Точность зубчатых передач
При изготовлении зубчатых передач неизбежны погрешности, которые выражаются в радиальном биении зубчатого венца, отклонениях шага, профиля зуба, соосности осей колес, колебании межосевого расстояния и др. Эти погрешности приводят к повышенному шуму во время работы, потере точности вращения ведомого колеса, нарушению правильности и плавности зацепления, повышению динамичности и снижению равномерности распределения по длине контактных линий действующей в зацеплении нагрузки и в конечном счете определяют работоспособность передачи.
Точность зубчатых колес и передач регламентируется стандартом, в котором предусмотрено двенадцать степеней точности, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами от 1 до 12. Наибольшее распространение имеют 6, 7, 8 и 9-я степени точности (табл. 11.2): 6-я степень соответствует высокоточным скоростным передачам, 7-я — передачам нормальной точности, работающим с повышенными скоростями и умеренными нагрузками или с умеренными скоростями и повышенными нагрузками, 8-я — передачам общего машиностроения пониженной точности, 9-я — тихоходным передачам машин низкой точности.
Таблица 11.2. Степень точности передачи в зависимости от окружной скорости колес
Вил передачи | Вид зубьев | Степень точности | |||
Допуст | имая окружная скорость колес, м/с | ||||
Цилиндрическая Коническая | Прямые Косые Прямые Круговые | 20 30 12 20 | 6 10 4 7 | 3 5 1,5 |
Для каждой степени точности установлены три нормы:
норма кинематической точности, регламентирующая погрешность углов поворота зацепляющихся колес за один оборот;
норма плавности работы, регламентирующая колебания скорости за один оборот колеса, вызывающие динамические нагрузки и шум;
норма контакта зубьев, регламентирующая фактическую длину контактных линий зубьев, равномерность распределения нагрузки по ним и определяющая работоспособность силовых передач.
Регламентирован также боковой зазорj (см. рис. 11.19)между не-контактирующими поверхностями смежных зубьев при контакте их рабочих поверхностей. Боковой зазор необходим для предотвращения заклинивания зубьев передачи от нагрева, размещения смазочного материала и обеспечения свободного вращения колес. Размер зазора задают видом сопряжения зубчатых колес в передаче: H—нулевой зазор, Е— малый, Си D — уменьшенный, B—нормальный, A — увеличенный. Чаще всего применяют сопряжения вида В и С. Получение меньших боковых зазоров связано с повышенной точностью изготовления.