Тяговые расчеты транспортных машин

Движение машин сопровождается действием сил, которые могут быть объединены в две основные группы: силы тяги Т, стремящиеся сообщить ведущей оси, а вместе с ней и машине поступательное движение, и силы сопротивления Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru ,возникающие при движении машины и направленные в сторону, противоположную движению. Кроме того, могут иметь место дополнительные силы сопротивления в виде тормозных сил, прилагаемые только при необходимости уменьшения скорости движения.

Движение машины будет возможным, если выполняются следующие два условия:

1) сила тяги привода ходового оборудования машины Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru должна быть больше или равна сумме всех сопротивлений, возникающих при движении машины, т.е.

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (1)

2) сила тяги по сцеплению движителя машины с дорогой или рельсом Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru должна быть больше или равна силе тяги, развиваемой приводом ходового оборудования машины, т. е.

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (2)

Тяговое усилие Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru ограничено мощностью привода ходового устройства, с которым связано зависимостью:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (3)

где Р - мощность двигателей механизмов передвижения, кВт; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - общий КПД механизма передвижения; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - скорость передвижения, м/с.

Сопротивление Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru (Н), возникающее при движении машины,

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (4)

где Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - внутреннее сопротивление ходового оборудования; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - сопротивление качению колес или гусениц; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - сопротивление повороту при движении по кривой; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - сопротивление уклона местности; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - сопротивление от сил инерции при разгоне (торможении); Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - сопротивление воздуха; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru -сопротивление возникающие на рабочих органах машины.

Внутренние сопротивления ходового оборудования составляют 6... 9% силы тяжести гусеничной машины и 4... 6% силы тяжести колесной машины.

Сопротивление качению колес или гусениц в первом приближении можно рассчитать по формуле

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (5)

где Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - коэффициент сопротивления передвижению движителей, значения которого приведены в табл. 1; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - вес машины, Н.

Сопротивление повороту Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru колесных машин, передвигающихся по твердому основанию, обычно мало и в расчетах не учитывается. Для случая движения колесных машины по рыхлому грунту:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru . (6)

Сопротивление повороту гусеничных машин определяется затратами энергии на срезание и смятие грунта гусеницами и на преодоление сил трения гусениц о грунт. При движении по вязкому рыхлому грунту:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (7)

по твердому грунту:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru . (8)

С уменьшением радиуса поворота сопротивление Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru обычно возрастает.

Таблица 1

Коэффициенты сопротивления передвижению Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru и сцепления Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru

Вид опорной поверхности Пневмоколесный движитель Гусеничный движитель
Шины высокого давления Шины низкого давления
Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru
Асфальтобетон сухой 0,015...0,02 0,7...0,8 0,02 . 0,7...0,8 - -
Грунтовая дорога:            
сухая 0,02...0,06 0,6...0,7 0,025...0,035 0,4...0,6 0,06...0,07 0,8...1,0
укатанная грязная влажная 0,13...0,25 0,1...0,3 0,15... 0,2 0,15...0,25 0,12...0,15 0,5...0,6
Грунт:            
рыхлый свежеотсыпанный 0,2...0,3 0,3...0,4 0,1...0,2 0,4...0,6 0,07...0,1 0,6...0,7
слежавшийся уплотненный 0,1...0,2 0,4...0,6 0,1...0,15 0,5...0,7 0,08 0,8...1,0
Песок:            
влажный 0,1...0,4 0,3...0,6 0,06...0,15 0,4... 0,5 0,05...0,1 0,6...0,7
сухой 0,4...0,5 0,25...0,3 0,2...0,3 0,2...0,4 0,15...0,2 0,4...0,5
Снег:            
рыхлый 0,4...0,5 0,15...0,2 0,1...0,3 0,2...0,4 0,1... 0,25 0,25...0,35
укатанный 0,05...0,1 0,25...0,3 0,03...0,05 0,3... 0,5 0,04...0,06 0,4...0,6
Болото - - 0,25 0,1 0,3 0,15
Бетон 0,015...0,02 0,7...0,8 0,02 0,7,.. 0,8 0,06 0,5... 0,6

Сопротивление движению машин от уклона местности

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (9)

где Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - угол подъема пути (знак «+» соответствует движению машины на подъем, знак « - » - под уклон).

При предварительных расчетах угол подъема можно принять равным 20...25° для гусеничных машин, 15...20° для пневмоколесных и 5...7° для колесно-рельсовых.

Если считать движение равноускоренным, то сопротивление от сил инерции при разгоне машины (торможении) будет

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (10)

где Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - рабочая скорость, м/с; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - начальная скорость машины, м/с; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - ускорение свободного падения, м/с2; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - время разгона или торможения, с.

При разгоне принимают знак «+», при торможении - знак «-», так как при этом сила инерции способствует продолжению движения.

При трогании с места на первой передаче можно принять для колесных машин Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru м/с, а для гусеничных машин - Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru м/с.

Сопротивление воздуха

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (11)

где Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - площадь поперечного сечения машины, м2; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - плотность воздуха, кг/м3.

Как видно из формулы, сопротивление воздуха возрастает пропорционально квадрату скорости и становится существенным прискорости более 60. ..70 км/ч.

Сопротивление от рабочего органа Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru зависит от назначения и типа машины, характера выполняемых работ, конструкции рабочего органа и других факторов.

Указанные выше сопротивления в действительности все вместе одновременно не возникают, и при тяговом расчете учитываются только те сопротивления, которые могут иметь место у рассматриваемой машины в конкретных условиях ее работы.

Для проверки второго условия возможности движения машины определяют достаточность сцепления ведущих колес или гусениц с дорогой (грунтом), гарантирующее от буксования, при этом

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , (12)

где Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - сцепной вес машины (для колесных машин равен весу, приходящемуся на ведущие колеса; для гусеничных машин равен полному весу машины); Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - коэффициент сцепления движителя с дорогой (см. табл. 1).

Во время движения машины может возникнуть следующая характерная ситуация:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru . (13)

Из этого неравенства видно, что сила тяги привода ходового оборудования машины недостаточна для преодоления сопротивлений и меньше силы тяги по сцеплению движителя с дорогой. В такой ситуации ходовое колесо провернуться не сможет и двигатель заглохнет.

Если ведущие колеса или гусеницы оказываются на влажной или обледеневшей дороге, на мокром глинистом грунте и т. п., то коэффициент сцепления и соответственно сила сцепления значительно уменьшаются и может иметь место неравенство

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru . (14)

При этом движитель будет буксовать и машина не сдвинется с места.

Движение машины возможно, если максимальное тяговое усилие Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru будет не меньше суммарного сопротивления движению Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru :

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru . (15)

Невыполнение условия (15) по тяговому усилию Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru означает недостаток мощности для движения машины с заданной скоростью Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru . Движение возможно с переходом на более низкие скорости передвижения, если они не ограничены кинематикой привода. Если условие (14) не удовлетворяется по усилию Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , то это означает, что машина не может двигаться из-за буксования движителей. Движение возможно при увеличении нормальной к поверхности передвижения нагрузки Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru или при увеличении коэффициента сцепления Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru . Для повышения Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru под буксующий движитель обычно подкладывают материал с большим коэффициентом сцепления.

Пример. Определим максимально возможную скорость передвижения гусеничного трактора Т-330, буксирующего пневмоколесную землевозную тележку с шинами высокого давления, на горизонтальном участке по свежеотсыпанному грунту, а также максимальный подъем, который может преодолеть трактор при движении по сухой укатанной грунтовой дороге, и скорость передвижения тракторного поезда на этом подъеме [3].

Масса трактора Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 39,8 т; масса груженого прицепа Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 55,7 т; мощность двигателя Р = 250 кВт; в трансмиссии трактора установлена коробка передач для бесступенчатого регулирования скоростей передвижения в трех диапазонах: от 0 до 3,5 км/ч; от 0 до 6,45 км/ч; от 0 до 13 км/ч; КПД трансмиссии Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,8.

Коэффициенты сопротивления передвижению и коэффициенты сцепления гусеничного движителя с дорогой принимаем по табл. 1. При движении по свежеотсыпанному грунту: для трактора - Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,085; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,65;; для прицепа Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,35. При движении по сухой укатанной грунтовой дороге: для трактора Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,065; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,9; для прицепа Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru =0,04.

При движении по горизонтальной дороге нормальная к поверхности передвижения нагрузка составит:

от трактора Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 39,8 · 9,81 = 390,44 кН;

от прицепа Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 55,7 · 9,81 = 546,42 кН,

где g = 9,81 м/с2 - ускорение свободного падения.

Сопротивление передвижению:

трактора (без прицепа) Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,085 · 390,44 = 33,19 кН;

прицепа Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,35 · 546,42 = 191,25 кН;

суммарное Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 33,19 + 191,25 = 224,44 кН.

Максимальное тяговое усилие по сцеплению гусеничного движителя с дорогой:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,65 · 390,44 = 253,79 кН.

Так как Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru то движение трактора не ограничивается сцеплением его движителя с дорогой.

Максимальная скорость передвижения:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 250 · 0,8 / 224,44 = 0,891 м/с = 3,21 км/ч.

Эта скорость реализуется на первом диапазоне коробки передач.

При движении на подъем с углом Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru по сухой укатанной грунтовой дороге нормальная к поверхности передвижения нагрузка:

от трактора Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 390,44 Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru .

Сопротивление передвижению (с учетом сопротивлению подъему):

трактора Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru =390,44 · (0,065 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru + Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru ), кН;

прицепа Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru =546,42 · (0,04 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru + Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru ), кН;

суммарное Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 390,44 · (0,065 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru + Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru ) +

+546,42 · (0,04 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru + Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru ) = 47,24 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru + 936,86 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , кН.

Максимальное тяговое усилие по сцеплению гусеничного движителя с дорогой:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 0,9 · 390,44 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru =351,4 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru , кН.

Движение на уклоне с углом а по условиям сцепления движителя с дорогой возможно, если Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru :

351,4 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru > 47,24 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru + 936,86 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru ,

откуда Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru (351,4 - 47,24) / 936,86 = 0,32, чему соответствует Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru < 18°.

Для предельного значения Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 18°:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru 390,44 · (0,065 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru 18° + sin 18°) = 144,79 кН;

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru 546,42 · (0,04 · Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru 18° + sin 18°) = 189,64 кН;

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru 144,79 + 189,64 = 334,43 кН.

Максимальная скорость на подъеме:

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru = 250 · 0,8 / 334,43 = 0,598 м/с = 2,15 км/ч,

что обеспечивается также на первом диапазоне коробки передач.

6. Определение производительности автомобилей и автомобильных и тракторных поездов при перевозке строительных грузов

Техническая производительность средств безрельсового транспорта (т/ч)

Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru ,

где Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - грузоподъемность, т; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - коэффициент использования по грузоподъемности, Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - то же, по пробегу; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - коэффициент, учитывающий затраты времени на разгон и торможение; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - дальность транспортирования в одну сторону, м; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - скорость движения, км/ч; Тяговые расчеты транспортных машин - student2.ru - соответственно время загрузки, разгрузки и маневрирования, с.

Задание на расчетную работу. Определить максимально возможную скорость передвижения транспортного средства, буксирующего пневмоколесный прицеп, на горизонтальном участке по свежеотсыпанному грунту, а также максимальный подъем, который может преодолеть транспортное средство при движении по заданному варианту вида опорной поверхности, и скорость передвижения поезда на этом подъеме.

Тяговые расчеты транспортных средств выполнить по данным приведенным в таблице 2 (вариант расчета принимается по двум последним цифрам зачетной книжки).

Таблица 2

Наши рекомендации