Общее устройство и работа системы охлаждения

Назначение: для отбора тепла от нагреваемых деталей двигателя и поддерживания необходимого теплового режима при работе двигателя.

Система жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией.

Основные детали:

1. рубашка охлаждения

2.водяной насос

3. радиатор

4. теплообменник

5. термостат

6. вентилятор

7. расширительный бачок

8. жалюзи

9. трубопроводы и шланги.

10. сливные краники;

11. датчики и показатели температуры и перегрева.

Система охлаждения обоих двигателей соединена друг с другом трубами пускового подогревателя.

Работа системы охлаждения.

Водяной насос подает охлаждающую жидкость в водяные рубашки блоков цилиндров из них жидкость поступает в рубашки головок блоков и отбирает тепло от камер сгорания цилиндров и выпускных каналов; головок; подогревает впускные трубы; от водяных ру­башек головок жидкость частично поступает в водяные рубашки компрессоров, затем через термостат в радиатор, из радиатора в теплообменник и к насосу.

Охлаждение жидкости при движении по суше осуществляется в радиаторе под воздействием потока воздуха через воздухопритоки и воздухоотводы , а при движении по воде в основном охлаждение жидкости происходит в теплообменниках.

Назначение, устройство и работа приборов системы охлаждения.

Водяная рубашка: представляет из себя полости в стенках блоков цилиндров и головок блоков цилиндров. Эти стенки, обмываемые жидкостью отбирают тепло от нагреваемых деталей.

Водяной насос: центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости.

Основные детали:

корпус;

валик;

крыльчатка;

самоподвижной сальник:

ступица со шкивом.

Привод - ременнопередачей от шкива коленвала. Насос установлен на крышке распределительных шестерен.

Радиатор: служит для охлаждения жидкости. Тип - трубчато-пластинчатый. Состоит :

1. сердцевина;

2. верхний и нижний бачки;

3. впускной и выпускной патрубки;

4. пробка с паровым клапаном и воздушным клапаном.

Работа: нагревается жидкость от рубашки охлаждения через термостат и впускной патрубок поступает в верхний бачок, а затем по трубкам, перетекает в нижний бачок. При протекании по трубкам жидкость охлаждается под воздействием потока воздуха, создаваемого вентилятором. Из нижнего бачка жидкость поступает в теплообменник.

Теплообменник: служит для охлаждения жидкости при движении на плаву, (устройство и работа аналогичны масляному теплообменнику.)

Термостат: служит для ускорения прогрева двигателя и предохранения его от переохлаждения. Он одноклапанный с твердым наполнителем. Состоит:

клапан с пружиной;

термосиловой элемент;

баллон;

шток.

Работа: при температуре жидкости 78-82° наполнитель расширяется и , перемещая баллон вниз, открывает клапан. При температуре 91-95° клапан открывается полностью.

Вентилятор: служит для создания потока воздуха через радиатор. Состоит:

шестилопастной вентилятор;

кожух;

кожух воздухоотвода;

редуктор;

карданный вал;

приводной валик.

Привод вентилятора осуществляется от носка коленвала через два карданных вала и редуктор

.

Жалюзи: предназначены для изменения интенсивности потока воздуха через радиатор при движении на суше. Она представляют из себя крышки с электроприводом открытия и закрытия.

Управление жалюзи тумблером на щитке приборов.

Расширительный бачок: служит для сбора охлаждающей жидкости, расширяющейся при нагреве, а также является паросборником.

Состоит:

бачок;

пробка;

паровоздушная трубка.

Краники слива: На теплообменниках по одному = 2;

на котле подогревателя = 1;

на отопителях = 5.

Датчики:

температуры охлаждающей жидкости и перегрева ввернуты в головки блока;

указатель температуры и лампочка перегрева на щитке приборов

Уход за системой охлаждения:

При КО:

проверить заправку (уровень жидкости в заливных горловинах по нижний обрез пароотводных трубок; в расширительных бачках воду заправлять на глубину 30-40 мм, а антифриз - 10-20 мм от дна бачка;

проверить нет ли течи.

При ЕТО:

дозаправить;

проверить натяжение ремней водяного насоса (11-13 мм).

При ТО-1:

смазать подшипники водяных насосов (литол - 24).

смазать подшипники натяжных роликов (литол - 24).

смазать подшипники вала вентилятора (литол - 24).

проверить уровень масла в редукторе вентилятора.

При ТО-2 проверить:

состояние пробок и их клапанов;

состояние радиаторов;

состояние резиновых муфт привода вентиляторов;

затяжку крепления крестовин привода вентилятора.

Наши рекомендации