Контроль технического состояния

11.1.1 Общие принципы проведения контроля технического состояния СТС изложены в правилах технической эксплуатации (общие требования).

Номенклатура и периодичность работ по контролю технического состояния устанавливаются ПГТО, предназначенными для использования при комплексной системе ТО судов.

При контроле технического состояния дизелей должны быть учтены требования РД 31.20.50.

Контроль технического состояния дизеля осуществляется при его вахтенном обслуживании и ТО и включает наблюдения за работой дизеля по показаниям КИП и при наружных осмотрах его деталей, выполнение осмотров, обмеров деталей, замеров зазоров в соединениях, измерение определенных параметров с помощью средств технического диагностирования, применение неразрушающих методов контроля.

11.1.2 Определение технического состояния деталей может быть выполнено:

а) без разборки узла - по результатам измерения определенных параметров с помощью средств технического диагностирования или с минимальной разборкой (для получения доступа к узлу) - по результатам измерения зазоров и осмотра;

б) с контрольной разборкой части однотипных узлов для осмотров и обмеров деталей и перенесением полученных результатов на остальные узлы (выборочный контроль);

в) с разборкой всех однотипных узлов для осмотров и обмеров деталей.

11.1.3 Контроль без разборки или с минимальной разборкой может быть осуществлен:

а) для ЦПГ - по результатам измерения параметров рабочего процесса, плотности цилиндра и по результатам осмотра цилиндра изнутри с помощью эндоскопа через окна во втулке или через отверстия для арматуры в крышке цилиндра;

б) для рамовых подшипников - по результатам измерения раскепов коленчатого вала, масляных зазоров, по результатам осмотра картера и наружного осмотра подшипников;

в) для мотылевых подшипников - по результатам измерения масляных зазоров и по результатам осмотра картера и наружного осмотра подшипников;

г) для топливной аппаратуры - по результатам измерения параметров рабочего процесса и уровня ударных импульсов;

д) для турбокомпрессора наддува - по показаниям штатных КИП, результатам измерения параметров рабочего процесса, уровня вибрации корпусов подшипников, по результатам прослушивания в работе, осмотрам деталей через лючки в корпусе;

е) для полостей охлаждения дизеля, теплообменных аппаратов и газовоздушного тракта - по показаниям штатных КИП и по результатам осмотра через лючки;

ж) для привода распределительного вала - по результатам прослушивания в работе, осмотра рабочих поверхностей и измерения зазоров в зацеплении зубчатой передачи или вытяжки цепи для цепного привода.

11.1.4 Выборочный контроль может быть применен для подшипников коленчатого вала, распределительного вала, шатуна, для приводов ТНВД и клапанов газораспределения, для штоков поршней и их сальников, внутренних деталей поршней.

11.1.5 Контроль с разборкой должен быть применен к узлам дизеля, обеспечивающим безопасность его работы и маневренные качества судна. К таким узлам относятся предохранительные клапаны, реверсивное устройство, главный пусковой и пусковые клапаны, регулятор частоты вращения, воздухораспределитель, клапаны управления и блокировки.

11.1.6 При выполнении контрольных разборок узлов следует руководствоваться нормами параметров технического состояния, указанными в инструкции по эксплуатации и в технических условиях на ремонт дизеля.

11.1.7 В случае контроля технического состояния без разборки или с минимальной разборкой отклонения контролируемых параметров от норм свидетельствуют о необходимости разборки узла.

В случае контроля с разборкой узла отклонения контролируемых параметров от норм свидетельствует о необходимости регулировки зазоров, очистки, ремонта или замены деталей.

11.1.8 При оценке технического состояния рамовых подшипников и остова дизеля по раскепам коленчатого вала необходимо учитывать следующее:

а) решение об исправлении расколов принимают, сравнивая результаты измерений с нормами, содержащимися в инструкции по эксплуатации, или, при отсутствии таких норм в инструкции, с нормами Приложения В;

б) для выяснения как со временем меняется взаимное положение осей рамовых подшипников следует результаты каждой серии замеров раскепов сравнивать с предыдущими измерениями, а также с измерениями, сделанными после монтажа дизеля на судне при его постройке. Сравнение замеров производится раздельно в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

в) изменение вертикальных раскепов, сопровождаемое существенным изменением масляных зазоров, свидетельствует об износе рамовых подшипников;

г) существенное изменение вертикальных раскепов в результате перезатяжки анкерных связей свидетельствует о наличии износов (появлении зазоров) в горизонтальных соединениях (стыках) деталей остова;

д) обычно вертикальные раскепы со временем меняются медленно и мало, а горизонтальные раскепы практически не меняются, поэтому существенное изменение раскепов чаще всего - это результат деформации остова, которая может возникнуть после заварки трещин на остове, из-за износа фундаментных клиньев или из-за деформации корпуса судна после посадки на мель, столкновения или выполнения сварочных работ;

е) при прогреве дизеля, а для главного дизеля и в результате загрузки судна, вертикальные раскепы меняются в сторону отрицательных значений;

ж) при необходимости исправления раскепов следует выявить и устранить причину, вызвавшую их изменение. Если устранить причину невозможно, то следует компенсировать изменение раскепов изменением толщин вкладышей рамовых подшипников. Если изношен вкладыш, то необходимо его заменить. В случае износа соединений остова требуется произвести ремонт этих соединений. При износе фундаментных клиньев или при деформации корпуса требуется переустановка дизеля на фундаменте. Если произошла деформация остова дизеля в результате заварки в нем трещин, то целесообразно изменить толщины или заменить вкладыши рамовых подшипников, определенные при расчете корректировки раскепов.

Наши рекомендации