Особенности ремонта аппаратуры для пуска двигателей

Здесь рассмотрены распространенные дефекты, которые могут встретиться в схемах пуска и управления работой асинхронных электродвигателей, а также способы их нахождения и устране­ния, если установлено, что дефект имеет место в контакторе или реле (§ 14.4), в предохранителе (§ 14.2) и т.д.

Для предотвращения аварий предусмотрена комплексная за­щита электродвигателей. Необходимость защиты электротехничес­ких устройств от возможных токов перегрузки вполне очевидна, хотя такая защита далеко не всегда оказывается эффективной, по­скольку результат ее срабатывания — отключение объекта и пре­кращение его функционирования. Во многих случаях можно было бы предотвратить возникновение опасных перегрузок путем изме­нения режима цепи в такие моменты времени. Примером устройств, ограничивающих перегрузки электродвигателей при пуске, явля­ются схемы плавного пуска двигателей. Назначение этих устройств — исключить броски тока при пуске и ограничить пусковой ток при разгоне двигателя до номинальной частоты вращения.

Устройства пуска по напряжению просты и пригодны для элект­родвигателей с вентиляторной нагрузкой, т. е. приводящих в движе­ние насосы, помпы, вентиляторы и другие подобные устройства.

Наиболее распространенная схема прямого (непосредственно­го) пуска и защиты трехфазного асинхронного двигателя неболь­шой мощности приведена на рис. 14.9, а. Она состоит из 14 элемен­тов: автоматического выключателя QF, предохранителей F1 и F2, главных контактов К. 1, контактора К, электротепловых реле КК1 и КК2, кнопки S1, электродвигателя М, размыкающих контактов KK1.1 и КК2:1, катушки контактора К, кнопки S2 и вспомогательного кон­такта К2, включенного параллельно кнопке S2, Отказ любого из эле­ментов схемы приведет к нарушению функционирования устройства.

Особенности ремонта аппаратуры для пуска двигателей - student2.ru

Рис.14.9. Магнитный пускатель серии ПА

Перед тем как приступить к ремонту оборудования, необходи­мо определить, какой из элементов и по какой причине отказал. Для наглядности рассмотрим пример, когда в собранной схеме имеется дефект, проявляющийся в том, что при нажатии кнопки S2 двигатель запускается, но при ее отпускании останавливается.

Сопоставив описание работы неисправной схемы с представ­лением о ее правильной работе, можно утверждать, что после срабатывания контактора К кнопка S2 не шунтируется. Причи­ной может быть дефект в контакте К2 или в цепи связи этого контакта с кнопкой S2. Проверим первую причину. Для этого, пред­варительно отключив питание автоматическим выключателем F, установим перемычку Е1 (рис. 14.9, б) на зажимах контакта К:2 (точки 3— 4). Для простоты предохранители в перемычках на этом рисунке не показаны и в дальнейшем показываться не будут. Ава­рийных последствий установка перемычек вызвать не может, так как этим имитируется срабатывание контакта, аналогичное проис­ходящему в исправной схеме.

Подав питание, видим, что контактор К без нажатия кнопки S2 не срабатывает. Так как мы включили перемычку Е1 парал­лельно кнопке S2, но при этом контактор К не сработал, можно утверждать, что причиной дефекта, вероятнее всего, является не неисправность контакта К2, а нарушение его связей со схемой.

Поэтому снимем перемычку Е1 и для проверки связи контакта К2 со схемой установим перемычку Е2, соединив точки 2— 3. По­дав питание и нажав кнопку S2, проследим за работой схемы. При отпускании кнопки размыкается и контактор К. Это говорит о том, что цепь 2—3, соединяющая кнопку с контактом, не имеет дефекта. В ином случае при отпускании кнопки контактор остался бы включенным, так как установленная перемычка Е2 замыкала бы оборванную цепь.

Проверим цепь 1 — 4, для чего установим перемычку ЕЗ, пода­дим питание на схему и нажмем кнопку S2. После отпускания кнопки S2 контактор К не возвращается в исходное положение. Таким образом, дефект, приведший к отказу системы управле­ния, найден — это обрыв цепи 1—4. После этого ремонт пуско­вой аппаратуры двигателя сводится к восстановлению цепи 1— 4.

Рассмотрим еще один пример. В схеме управления асинхрон­ным электродвигателем (рис. 14.10, а) питание осуществляется от вторичной обмотки трансформатора Т. Дефект проявляется в том, что при пуске электродвигателя путем нажатия одной из кнопок SQ2— SQn гаснет горевшая до этого лампа H1, сигнализирую­щая о работе двигателя.

Особенности ремонта аппаратуры для пуска двигателей - student2.ru

Рис. 14.10. Схема управления асинхронным электродвигателем (а);

дефект в ней (б) и схема включения лампы (в)

Анализ основной схемы, к сожалению, не нагляден, так как она не отражает изменений, возникших после проявления дефек­та. Составим новую схему, отражающую реальное включение эле­ментов, начав с сигнальной лампы H1, которая неправильной работой указала бы на существование дефекта. Так как цепи пита­ния этой лампы исправны, для проверки можно использовать просто визуальный контроль и установить, что проводники, иду­щие от лампы H1, подключены не к тому полюсу питания (рис. 14.10, б). Реальная схема, приведенная на рис. 14.10, в пока­зывает, что при отключенном контакторе лампа получает пита­ние по цепи: полюс а — катушка контактора К — лампа HI — полюс b. Сопротивление катушки К на работу лампы H1 не влия­ет, так как уменьшает напряжение на ее выводах только до значения, достаточного для надежного зажигания. При такой схеме вклю­чения контакт контактора К после срабатывания шунтирует лам­пу и она гаснет. Таким образом, дефект найден, и ремонт схемы управления сводится к изменению точки включения лампы.

Наши рекомендации