливные линии электрогидрокранов всех опор шасси и их створок защищены антипульсаторами от возможного кратковременного резкого повышения давления. В гидроцилиндрах-выключателях замков установлены пластинчатые дроссели, смягчающие удар при возврате штока и предохраняющие замки от открытия при возможном кратковременном повышении давления в линии слива.
Окончание цикла уборки или выпуска определяется по средствам сигнализации (красные или зеленые лампы на сигнализаторе положения шасси, стрелочные указатели положения опор шасси), при этом кнопка "Уборка" или "Выпуск" шасси должна возвратиться в исходное положение, а установленная на ней красная кнопка-лампа – погаснуть.
Конструктивная и кинематическая схема ПОШ самолета Ил-76 приведена на рис.1.42.
Рис.1.42. Конструктивная и кинематическая схема уборки и выпуска ПОШ самолета Ил-76