Вопрос 1.Как подразделяется сталь по химическому составу?
Ответ. (на плакате).
Вопрос 2. Что такое углеродистая сталь?
Ответ. Сплав железа с углеродом с содержанием С до 2%.
Вопрос 3. Как подразделяются углеродистые стали в зависимости от содержания углерода?
Ответ. (на плакате)
Вопрос 4. Как подразделяются углеродистые стали по назначению? Как понимать эти названия?
Ответ. (на плакате).
Перейти к актуализации опорных знаний. Проводить устный фронтальный опрос с использованием плаката “Классификация сталей” (ответы на плакате закрыть листами бумаги и по мере дачи учащимися ответов убирать листы). Вопрос задавать 2 раза, добиться, чтобы все учащиеся включились в работу. Выйти на середину аудитории, активизировать учащихся на последних столах, вернуться к плакату. После каждого вопроса выходить в центр аудитории, ответы повторять и дополнять с помощью учащихся. При ответе на 2-й вопрос можно уточнить, что в действительности содержание углерода не 2, а 2,14%. Пояснить, что концентрация углерода и легирующих элементов дается в весовых процентах, а не в атомных, как это принято на диаграммах состояния. При ответе на 3-й вопрос показать, что градация углеродистый сталей более тонкая (десятые доли %), а градация легированных сталей в десяток раз более грубая (единицы %). Сказать, что в сравнении легче запомнить (это способ запоминания учащиеся должны знать). При ответе на 4-й вопрос обратить внимание учащихся на сведения из плаката: и углеродистые, и легированные стали могут быть как конструкционными, так и инструментальными. Из углеродистых сталей изготавливают менее ответственные конструкции. Из легированных – конструкции, работающие в условия больших нагрузок (трение, износ). То же самое касается качественных характеристик. Следует представлять себе, что качественная углеродистая сталь и качественная легированная сталь резко различаются по своим эксплуатационным свойствам (актуализация опорных знаний, представление сведений в систематизированном виде, налаживание контакта). Показать по таблице, какая часть материала изучается на этом уроке (осуществление связи с предшествующим уроком). А какая часть только повторяется. Отметить в журнале всех отвечающих и дополняющих. Сделать это так, чтобы все учащиеся хорошо заметили это. | Проверка домашнего задания 5 мин. | «А сейчас мы повторим материал предыдущего 14-го урока, проверим домашнее задание». Задание 1-му учащемуся: Написать группы углеродистой стали обыкновенного качества, отличающейся по гарантии завода-изготовителя. Привести примеры марок сталей и расшифровать. Ответ. Группа А – завод-изготовитель гарантирует механические свойства. Например, Ст3кп2 – сталь обыкновенного качества, 3-й марки по твердости и прочности, кипящая, 2-й категории нормированных показателей механических свойств. Группа Б - завод-изготовитель гарантирует предусмотренный стандартом химический состав. Например, БСт3сп – сталь обыкновенного качества, спокойная, содержание углерода 0,14-0,22%. Группа В - завод-изготовитель гарантирует механические свойства и химический состав. Например , ВСт3. Задание 2-му учащемуся: Какие элементы входят в углеродистую сталь, кроме железа и углерода? Какие свойства они придают стали? Ответ. Si не влияет, но при повышенном содержании (≥0,37%) ↑ упругость, жаростойкость, коррозионную стойкость. Mn не влияет, но при ≥0,8% ↑ твердость и износоустойчивость. S – вредная примесь:↑красноломкость, ↓ коррозионную стойкость. Не допускается более 0,06%. Р - ↑ хрупкость в холодном состоянии, ↑ обрабатываемость на станках. Экспресс-викторина на тему «Качественная сталь» Вопрос 1. Чем отличается по механическим свойствам качественная углеродистая конструкционная сталь от стали обыкновенного качества? Почему ее называют конструкционной? Ответ. Качественная имеет ↑ прочность, пластичность и ударную вязкость. Из нее изготавливают ответственные конструкции: оси, валы, зубчатые колеса, пружины, рессоры. Вопрос 2. Как маркируется качественная углеродистая сталь? Ответ. По среднему содержанию углерода: сотые доли процента дают двузначное число в марке, например, 45 означает, что в качественной углеродистой конструкционной стали содержится 0,45% углерода. Марка может быть дополнена: «кп» (кипящая), «сп» (спокойная) или «пс» (полуспокойная). Буква Г после марки означает содержание марганца около 1%. Буква Т после марки означает «термически обработанная». Буква Н после марки означает «нагартованная». Буква А перед маркой означает «автоматная сталь». Вопрос 3. Что такое «нагартованная сталь»? Ответ. Наклепанная или нагартованная сталь – упрочненная обработкой давлением. Вопрос 4. Что такое «автоматная сталь»? Ответ. Серу и фосфор содержащие стали, хорошо обрабатываемые на станках-автоматах с большой скоростью резания по производству метизов - болтов, гаек, винтов. Вопрос 5. Чем отличается по химическому составу инструментальная углеродистая сталь? Как это сказывается на механических свойствах? Ответ. Углерода свыше 0,7%; серы ≤0,03% (качественная) и ≤ 0,02% (высококачественная), фосфора ≤0,035 и 0,0030% соответственно. ↑ прочность, твердость и сопротивление ударным нагрузкам. Вопрос 6. Как маркируется инструментальная углеродистая сталь? Ответ. От У7 до У13. У – углеродистая сталь. Цифра - содержание углерода в десятых долях %. Буква Г после марки означает повышенное содержание марганца. Буква А после марки указывает, что сталь высококачественная. | Перейти к проверке домашнего задания. Вызвать к доске 2х учащихся для подготовки письменного ответа по домашнему заданию (Захарова Виктора и Полякова Виктора – неусидчивых учащихся, склонных к нарушению дисциплины). Дважды повторить задание каждому и пояснить задание громко, чтобы слышали все. (Применение метода индивидуализации). Одновременно с пояснениями задания учащимся у доски раздать в группе вопросы экспресс-викторины на тему «Качественная углеродистая сталь»: 3 вопроса - 1,3,5-й первому ряду, и 3 вопроса – 2,4,6-й третьему ряду. Пояснить, что учащиеся второго ряда будут дополнять ответы и участвовать в выставлении оценок (рейтинговых баллов). Для стимулирования работы объявить, что оставляю за собой право добавлять рейтинговые баллы по своему усмотрению, например, за активные действия команды. Скажем, учащийся не дал полного ответа, но натолкнул на мысль другого учащегося. За это он может получить дополнительный балл. Объявить правила: представитель команды задает вопрос 2 раза, громко и четко. Время на обдумывание не дается. Представитель отвечающей команды развернуто поясняет ответ. При неполном ответе учащегося допускается задавать наводящий или поясняющий вопрос (могут задавать как учащиеся, так и преподаватель). Стараться вовлечь в работу всех учащихся в зависимости от их роли в викторине. Предлагать командам задавать вопросы попеременно друг другу. По ходу давать комментарии ответам (полный, точный, убедительный), Подбадривать участников. Наблюдать и фиксировать кто и как принимает участие в экспресс-викторине. Оценить самостоятельность, подсказывание, подглядывание, активность и пассивность. Во время игры находиться в центре аудитории, попросить учащихся с первых столов развернуться к центру. К ответу на 1-й вопрос можно добавить: «сварные конструкции, штампованные и кованые детали». К ответу на 2-й вопрос можно добавить: «кроме буквы А, автоматные могут имеет после марки букву Е (селен) или букву Г (марганец»). К 3-му вопросу можно привести пример: «прокованное лезвие косы-литовки, которая широко используется на приусадебных участках и ребятам хорошо знакома, обладает повышенной твердостью». К ответу на 4-й вопрос можно добавить: «из-за высокого содержания фосфора и серы автоматные стали обладают пониженными механическими свойствами и их используют для изготовления малонагруженных деталей». К ответу на 5-й вопрос можно добавить: «химический состав углеродистых сталей делает их дешевыми, но он не обеспечивает глубину прокаливаемости более 25 мм (инструмент более 25 мм изготовить невозможно), а также не обеспечивает твердость при температурах выше 200°С». К ответу на 6-й вопрос можно добавить: «следует обратить внимание, что буква А впереди марки означает автоматную конструкционную углеродистую сталь, а та же буква позади марки означает высококачественную инструментальную углеродистую сталь с пониженным содержанием серы и фосфора. Текст, выделенный курсивом, может быть безболезненно выпущен, если экспересс-викторина затягивается. Кроме того, если появляется отставание от временнóго графика проведения урока, преподаватель может сам ответить на вопросы 3 и 4. После экспересс-викторины, объявить обнаруженные пробелы в знаниях, устранить ошибки, еще раз озвучить верные сведения. Выяснить причины невыполнения домашнего задания отдельными учащимися. Отметить учащихся за хорошую работу, похвалить за выполнение домашнего задания, сделать замечания (методы поощрения и порицания). Продемонстрировать учащимся, что рейтинговые баллы заносятся в журнал. Далее, проверить ответы учащихся у доски (с использованием метода взаимного контроля учащихся – работа со всей аудиторией). Выявить недочеты, исправить при необходимости ошибки. Повторить правильные ответы, занести рейтинговые баллы в журнал. Закончить проверку домашнего задания. |
Подготовка учащихся к усвоению нового материала 2 мин. | Тема урока: ЛЕГИРОВАННЫЕ СТАЛИ. ЛЕГИРУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СВОЙСТВА СТАЛИ. План: 1.Легирующие компоненты и их влияние на свойства стали. 2. Конструкционные легированные стали. 3. Инструментальные легированные стали. Сегодня вы узнаете, что такое легированные стали, зачем они нужны и на какие группы делятся, Получите сведения о том, чем отличаются легированные стали от углеродистых сталей, какие легирующие компоненты используют и как они влияют на свойства стали. Также мы рассмотрим, какие детали и отливки изготовляют из легированных сталей. Новые знания о свойствах и применении сталей пригодятся вам в будущей профессии. Например, вы сможете сказать как изменяются физико-механические свойства сталей за счет введения определенных легирующих элементов. А зная свойства, можно будет правильно выбрать необходимый для модельщика по металлическим моделям инструмент. Но для этого потребуется знать марки легированной стали, и мы их также сегодня изучим. | Сообщить и продиктовать тему урока, план урока, повторить 2 раза (переход к новой теме, методика руководства конспектированием). Пройти по рядам, убедиться, что все учащиеся приступили к изучению нового материала. Потребовать записать тему , план и цели изучения. Проверить конспекты. Объяснить, что именно учащиеся узнают из новой темы, показать практическую значимость изучаемого материала (переход к изложению нового материала, целеполагание, методика организации познавательной деятельности). Озвучивая цели изучения темы, показать некоторые инструменты модельщика по металлическим моделям: шаберы, напильники, резцы, сверла. При этом показать несколько сверл большого диаметра, напомнить через зрительный канал о примере в начале урока (учащийся Калугин неверно выбрал сверло). Переход к изложению 1-го пункта плана |